Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: сочинение-рассуждение


Комбинированный урок - развивающий (системно-деятельностный, контекстный).

Цель урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

Задачи:

  • образовательные: умение самостоятельно создавать собственное высказывание, расширение и углубление знаний по культуре речи
  • развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной деятельнояти, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
  • воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

I. Этап мотивации

Просмотр отрывка из мультфильма «Каникулы Бонифация».

II. Этап актуализации знаний

Вы часто бывали в цирке? Как вы относитесь к дрессировщикам диких животных? Считаете ли вы их профессию опасной? Можно ли таких людей считать героями?

III. Этап целеполагания

Как определить, что такое героизм и кого можно назвать настоящим героем?

IV. Этап решения поставленной проблемы

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ГЕРОИЗМ, и соберем материал к сочинению.

Мы будем работать в группах по предложенному тексту

Предлагаемый текст для работы

Отрывок из романа Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль…»

Глава одиннадцатая. "Поговорим о геройстве!"

Я все время думаю об укротительнице Ирме. В мире, думается мне, живут два сорта людей. Одни - их, вероятно, очень немного! - как Ирма, не боятся даже львов и тигров. Другие - их большинство - на это не способны. Среди них есть очень хорошие люди, например, такие, как мой папа или Павел Григорьевич. Но все-таки они живут, думаю я, серенькой жизнью: утром встают, моются мылом, чистят зубы порошком, целый день делают свои скучноватые дела (например, папа лечит больных), потом обедают, посыпают суп укропом, помнят, в какой руке надо держать вилку, а в какой нож, потом ужинают и ложатся спать… Нет, я так жить не хочу. Я хочу жить, как укротительница Ирма. Потому что это - настоящая героическая жизнь, полная опасностей и страшных приключений. В общем, укротительница Ирма представляется мне орлицей, а остальные люди - букашками….

Дома меня уже дожидается Павел Григорьевич, который пришел заниматься со мной….

Папа просит, чтобы урок происходил у него в комнате, так как ему скучно лежать.

- Вот мы вас сейчас повеселим! - обещает Павел Григорьевич.

Ох и веселим же мы папу этим уроком! Вернее, я одна веселю его, потому что Павел Григорьевич только смотрит на меня в сильнейшем удивлении, словно видит меня первый раз в жизни!

Начинаем мы, как обычно, с арифметики. С этой наукой у меня всегда-то не слишком дружественные отношения, но сегодня… На вопросы я отвечаю или неверно, или невпопад. Я не могу решить ни одной самой пустой задачки, и все ответы на примеры у меня ошибочны. Павел Григорьевич наконец не выдерживает:

- Да что с ней сегодня? Какая муха ее укусила?

И тут, словно и вправду меня укусила какая-нибудь из тех противных мух, блестящих, зеленоватых или цвета мыльных пузырей, какие летают летом, я говорю Павлу Григорьевичу - и папе! - что мне совершенно ни к чему заниматься арифметикой, мне не нужна эта арифметика, я прекрасно проживу без всякой арифметики. То, что я собираюсь делать в жизни, не имеет никакого отношения к арифметике, со встречными поездами, с бассейнами и трубами, с купцами, которые купили семьдесят аршин сукна или восемь ящиков мыла…

- А можно у тебя спросить, - очень серьезно говорит папа, - что же это такое ты собираешься делать в жизни? Это не секрет?

- От мамы пока секрет: она взволнуется, заплачет. Ну, понимаешь, женщина… Но от тебя не секрет. И от Павла Григорьевича тоже не секрет. Я бы вам раньше сказала, да тут с утра были твои доктора.

- Так что же ты собираешься делать?

Я не смотрю ни на папу, ни на Павла Григорьевича. Я смотрю мимо них, в пустой угол комнаты, где нечего видеть. Перед моими глазами сверкает золотой султан и переливающееся блестками платье - среди львов и тигров.

- Я хочу, - и, пожалуйста, не отговаривайте меня, это не поможет! - я хочу быть укротительницей диких зверей… - Это я выпаливаю очень твердо.

Папа и Павел Григорьевич не переглядываются, не смеются.

Папа тихонько барабанит пальцами по одеялу.

- Так… А почему, собственно, тебе это хочется?

- Потому что укротительница смелая. Она - герой!

- Смелая? Да, конечно. Даже очень смелая, это я признаю. И восхищаюсь ее смелостью. И всякий признает и восхищается. Но герой? Нет, она не герой.

Я смотрю на папу пораженная - я не понимаю: что он, шутит?

- Укротительница зверей - не герой?

- Нет. Не герой.

- Ой, папа, что ты говоришь! Ты вошел бы в клетку со львами и тиграми?

- Нет. Не вошел бы.

Я торжествую:

- Вот видишь! А говоришь: она не герой! А сам не вошел бы! Значит, боишься?

