Форма проведения: классный час.
Класс (возраст обучающихся): 1-4 класс (6-11 лет)
Разделы методической разработки воспитательного мероприятия:
- тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
- тематическое направление: духовное и нравственное воспитание,
- обоснование ее выбора (актуальность).
Каждый учитель всегда задается вопросом, как воспитывать в ребенке любовь к своей родине, как научить ценить и хранить национальную культуру. Считаю раскрытие этих чувств основополагающими в воспитании детей. Надо, как можно раньше, наполнить души детей общечеловеческими ценностями, нравственными идеалами добра, порядочности, заботы, милосердия, образованности, честности. А всё начинается с любви к близким, любви к Родине. Дети идут в школу и чувствуют, что это их район, их родная улица с храмом, в котором поют колокола о душе русского народа, о Родине.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 2 класс (8-9 лет).
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Планируя воспитательную работу с классом, придерживаюсь общешкольной задачи «Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию страны, города, школы» и преемственности в системе мероприятий, направленных на осознание неповторимости Родины, её судьбы, на изучение исторических и культурных корней родного города, формирование гордости за славу предков и современников. Результат воспитания проявляется в отношении ребёнка к действительности, коллективному взаимодействию в изучении своего района, творческой самоотдаче. Планируя мероприятия по воспитанию патриотизма раскрываю в детях духовно-нравственные качества.
Мероприятия 1 класса:
- Моя школа - наш общий дом
- 19 октября день рождения класса
- Книжкина неделя «Дорогая моя столица»
- Агитбригада «Битва под Москвой»
В школьном музее авиации и космонавтики:
- Знакомство с музеем. Подвиг героя Советского Союза А.К.Новикова, чьё имя носит школа.
- Музейный урок - коллективный проект «Луна далёкая и близкая» в рамках работы «Я горжусь своей школой».
Мероприятия 2 класса:
- 1 сентября классный час «Наш район - наша гордость».
- Классный час «Дорогами Жулебино. Мы идём в школу».
- Классный час «Жулебино - наш любимый уголок России».
- Урок мужества, посвященные Битве под Москвой «Дорогая моя столица».
- Участие в акции «Письмо ветерану».
- Фестиваль «Россия моя»! и др.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: формирование у детей чувства принадлежности к Родине, любви и преданности к своему Отечеству; раскрыть значение малой родины в жизни каждого человека.
Задачи:
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию страны, города, школы.
- расширить понятия: Родина и малая родина - «Уголок России».
- создание условий, для формирования у детей «связующей нити» с местом их проживания, учёбы и историко-культурным наследием района, чтобы не прерывалась связь времен и связь поколений.
- развитие интереса к поисковой деятельности и желание больше узнать о родном районе через чтение документально-исторической и художественной литературы.
- научить видеть красоту родного района Москвы.
Планируемые результаты: В процессе проведения мероприятий, направленных на духовное и нравственное воспитания школьников, формируются качества личности: чувство патриотизма, любовь и верности к России, к малой родине - району Выхино-Жулебино, чувство гражданской ответственности за свои дела и поступки.
- Личностные: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, уважение к своему народу, принятие ценностей; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
- Коммуникативные: развивать умения договариваться при распределении на группы, формировать навыки сотрудничать со сверстниками, взрослыми при подготовке мероприятия; уметь высказывать свое мнение.
- Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с целью и поставленной задачей; осуществлять контроль в ходе выполнения деятельности; уметь оценивать достигнутые результаты своей работы.
- Познавательные: осуществлять поиск информации и подготовку материалов для составления выступления по теме (рубрике) с использованием энциклопедий, электронных справочников, литературы по истории района, строить сообщения в устной форме и письменной форме, развивать речь.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
- Классный час по теме «Жулебино - наш любимый уголок России» является частью общей темы года «Москва - моя малая Родина».
- Тематические классные часы, раскрывающие общую тему являются коллективными творческими делами класса с презентацией творческого продукта.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов;
- технология деятельностного подхода;
- технология проектного обучения с использованием ИКТ;
- технология коллективного творческого дела;
- объяснительно-иллюстративный метод.
