Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Разделы: ОРКСЭ


Новое время требует от учителей, преподающих учебный предмет Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), новых подходов, новых технологий, в том числе и компьютерных.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках ОРКСЭ даёт возможность провести урок на высоком эстетическом уровне, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику, повышает уровень мотивации обучающихся к изучаемому предмету, способствует формированию их информационной культуры, которая так необходима школьнику для будущей социализации, развивает интеллектуальные, творческие способности учащихся. Урок с использованием ИКТ всегда проходит увлекательно и выглядит красочно, экономит время учителя и ученика, позволяет обучающемуся работать в своем темпе, а учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, даёт возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Занимательность материалов, представляемых с помощью мультимедиа, безгранична. Видеоматериалы даже познавательного характера, содержащие анимацию, музыку, текст с интересным сюжетом, в состоянии удерживать внимание самых непоседливых пользователей, какими являются младшие школьники.

Для расширения кругозора знаний детей в предметной области ОРКСЭ текста учебника недостаточно. Появляется необходимость в использовании компьютерных технологий. Однако нельзя забывать, что компьютер является лишь помощником учителя, а не наоборот.

Прежде всего, очень эффективным приемом является использование тематических презентаций, составленных учителем, которые он может применять на каждом уроке. Когда рассказываешь, например, об иконах, будет эффективным сопровождение речи учителя иллюстративным материалом. Говоря о событиях библейской истории, полезным будет использование географических карт или репродукций картин, написанных по данному сюжету. Это особенно актуально, если принимать во внимание низкую оснащенность школ наглядными пособиями, картами, репродукциями картин, таблицами, схемами, иллюстрациями.

Презентация помогает учащимся усвоить какие-либо новые понятия или термины, порой самостоятельно раскрыть их смысл. Для освоения понятий учащимися недостаточно только работы со словарем или с формулировками, предложенными учителем. Чтобы произошло не только знакомство с понятием, но и его ценностное присвоение ребенком, оно должно ассоциироваться со значимыми для него фактами, явлениями, людьми.

Применять информационно-коммуникационные технологии можно на разных этапах урока, при знакомстве с новым материалом, закреплении и обобщении.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая интерес к изучаемой теме. Для того чтобы оживить работу на уроке, а также для обсуждения и аналитической работы над поступками героев, мы показываем детям мультфильмы или фрагменты художественных или документальных фильмов. С помощью видео дети знакомятся с информацией по теме урока. Знакомство с киноэкранизациями создает новую учебную ситуацию, поэтому очень важно, когда и как продемонстрировать видеоролик. Особенно в тех случаях, когда мы предлагаем ученикам самостоятельное чтение, рассматривание или изучение материала. На уроках ОРКСЭ мы работаем с такими мультфильмами, как «Рождество Христово», «Твой Крест», «Притчи Иисуса», «Сказание о Петре и Февронии», «Милосердие», фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», анимационный фильм «Крепость: щитом и мечом» и др.

Кроме видеофрагментов на уроках ОРКСЭ используем возможности виртуальных экскурсий, поскольку проводить очные экскурсии не всегда является возможным. Так, например, при изучении храма по модулю Основы православной культуры (ОПК), мы совершаем виртуальную экскурсию, в ходе которой помогаем ученикам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема, услышать об этих объектах необходимую информацию, ощутить значение (построенного священного сооружения), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения объекта. Материал для виртуального тура находятся в сети Интернет, на сайте виртуальных туров и экскурсий, по ссылке https://www.360pano.eu/xxc/.

Для закрепления и обобщения материала или выполнения домашнего задания предлагаем обучающимся пройти онлайн-викторины, созданные в Google-формах. Google-формы - один из облачных сервисов Google, связанный с облаком и таблицами. Как и для использования любых других продуктов Google, для авторизации достаточно просто иметь почтовый ящик на Gmail. Гугл-формы - простой, удобный и надёжный инструмент. Он интуитивно понятный, лёгкий в освоении, быстро внедряется и, что немаловажно, бесплатный. В данном сервисе можно проводить опросы и собирать полученные результаты в таблицы.

Применение онлайн-сервисов, при изучении учебного предмета ОРКСЭ, позволяет педагогу значительно повысить качество обучения, сделать изучаемый материал более интересным, интерактивным, личностно ориентированным и результативным. Мы используем в своей работе такие онлайн-сервисы, как онлайн-конструктор для создания тестов, квизов и викторин Моретестов. https://moretestov.com/, где удобно создавать собственные тесты с возможностью их последующей интеграции на сайте образовательного учреждения. В сервисе Моретестов мы создаем тесты и опросники для обучающихся по пройденным темам и используем их на уроках и в качестве домашнего задания.