- Конечно, боюсь. Разве я тебе сказал, что я такой же смелый человек, как эта укротительница? Я этого не говорил. Таких бесстрашных людей, может быть, только одного на тысячи и найдешь. Но ведь кому нужна эта смелость? Зачем укротительница три раза в день входит в клетку с хищниками? Если бы она, рискуя жизнью, спасла этим кого-нибудь - безоружного человека, ребенка, ну, хоть корову, что ли, - это было бы геройство! А так - бросать свое мужество на ветер, на потеху ротозеев… Ну подумай сама: в чем тут геройство?

Павел Григорьевич молчит, но я чувствую, что он тоже согласен с папой.

- Знаете что, друзья мои? - вдруг начинает папа. - Если уж зашел у нас этот разговор, то давайте поговорим о геройстве. Об этом нужно поговорить, нужно… Павел Григорьевич, бог с ней, с арифметикой! Она от нас не уйдет… Вы разрешаете занять урок под этот разговор?

Павел Григорьевич молча кивает.

- Так вот, пусть каждый из нас расскажет о каком-нибудь герое, которого он сам знал. Кто первый? Ты, Леночка?

В пылу разговора я и не заметила, как в комнату вошла мама и слушала все, что мы говорили. Она берет со своего столика небольшую фотографию в рамочке и подает ее мне. Я не понимаю, зачем мама мне это показывает: я отлично знаю эту фотографию и изображенного на ней военного, его грустные глаза и грудь, увешанную орденами и медалями. Под стеклом рамки фотография обклеена бледными, выцветшими засушенными фиалками.

- Знаешь, кто это? - спрашивает мама.

- Конечно! Это мой покойный дедушка…

- Да. И мой отец… - Мама любовно протирает стекло и рамочку. - Видишь, у него на груди четыре "Георгия" - "за храбрость"…

- Ты мне никогда не говорила…

- Думала: подрастешь - скажу.

- А за что дедушке дали это?

- Он был военный врач. Наградили его в турецкую кампанию - с турками мы тогда воевали… И в приказе военного командования было сказано: "Наградить штабс-лекаря (врачей тогда лекарями звали) Семена Михайловича Яблонкина за самоотверженную подачу помощи раненым под сильным огнем неприятеля". И так четыре раза - после четырех сражений - награждали моего папу, твоего дедушку!

- "Под сильным огнем неприятеля"? - переспрашиваю я. - Это что значит?

- А то, - поясняет папа, - неприятель палил из пушек, раненые падали, а дедушка твой не сидел поодаль в безопасности, не ждал, пока их принесут к нему. Он был хирург, и знал, что важно оказать раненому помощь как можно скорее. Он лез в самый огонь, выносил раненых из боя, перевязывал их тут же, на месте… Смелый был человек дедушка твой Семен Михайлович и герой: сотни жизней спас! Не о себе думал - о людях…

- Папа, а ты когда-нибудь видел героя?

- А как же! Вот недалеко вспоминать - три дня тому назад к нам в госпиталь обожженного человека привезли. Пожарного, топорника. Трех человек из горящего дома вынес. И тогда вдруг оказалось, что в запертой квартире осталось двое ребят. Дом уже весь пламенем охватило, вот-вот рухнет… Пожарный снова полез в дом, нашел детей - они почти уже задохлись. Выбраться с ними было трудно - внутренняя лестница уже обвалилась, - пожарный выбросил детей из окна, а внизу люди их на тюфяк подхватили. А вслед за детьми и пожарный выбросился. Очень тяжелые ожоги у него, не знаю, выживет ли… Вы к нему сегодня в госпитале заходили, Павел Григорьевич?

- Заходил, конечно. Немного получше ему, но положение очень тяжелое…

- Что ж? - обращается папа ко мне. - Вот тебе герой, которого я видел три дня тому назад. Не герой, нет?

- Герой… - соглашаюсь я тихонько. - Герой, да…

Задания для групп учащихся

Группа использует прием «Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Прочитайте заглавие текста ("Поговорим о геройстве!") и разделите его на смысловые группы. О чѐм, как вы думаете, пойдѐт речь в тексте?

Предполагаемый ответ: «В вопросе имеются две смысловые группы: обсуждение - слово «поговорим» - и понятие геройства. Речь в тексте пойдѐт о том, как человек понимает, что значит слово герой, героизм, смелость. Поскольку многие ориентируются в этих понятиях, то, вероятно, в тексте будет приведен пример ложного героизма, чтобы задать тему для беседы, обсуждения.

Судя по восклицательному знаку в конце предложения, для автора текста эта тема представляется очень важной».

Группа использует прием «Ассоциативный куст»

Учитель предлагает ключевое слово (Геройство), ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

Предполагаемый ответ:


Группа использует прием «Синквейн» - творческая форма рефлексии.