Формы работы:
- индивидуальная, работа в группах - "Обучение сообща" (использую в работе коллективную подготовку выставки, сбор материалов для презентаций)
- Словесные формы - классные часы, собрания, беседы, встречи c интересными людьми, игры-путешествия, создание творческих работ.
- Наглядные формы - художественное творчество - конкурс рисунка. Плакаты «Сбережём наш лес», «Игровая площадка» стенды «Карта Жулебино с отмеченными флажками достопримечательностями, книжные выставки «К 270-летию со дня рождения Кутузова М.И.», «Детство М.Ю.Лермонтова».
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
- кадровые - классный руководитель
- информационные - информационный стенд «Дорогами Жулебино». Стенд «Наши дела» по распределению тем для корреспондентов
- материально-технические - презентации, фотографии, книги, газеты с информацией о Жулебино, карты-планы Жулебино.
- социальные ресурсы - вовлечение родителей
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Классный час рассматривается, как результат коллективной творческой добровольной подготовки, которая проводится в несколько этапов.
На первом этапе подготовки ведущая роль учителя. Учитель - ученик.
На этапе сбора материала (помощь родителей) и подготовки сообщений ученики проявляют самостоятельность и активность. Ученик - учитель.
На этапе проведения классного часа учитель берет на себя главную роль, как ведущий, ориентируясь по времени и плану занятия. Учитель - ученик. Учитель использует подводящий диалог, направляет детей на обобщения и выводы.
Материалы по подготовке к классному часу:
1. Библиотека 108 ЦБС ЮВАО
Рубрика «Наш Жулебинский лес»
https://vk.com/lib_uvao_108?w=wall-71752500_1733
2. Сайт района Выхино-Жулебино. История района. Символика района.
https://vyhino-zhulebino.mos.ru/the-area-vykhino-zhulebino/the-history-of-the-iona/
3. Муниципальный округ Выхино-Жулебино в городе Москве
http://www.vihyno.org/region/simvolika/
4. История районов Юго-Восточного округа Москвы.
Выхино-Жулебино. http://mosopen.ru/region/vyhino-zhulebino/history
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
Подготовка проведения мероприятия.
Подготовительный этап
Форма подготовки |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Классный час |
Определение темы и цели проекта. |
сентябрь |
Распределение класса на подгруппы по темам мини-проектов.
|
||
Информационные
|
Обсуждение с учителем объема информации. Подготовка выступающих. |
октябрь |
Подготовка карт, фотографий. (родители, классный руководитель) |
План проведения мероприятия
Основной этап
I. Организационный момент. Мотивация. Включение всех учащихся в деловой ритм
- (учитель) Дети, мы продолжаем серию классных часов о нашей столице, о родном городе Москве.
(Звучит гимн Москвы). Слайд №2
Дети поют 1 куплет гимна Москвы. (так в этом году начинаем классные часы о Москве)
- (учитель) Москва - это город со старинной и современной красотой улиц и парков. Здесь все пропитано историей, которая видна повсюду. Докажите это.
- (ученик) Много старинных зданий, высотки, Москва Сити. Церкви, музеи.
- (учитель) Правильно, дети. Здесь можно найти исторические памятники, учреждения правительства, производства, зеленые парковые зоны, театры и уникальную архитектуру. (учитель показывает «Копилку класса любимых мест в Москве»)
А теперь посмотрите сколько в Москве административных округов. Москва гордится каждым из 12 округов. Районов - 125. слайд №2
Мы живём в Юго-Восточном округе (на карте №5).
Москвичи заботятся о том, чтобы их каждый район был красивым, современным, родным уголком России.
Кто знает, как называется наш район?
- (ученик) Наш район называется Выхино-Жулебино.
II. Актуализация знаний. Введение в тему
(Учитель нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения города Москвы, формулирует и сообщает, чему они должны научиться, что узнать).
