Тип урока: Урок-исследование. Изучение нового материала.
Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению программного материала, развивая речь, творческое мышление учащихся.
Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи урока:
- В сфере личностных УУД:
- Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
- Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
- Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной литературой.
- Воспитывать чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.
- В сфере регулятивных УУД:
- Научить принимать и сохранять учебную задачу;
- Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
- В сфере познавательных УУД:
- Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
- Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
- Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
- В сфере коммуникативных УУД:
- Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
- Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности (работа в группах и парах).
Оборудование:
- Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л.Ф.Климанова и др.), портрет автора, презентация.
- Тест.
- Маршрутные листы.
- Компьютер.
- Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Я вам всем желаю успешной работы на уроке.
II. Проверка д/з
1. Защита проекта «Кто такой Эдвард Григ».
- Где искали информацию для того, чтобы составить краткий рассказ о жизни и творчестве композитора?
2. Диалог на тему «Я люблю слушать музыку».
3. Какие слова думал сказать Григ при встрече с Дагни? В чем их смысл? А что в ответ хотела сказать девушка?
- Как вы думаете, чем должен жить человек?
III. Актуализация знаний. Определение темы и задач урока
- Отгадайте загадку.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная.
На Рождество я главная. (Ёлка)
- Я вам сегодня на урок принесла ёлку. Почему? (Мы будем сегодня читать рассказ, в котором говорится о ёлке и новогоднем празднике.)
Тема: "Михаил Михайлович Зощенко. «Ёлка»" (на доске)
- Сформулируйте цель урока. Помните, что мы впервые встречаемся с произведением.
(Познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль.)
- Давайте поставим задачи на урок?
(- Познакомиться с биографией Зощенко.
- Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.
- Познакомиться с произведением.
- Проанализировать произведение и понять его основную мысль).
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством Зощенко.
- Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился 28 июля 18954 в Полтаве в многодетной семье. В семье было 8 детей. Его отец, потомственный дворянин, был художником. А мама - актриса, а также писала рассказы. В 17 лет Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге и поступил на юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. Командовал батальоном. За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награждён орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойным поведением. Сначала он писал только для взрослых. Для детей оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка». Затем было опубликовано ещё несколько десятков рассказов, и Зощенко стал самым лучшим детским автором. Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные.
2. Прогнозирование
- Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора?
(О том, как Леля и Минька праздновали Рождество). Произведение будет юмористическое, там будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно.)
3. Знакомство с произведением (аудиозапись в исполнении актера театра и кино Игоря Ильинского)
4. Физминутка
5. Словарная работа
- Крымские яблоки - яблоки, привезённые из Крыма ….
- Длинновязая - син. высокая, рослая.
- Пастилка - кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара.
- Не буду церемониться - не буду стесняться.
- Фарфоровая ручка - сделанная из высококачественной глины.
- Золотушный ребёнок - больной ребенок.
- Не ручаюсь - не уверена.
6. Анализ произведения
Подтвердились ли ваши предположения?
Назовите жанр данного литературного произведения?
Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе.
7. Анализ произведения. Приём «мозаика вопросов»
Работа в парах
(самостоятельная постановка вопросов по тексту произведения).
(Предполагаемый перечень вопросов, который выносится на коллективное обсуждение.)
Назовите главных героев произведения?
- Лёля и Минька, и их родители.
Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай?
- 5 лет.
Как отмечали Новый год в их семье?
- Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник.
Как наряжали ёлку раньше (более 100 лет назад)?
- Выборочное чтение.
Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?
- Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.
Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому? (докажите - выборочное чтение)
- Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть.
Какой сюрприз приготовили родители для гостей?
- Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение.
Чем закончился праздник? И почему?
- Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика.
Что руководило ими в этот раз?
- Тоже жадность, зависть, невоспитанность, а также дурной пример взрослых
Какое решение принял папа? Правильно ли он поступил?
- Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки.
Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное - подавать пример правильного поведения.
Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте? Как вы понимаете эти слова?