Онлайн-сервис Wordwall, https://wordwall.net/ru - это многофункциональный онлайн-инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Большинство шаблонов доступны как в интерактивной, так и в печатной версии. Сервис позволяет создавать интерактивные упражнения и мини-игры, имеется 33 интерактивных шаблона и 21 шаблон для печати. После создания учебного задания можно одним кликом переключить его на другой шаблон с сохранением учебного контента. Например, задание «Найти пару» можно превратить в «Кроссворд» с такими же названиями фигур. Бесплатный пакет дает возможность создать 5 активностей. Также можно пользоваться имеющимися готовыми заданиями. В сервисе Wordwall мы создаем игры и занятия, в которых дети отвечают на вопросы играя, составляем кроссворды.

Онлайн-сервис Quizizz, https://quizizz.com/, позволяет создавать онлайн-викторины, дистанционные уроки, домашнее задание с отсрочкой времени. Учащиеся могут проходить онлайн-задания на мобильных устройствах, что особенно удобно при дистанционном обучении. Интерфейс простой и понятный. Чтобы создать необходимое упражнение, следует соблюдать простую пошаговую инструкцию в данном онлайн-сервисе. В Quizizz мы создаем интерактивные уроки для обучающихся с объяснением нового материала, которые дети могут посмотреть дома, викторины и опросники. Также имеется библиотека готовых заданий и викторины по любой области знаний.

Онлайн-сервис LearningApps https://learningapps.org довольно прост для самостоятельного освоения. Имеется огромная коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам. Можно создавать и свои упражнения, подобные имеющимся. Упражнения представлены в разных формах:

  1. Викторины с открытым ответом, викторины с выбором ответа;
  2. Задания на сопоставление, правителя и портрета, правителя и события;
  3. Задание заполнить пропуски в тексте;
  4. Задания найти на карте;
  5. Кроссворд;
  6. Аудио-, видеоконтент.

Все задания сопровождаются картинками и анимациями для наглядности, в случае выбора неправильного ответа, указывается ошибка, можно попробовать выбрать ответь еще раз.

Образование нового поколения требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Электронные ресурсы позволяют работать на уроках в новых форматах и предлагать детям увлекательные интерактивные игры, одной из которых является Веб-квест (webquest) - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. В основе веб-квеста лежит индивидуальная работа учащихся по решению заданной проблемы, подготовленных автором - учителем. Учащиеся, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения. Творческий процесс преобразования информации способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний. Прохождение веб-квеста способствует формированию навыков поиска информации, развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации, развитию компьютерных навыков и расширению словарного запаса, поощрению самостоятельности учеников. Мы предлагаем ученикам прохождение Квест-комнаты на сайте Learnis «Облачная комната», https://www.learnis.ru/390574/. В данном квесте имеются задания, которые спрятаны в комнате. Выполнять их можно в любом порядке. Нажимая на предметы, необходимо догадаться по скрывающимся подсказкам, где находится вопрос, на который надо дать правильный ответ. Главное, внимательно фиксировать ответы на вопросы, чтобы без ошибок записать код и «выйти из комнаты». Код записывается по порядку, без пробелов.

Большие возможности для обучающихся и педагогов при изучении модуля ОПК открывают электронные библиотеки, в которых можно найти произведения православных авторов, книги о православии и другую литературу. Это актуально не только потому, что в обычных библиотеках не всегда можно найти интересующие книги, но и потому, что школьники чаще бывают в Интернете, чем в библиотеке. Учитель, преподающий основы православной культуры, должен не только развивать детей и воспитывать в них нравственные качества, но и сам расти духовно, и в этом ему, конечно же, помогает православная литература. Мы в своей работе используем сайт «Библиотека православного христианина», http://wco.su/biblio/, который отвечает всем этим запросам.

Использование новых технологий, ресурсов сети Интернет на уроках позволили нам реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Информационно-коммуникационные технологии обладают достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий, для работы по осмыслению и восприятию трудного материала связанного с осознанием культурного и духового мира людей. Однако не стоит забывать, что, согласно гигиеническим требованиям, продолжительность использования компьютера на уроке не должно превышать 20 минут. Следует помнить, что увлечение интерактивными средствами обучения не может заменить «живого» общения учителя и ученика, а также возможности реально любоваться красотой храма, предметами церковного искусства, и этот фактор учителю обязательно необходимо учитывать при планировании урока.

Литература

  1. Абраконова М. Мастер-класс "Создание учебного материала в Wordwall". Режим доступа https://clck.ru/YWFRg.
  2. Воронцова В.А. Мастер-класс «Quizizz - удобный онлайн-сервис для создания викторин, опросов, тестов». Режим доступа https://clck.ru/YWFNB.
  3. Мастерская Марины Курвитс. «Quizizz для создания викторин и тестов. Пошаговая инструкция». Режим доступа https://marinakurvits.com/quizizz/
  4. Орешко М.А. «Quizizz. Алгоритм работы в сервисе». Режим доступа https://nic-snail.ru/pedagogu/mediateka/quizizz.
  5. Никуличева Н. Интернет-ресурсы для подготовки дистанционного курса // Справочник заместителя директора школы. - 2016. - № 4. - С.58-61.