- (учитель) Сегодня нам не потребуется транспорт для виртуального переезда в музей или парк. Ведь мы поговорим о нашем родном Жулебино.
Представим, что мы собрались в издательстве газеты района Выхино - Жулебино. Как вы думаете, какая цель нашей общей работы на классном часу?
- (ученик) Сегодня мы создадим нашу газету о Жулебино.
III. Постановка учебной задачи. Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.
- (учитель) Я знаю наши корреспонденты проделали большую работу, чтобы выпустить газету нашего класса. Сообщите о вашей готовности.
- (ученик) Материал для газеты готов.
- (учитель) С чего начнем?
- (ученик) Можно продумать как лучше оформить.
- (ученик) каждая группа корреспондентов выступит.
- (ученик) лучше начать с названия - заголовка.
- (учитель) Правильно. Как и для любой газеты нужно начать с названия. Ваши предложения были рассмотрены на редакционном совете класса. Все пришли к общему мнению, что газета будет называться «Жулебино - наш любимый уголок России» (Ставлю музыку «Уголок России»)
Давайте оформим верхнюю часть газеты. Так как наш район принадлежит Москве оформим с левой стороны Герб Москвы, а с правой стороны герб Выхино-Жулебино.
(Редколлегия оформляет верхнюю часть первой полосы).
- (учитель) Кто изображен на гербе Москвы? Слайд №2
- (ученик) Георгий Победоносец поражает золотым копьём чёрного змея.
- (учитель) Знаете ли вы кто изображен на гербе нашего района? Слайд №4
- (ученик) Это лев и лис.
- (учитель) Да. Правильно. Про герб нашего района мы узнаем в ходе классного часа. Всему своё время.
- (учитель) Давайте представим собранный вами материал о районе, обсудим рубрики и заинтересуем всех, о чем пойдет речь в нашей газете.
(Дети представляют рубрики газеты):
- «Преданья старины глубокой»
- История названия района.
- Поход М.И.Кутузова.
- Лермонтовский проспект.
- Первый поезд.
- Памятные места Жулебино (улицы, памятники).
- История одного аэродрома.
- «Это наш город. Мы здесь живём».
- «Жулебинский лес»
IV. Реализация построенного проекта учебной деятельности
- (учитель) Михаил Ломоносов говорил: «Народ, который не знает своего прошлого, не имеет и будущего».
Как вы понимаете эти слова?
- (ученик) Без прошлого нет настоящего, а значит и будущего.
- (ученик) Мы изучаем прошлое и еще больше любим нашу страну.
- (учитель) Как вы правильно ответили. А вот В.Г.Белинский сказал так: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее».
Наша родина гордится своей историей. И знать ее должен каждый.
(Выступления по группам).
- (учитель) А теперь раскроем тайны преданий старины глубокой. Откуда пошло название Жулебино? Нам расскажут наши историки.
- Рубрика газеты «История названия Жулебино» Слайд №3
- (ученик) С конца 15 в. В наших местах была деревня Жулебино.
(1499 год) Назвали ее так потому, что жил здесь и правил боярин Андрей Остеев. Прозвище у него было Жулеба. Означает это хитрец. Все вопросы он решал мирно с хитростью, c умом.
- (учитель) Вот так род Остеевых стал Жулебиными. А теперь послушайте еще одну версию названия.
Название "Жулебино" происходит от древнерусского слова гулбис, что означает - лебедь. И река здесь протекала Голедянка. Сейчас она убрана в трубы. Если так считать, то Жулебино наше, как лебёдушка.
Граф Шереметьев владел двумя деревнями. На его фамильном гербе есть лев с лавровой ветвью. А теперь давайте рассмотрим герб Выхино-Жулебино. Как вы думаете, почему на нем есть голубая лента? Слайд №4
- (ученик) Голубая лента - это реки района, которые протекают здесь с давних времён.
А что обозначает лев и лис?
- (ученик) Лев - от родового герба Шереметьевых.
Лис - из названия Жулебино. Хитрый, как лис Жулеба.
- (учитель)Узор наверху?
- (ученик) Как наличник на окнах деревянного дома.