- Грубость, хамство, агрессивное поведение приводят к конфликту и ссоре. Людей, поступающих таким образом, как Лёлька и Минька, ждет одиночество, так как с такими людьми не очень приятно общаться.
Да, и в первую очередь такие люди наказывают себя. С ними некомфортно окружающим, они обрекают себя на одиночество. Многих часто мучает совесть.
Всё это сказывается на их настроении, здоровье.
Как относится данная пословица к нашему произведению?
«Не было бы счастья, да несчастье помогло»
- Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и исправиться, т.е. извлечь урок.
Извлёк ли урок Минька? (выборочное чтение)
Как ему удалось стать добрым?
- Он никого не обижал, не брал чужих вещей…
Как вы думаете, был ли автор одинок после того, как все осознал и изменился?
- Нет, у него было много друзей, так как с добрыми и весёлыми людьми приятно общаться, от них исходит душевное тепло.
Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.
А какой урок вы извлекли из этого произведения?
- Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству.
Оценка детьми заданных вопросов.
Чьи вопросы вам понравились больше и почему?
- Уточняющие вопросы. Почему? Заставляли нас задуматься о причинах поступков.
- Оценочные вопросы. Побуждали нас к оценке героев.
Работа в группах
Вспомним, в чем изначальная причина, почему был испорчен праздник?
Лёля и Минька испортили подарки и угощения.
Интересно, в чем проблема?
Как поступить героям, чтобы не испортить праздничное настроение гостям.
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы! (обсуждение в группах)
Вывод: Какой жизненный опыт мы приобретаем в этой игре? Чему учит эта игра?
- Учимся находить выход из трудных и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие.
Домашнее задание:
Задание на выбор.
- Пересказ от лица мамы или папы.
- Пересказ диалог (поработай с другом)
- Мог ли рассказ кончиться иначе? Придумай свой вариант.
V. Итог урока
Все ли поставленные задачи выполнили?
А какие умения мы отрабатывали, выполняя третью задачу?
- Ставили самостоятельно вопросы к тексту,
- Анализировали информацию, делали выводы,
- Отвечали на вопросы,
- Высказывали своё мнение,
- Доказывали свою точку зрения,
- Определяли главную мысль,
- Учились работать в паре без конфликтов, слушать и слышать друг друга, принимать разные мнения, договариваться.
Самооценка
Оцените себя, как вы работали на уроке.
- Ж - поднимает тот, кто был активным на всех этапах урока и доволен своей работой.
- О - тот, кто работал, но мог бы лучше проявить себя.
- С - тот, кто старался, но у него не всё получилось на этом уроке.
Рефлексия
Продолжи предложение:
- Сегодня на уроке я узнал….
- На этом уроке я похвалил бы себя за….
- После урока мне захотелось….
- Сегодня я сумел….
Заканчивается наш урок. И мне интересно, с какими мыслями и чувствами вы уходите с занятия.
- Урок интересный, потому что…
- взволновал…
- заставил задуматься…
- дал понять…
- навел меня на мысль.
Благодарю всех за работу. Мне было очень приятно с вами сегодня общаться. Надеюсь, он был полезным и поможет вам в жизни.
«В жизни по-разному можно жить
В горе можно, и в радости
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать, и, не помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.
Приложение
Тест
1. Мальчик стал понимать, что такое ёлка, когда ему исполнилось:
а) три года
б) шесть лет
в) пять лет
2. Лёля предложила не глядеть на подарки, а съесть:
а) по яблоку
б) по конфете
в) по пастилке
3. Почему Минька ел только яблоко?
а) оно висело низко
б) он их очень любил
в) оно было очень вкусное
4. Что мама хотела подарить Миньке?
а) заводную машинку
б) заводной паровозик
в) заводной пароходик
5. Папа не хотел, чтобы его дети были:
а) жадные и злые
б) жадные и завистливые
в) жестокие и злые
Работа в парах. Собери пословицу.
На лад что клад, если и в семье.
- _____________________________________
Гни дерево, а детей учи, пока молодо, пока зелены.
- _____________________________________