Вариант ответа:

  • Герой
  • Смелый отважный
  • Действовать помогать спасать
  • Человек исключительной смелости и доблести
  • Храбрец

Группа использует прием «Дневник двойных записей»

Цель: формирование умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

Варианты ответа:

Моменты, которые поразили, удивили.
Ассоциации

Комментарий

Восхищение девочки смелостью циркачки Ирмы

Я тоже считала, что в цирке все смелые и герои

Учитель и отец девочки прервали урок математики, чтобы поговорить на важную нравственную тему

В школе такого не было бы на математике.
Для учителя и отца важнее нравственное воспитание ребенка, формирование правильного понимания значения слова «Героизм»

Девочки удивлена, что настоящий герой живет с ней рядом - и это ее дедушка

А я никогда не задумывалась о жизни своих близких и не спрашивала их рассказать об интересных моментах

Героиня удивлена тем, что герои тоже боятся.

Смелость - это не отсутствие страха, а умение его преодолевать.

Есть ложный героизм, показной.

Рисковать собой нужно только ради спасения жизни живого существа. Дерзость и бахвальство перед другими (смотрите, я смелый, стою на краю небоскреба) - это не героизм.

Группа использует прием «Ромашка Блума»

Простые вопросы. Проверяют знание текста.

  • Как зовут главных героев?
  • Где происходит действие?

Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста.

  • Что обсуждают герои?
  • Правда ли, что герои живут среди нас?

Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации.

  • Почему нельзя назвать героем укротительницу Ирму?

Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации.

  • Что бы произошло, если бы девочка не вызвала на разговор папу и учителя?

Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов.

  • Как вы относитесь к цирковым артистам? Считаете ли вы их героями?
  • Правильно ли поступил отец девочки, лишив ее возможности помечтать о своем будущем?

Практические вопросы. Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.

  • Как бы я поступил на месте героини?
  • Смог ли я рисковать собой в сложной и опасной ситуации?

V. Этап коррекции

Попробуем определить лексическое значение слова «герой». Вот фрагмент словарной статьи.

Значение слова Герой по Ефремовой:

Герой -

1. Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. // Полубог (в древних мифах, эпических поэмах и т.п.). // перен. Выдающаяся личность.
2. перен. Тот, кто привлекает к себе всеобщее внимание, вызывает всеобщий интерес. // Тот, кто является для кого-л. предметом восхищения, поклонения.

Мы видим, что оба этих значения отражены в предложенном для анализа тексте.

VI. Этап закрепления

Давайте обсудим высказывания известных людей о героизме:

  • Подвиг - это все, кроме славы. (Иоганн Вольфганг Гёте)
  • Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества. (Юлиус Фучик)
  • Герой - это муж, знающий, что есть блага, которые дороже жизни, муж, посвятивший свою жизнь служению государству, себя одного - служению многим. (Готхольд Эфраим Лессинг)
  • Ничто так не раздражает, как беспредметный героизм.(Ролан Барт)
  • Безумными могут быть приключения; герой же должен быть разумным.(Г.Честертон)

Как вы понимаете высказывания? Какие, на ваш взгляд, иллюстрируют содержание текста?

VII. Этап систематизации знаний

Подбор материала к сочинению.

Итак, попытаемся дать определение слову «героизм». Подберем пример из текста, подтверждающий наши выводы.

Какие проявления героизма можно встретить в повседневной жизни?

Приведите примеры.

1. Запишем вступление к сочинению - определение:

Героизм - это поведение человека, который, не задумываясь, жертвует собой ради других людей.

2. Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису - 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

VIII. Этап объяснения домашнего задания

Используя материалы урока, напишите сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Перед вами план -памятка для работы над сочинением

Памятка № 1.

  1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.
  2. Комментарий определения.
  3. Первый пример - аргумент из текста + комментарий.
  4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.
    Второй аргумент может быть от противного: что такое беспредметный героизм
  5. Вывод.

IX. Этап подведения итогов

Слово учителя: подводя итог нашему разговору о человечности, послушаем замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).

Героизм… Героизм!
Это то, что нам предки, рискуя собой, завещали,
Что в себе заключает благодатную силу прошедших веков.
Это то, что бойцы в битвах страшных кровавых впитали,
Когда землю свою защищали от смертных врагов.
Героизм - это в космос поднялся отважный Гагарин,
Он - герой, но героем был тот, кто к просторам Вселенной его возносил,
Кто был духом своим крепче сплава титана и стали,
Кто наград для себя за свой подвиг земной не просил.
Героизм - это друга в беде не бросаешь,
Мчишься людям на помощь, о себе позабыв.
Героизм - это слабого ты защищаешь
И солдат, на ученьях собою гранату накрыв.
Героизм - это сальсу без ног ты задорно танцуешь
Так, что глаз восхищенных нельзя оторвать.
Героизм - это честью и совестью ты не торгуешь
И готов свою жизнь за Отчизну в любую минуту отдать.
Героизм наши предки с любовию нам даровали.
В каждом может родиться подлец или смелый герой.
Не из легких нам выбор от рождения дали.
Но он есть. Героизму ты сердце без страха открой.
Героизм… Героизм!
Как бы с нами года ни менялись,
Но для всякого времени нужен отважный герой.
В нашей памяти многие люди-герои остались.
Подвиг свой соверши, но останься с родными, живой.

X. Этап рефлексии

Перед вами стикеры. Напишите на них одно слово, которое вы считаете самым важным в характеристике человека-героя.