- (учитель) Дети, что обозначает зелёный фон герба?
- (ученик) Это леса и поля
- (учитель) Вот мы и разгадали первую тайну герба.
Рубрика «Поход Кутузова» Слайд №5
Шло время. Около деревни проходила дорога на Рязань. Наступил 1812.
Расскажите историки об этих временах.
- (ученик) Во время отечественной войны 1812 года французы сожгли многие дома в Жулебино. Взрослые уходили в ополчение и были партизанами.
- Когда Кутузов оставил Москву, его войско сначала пошло по рязанской дороге. На постой перед важным Тарутинским сражением Кутузов останавливался в нашей деревне. (дети оформляют в газету иллюстрации)
- (учитель) В гимне нашего района как раз говорится об этом событии. (Звучит гимн. Дети подпевают)
«Здесь славный Кутузов с войсками Москву и Россию спасал,
На старой Рязанской дороге Тарутинский марш начинал…»
Рубрика «Лермонтовский проспект» Слайд №6
- (учитель) Чем знаменита еще наша дорога?
- (ученик) Называется она сейчас Лермонтовский проспект. Здесь можно увидеть старые домики. Именно здесь была деревня. (дети оформляют в газету иллюстрацию)
- А назван проспект в честь поэта Михаила Лермонтова неслучайно. По этой дороге поэт ездил в кибитке в Пензенская область, в свою усадьбу Тарханы.
- Послушайте какое красивое стихотворение Лермонтова о Родине.
«Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень…»
Рубрика «Первый поезд» Слайд №7
- (учитель) Настало время и появился новый транспорт. Какой?
- (ученик) Это паровозы. 11 июня 1860 года начинается строительство железной дороги от Жулебино до Панков.
(дети оформляют в газету иллюстрацию)
- (ученик) А теперь давайте расскажем, чем бы могли угостить жители деревни в начале в 20 веке.
- Здесь был колхоз имени третьей пятилетки.
- В теплицах выращивали овощи и фрукты. (дети оформляют в газету иллюстрации)
- (учитель) Сколько мы много узнали о нашем Жулебино. Почему нам хочется узнать о нем ещё больше?
- (ученик) Я живу здесь. И история о Жулебино мне родная.
- Я хочу всё запомнить и хранить, и ещё всем рассказать.
- Я горжусь людьми, кто здесь раньше жил, работал и помогал городу и стране.
- (учитель) Да. Нам есть кем гордиться. Бережно храним мы память о войне и героях, защитивших нашу страну. Военные историки, ваше слово.
Рубрика «История одного аэродрома». Слайд №8
- (ученик) До войны и во время войны в Жулебино был военный аэродром. - (ученик) Истребительная авиация наносила удары по войскам противника. (дети оформляют в газету иллюстрацию)
- (учитель) Дети, что вы знаете о эскадрилье 108-го ШАП?
- (ученик) Это штурмовой авиационный полк.
- (ученик) 108 штурмовой авиационный полк в 1942 году располагался на аэродроме в Жулебино.
- (ученик) Лётчики защищали Москву и 15 из них погибло.
- (учитель) Наша школа №1793 носит имя командира эскадрильи Героя Советского Союза Александра Кирилловича Новикова.
- (ученик) На территории школы установлен памятник. На нём написаны имена 15 погибших лётчиков. (дети оформляют в газету иллюстрацию)
- (учитель) Есть ли еще в Жулебино памятник на пересечении Жулебинского и Хвалынского бульвара, посвященный летчикам 108 авиационного полка? Слайд №9
- (ученик) Да. Это очень красивый и торжественный памятник с 15 летящими самолётами. (дети оформляют в газету иллюстрацию)
- (учитель) Вечная память. Мы никогда не забудем подвиг лётчиков и посетим с вами школьный музей.
- (учитель) Есть ли еще памятники героям войны?
В нашем районе есть три улицы, названные в честь героев Великой Победы. Какие это улицы?
- (ученик) Улицы: Маршала Полубоярова, Генерала Кузнецова, Авиаконструктора Миля.
