«Суть воспитывающего обучения сводится
к стремлению давать в школе не только
знания, не только развивать и обогащать ум,
но и развивать все душевные способности ученика,
нравственно воспитывать и облагораживать его».
епископ Феофан
В обществе вызывают тревогу вопросы духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Как научить любить свою Родину, свою национальную культуру, традиции своего народа? Как бережно относиться к языку, носителем которого мы являемся? Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является, согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», духовно-нравственное воспитание. Введения ФГОС второго поколения, а также новых ФГОС показывают, что необходимо уделять внимание системно-деятельностному подходу как в учебное время, так и во внеурочное. В новых стандартах личностные результаты сгруппированы по направлению воспитания, одной из таких групп является духовно-нравственное воспитание учащихся.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания средствами театральной деятельности связана со следующим:
- Во-первых, общество нуждается в широко образованных, высоконравственных людях,обладающих не только знаниями, но и нравственными чертами личности.
- Во-вторых, привлечение к театрализованным представлениям формируют духовность, нравственность, способствуют увлечь подростка, уберечь от неблагополучных компаний.
- В-третьих, занятия театральной деятельностью развивают коммуникативные способности у детей, которые помогают им впоследствии самореализоваться и самоутвердиться.
- В-четвертых, нравственные знания, заложенные в театральное действо, не только информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, но дают возможность пропустить через себя последствия нарушения этих норм или последствия данного поступка для окружающих людей.
- В-пятых, театрализованные представления воздействуют на зрителя, расширяют его понимание о нравственных категориях «добро» и «зло».
Становление духовно-нравственного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголёк», чуткость ко всему, что формирует у него нравственные чувства (совесть, долг, вера, ответственность, сочувствие, доброжелательность, гуманность, патриотизм, любовь, дружба), нравственные облики (трудолюбие, скромность, оптимизм, принципиальность, мужество, воля, коллективизм, доброта), нравственные позиции (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний), нравственное поведение (готовность послужить людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, доброй воли). Эти базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность учащихся.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в театрализованных представлениях. Борис Михайлович Теплов, советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии писал: «Театр - это волшебный мир! Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей» [1].
Привлечение учащихся к театрально- творческой работе в подростковом возрасте раскрывают у них нравственные и эстетические чувства, помогают формированию моральных принципов и оценок, а это очень важно в нашем современном мире, где средства массовой информации подчас навязывают чужие мысли и суждения. В этом возрасте подростки активны, они острей и ярче переживают сценические образы, они чувствуют, мыслят, дополняют в своем воображении сцены, в которых участвуют.
На протяжении своей педагогической деятельности большое внимание уделяла театрализованным представлениям, так как это сплачивало коллектив, обогащало представление об эпохе, заставляло ребят расширять свои знания, формировать нравственные и духовные позиции.
Одной из главных тем в моей внеурочной деятельности было знакомить учащихся с героическим подвигом советских людей в годы Великой Отечественной войны. Поэтому традиционно к Девятому мая с учащимися готовим театрализованные представления.
«Ты в памяти и сердце, Сталинград!» Сценарий был написан для математического класса, где много мальчиков. Целью было передать атмосферу двухсотдневной борьбы за каждый клочок земли советских войск на этом важном стратегическом участке. Ученики подбирали материал, читали письма фронтовиков, исполняли «Грянул шальной 42-й» Владимира Михайлова, слушали на слова М.Львова и музыку А.Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам», читали стихи на слова Станислава Занадворова, Михаила Дудина, Артура Корнева и других. Эту постановку просмотрели около ста пятидесяти учеников, и никто не остался равнодушен. Мальчишки духовно прониклись в ту эпоху и осознали, на какие жертвы шли советские войны, когда сражались за каждую улицу, дом и даже этаж. Эти события будут вечно храниться в памяти последующих поколений и будут являться гордостью для потомков.
Очень трогательной была постановка «У войны не женское лицо» с гуманитарным классом, в котором практически одни девочки. Были разыграны сцены из произведения Б.Васильева «А зори здесь тихие», прочитаны письма матерей, оплакивающих своих сыновей, стихотворения Мусы Джалиля «Варварство», А.Сойного «Плач матери», М.Исаковского «Враги сожгли родную хату», Д.Ахременко «Молитва о погибших войнах», Ю.Кузнецова «Возвращение», исполняли и слушали песни тех времен: «Две подруги» на слова О.Фадеева, «Журавли» (слова Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля). Это мероприятие посмотрело восемь классов. Атмосфера скорби, сопереживания матерям, получившим похоронки, девушкам, ушедшим на фронт и не вернувшимся домой, царила в течение всего выступления.
Торжественно прошло представление «Город- герой Севастополь вернулся в родную гавань». Учащиеся познакомили с городами -героями, подробно остановились о подвиге русских моряков во время обороны Севастополя, во время взятия Сапун-горы. Звучал «Севастопольский вальс» (слова Г.Рублева, музыка К.Листова), «Легендарный Севастополь» (автор музыки В.Мурадели, текста П.Градов), исполнили «Андреевский флаг» на слова В.Пурги, музыку И.Корнилова. Зрители и родители выходили с чувством гордости, что этот легендарный город вернулся в родную гавань. За исполнение военных песен получили спецприз музыкального муниципального патриотического фестиваля - конкурса «Нам этот мир завещано беречь», посвящённого Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945.
Шестиклассники перед учащимися начальных классов показали театрализованное представление «Дети в годы Великой Отечественной войны». Ребята рассказали, с каким грозным противником пришлось воевать советскому народу. Была разыграна сценка допроса Вани Солнцева, сцена в редакции, куда пишут маленькие девочки, желающие отдать деньги, чтобы построили танк, участники познакомили с подвигами пионеров- героев. Звучали стихи и песни современных авторов, так, исполнили «Закаты алые», авторов Виталия и Натальи Осошкиных, «О той весне», автора Елены Плотниковой, был сценически показан «Школьный вальс 1941года» в исполнении В.Толкуновой. На Всероссийском конкурсе в номинации "Конкурс сценариев "Этот День Победы"" получили диплом I степени.
С девятиклассниками провожу театрализованные представления, посвященные поэтам XIX века. Это и «Русские второстепенные поэты», и «Дворянский быт онегинской поры», на котором учащиеся читают первую главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», поют и слушают романсы на музыку А.Алябьева, М.Минкова, Б.Фомина, А.Петрова.
Яркими, зрелищными постановки учащимися старших классов «Поэты и поэзия Серебряного века», «Заседание в кабачке «Бродячая собака». Были представлены поэты всех направлений. Читались стихи, разыгрывались сценки, связанные с жизнью и творчеством поэтов начала XX века.
В среднем звене большое внимание уделяю сказкам. «Мифы и легенды о цветах», «В гостях у сказок», «Снежная королева» и многие другие. «Сказка, писал В.А.Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учится сопереживать».
Таким образом, этот вид внеурочной деятельности сплачивает коллектив, расширяет кругозор, раскрывает творческий потенциал каждого ученика, формирует духовно-нравственные ценности, которыми будут руководствоваться в жизни.
Литература
- Агафонова С.В., Брюхова Н.Г., Гатауллин А.Р. Психологические особенности развития нравственных отношений подростков в зависимости от вида внеурочной деятельности. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал),Modern ResearchofSocialProblems, № 8(64), 2016.
- Теплов Б.М. «Способности и одаренность», «Проблемы индивидуальных различий», М. 1961.