- (ученик) Улица Генерала Кузнецова названа в честь Героя Советского Союза - Василия Ивановича Кузнецова (дети оформляют в газету иллюстрацию) Слайд №10
- (ученик) Улица Маршала Полубоярова названа в честь Героя Советского Союза маршала бронетанковых войск - Павла Петровича Полубоярова. Слайд №11
- (ученик) Улица Авиаконструктора Миля. Этот памятник посвящен Михаилу Леонтьевичу Милю, и его вертолету МИ-2. В Жулебино в 1954-1987 году находилось вертолетное поле, где проводили испытания вертолетов авиаконструкторского бюро им. М.Л.Миля. Слайд №12,13
- (учитель) Дети, как вы думаете, зачем устанавливают памятники?
- (ученик) Памятник - это история, это наша память. То, что нельзя забывать.
- (ученик) Я думаю, что это герои, которых все должны знать.
- (учитель) Давайте разместим ваши фотографии в газете.
Рубрика «Это наш город. Мы здесь живём». Слайд №14
- (учитель) А сейчас подойдите к окнам. Что вы видите?
(Храм, лес, бассейн, дома, бульвар)
Посмотрите, как красиво кругом. А хотите сделать еще лучше?
(ответы детей)
А мы с вами, что можем сделать в Жулебино? Какую пользу принести в будущем и сейчас?
- (ученик) Когда вырасту построю красивый дом.
- (ученик) Посажу много цветов и деревьев. И будет город - сад.
- (ученик) Я считаю, что надо беречь, что есть у нас. Нашу школу, деревья.
- (ученик) Мы кормушки вешаем для птиц.
- (учитель) Хочу вас пригласить, дети, в наш лес. Он наше и прошлое, и настоящее, и будущее. Многое повидал Жулебинский лес. И заботливое отношение и потребительское. Но жители Жулебино и администрация района запретили стройки в лесу и сброс отходов. В 2013 году жители Жулебино вышли на субботник «Зеленая Россия». Среди них были и ваши родители. В 2014 году все вместе сажали саженцы хвойных растений. В нашу школу их привёз Г.А.Зюганов. И самое главное, что постановлением Правительства Москвы 9 августа 2016 рода был образован «Природный заказник «Жулебинский».
- А что такое заказник. Вспомним окружающий мир.
- (ученик) Это территория охраняемая.
- (ученик) Здесь нельзя строить и вырубать деревья. Нельзя убивать животных.
А вот так будет выглядеть новый парк. Слайд №15
У нас еще осталось еще много интересных фактов и загадок нашего Жулебино. Ведь это так интересно открывать новое.
VI. Рефлексия и обратная связь
- (учитель) А теперь наши корреспонденты зададут вам вопрос.
- (ученик) За что вы любите Жулебино?
(ответы детей)
- В Жулебино я вырос и учусь.
- Здесь очень красивые бульвары и скверы. Это наша родина.
- Я люблю слушать, как звенит колокол нашего храма.
- Сюда всегда хочется возвращаться. Я скучаю по любимым местам.
- Это очень светлый и радостный район.
- (учитель) Я присоединяюсь к вам, дети. Это и мой город, мой район. Вот уже 20 лет в нашей школе я работаю учителем. И пусть наш уголок России звенит колокольным звоном, который соединит настоящее, прошлое и будущее.
(Ставлю песню «Уголок России»)
- (учитель) Из ваших отзывов мы напишем письмо и отправим https://www.mos.ru/moi-raion/
В раздел «А за что вы любите свой район».
Посмотрите какая замечательная газета у нас получилась. Это труд всех вас. Спасибо всем корреспондентам за интересные сведения о районе. Вы бы хотели поделиться с друзьями и родственниками о том, что сегодня узнали о Жулебино? Что бы вы им рассказали?
(ответы детей)
Вот и заканчивается наше путешествие по Жулебино, но не остановится история. Нас ждут новые встречи. Ведь это наш район. Наш любимый уголок России.