Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро изменяющихся социальных и технологических условий. В мирской суматохе и напряжении человек не может противостоять такому явлению, как стресс. Одними из важных причин возникновения стресса у человека являются: огромные эмоциональные нагрузки, которые мы испытываем каждый день, негативная информация, напряженная обстановка на работе и многое другое, могут вызвать ощущение дискомфорта. Их влияние на организм человека выражается в постоянном нервном напряжении, которое в свою очередь вызовет - депрессию или агрессивное состояние, фрустрацию. Почти никто в современном обществе не застрахован от агрессивных поведений со сторон окружающих людей, возможно проявление таких ярких сцен: ограбление, убийство, насилие, все мы лицезрим конфликтные ситуации и т.д. Возможно, каждый человек сталкивался с недопонимание, переездами, неудачами. Все это может вызвать агрессию и стресс у человека.Особенности стрессоустойчивости личности влияют на наш характер.
Реакция на стресс у каждого человека разная, но при этом каждый из нас в этот момент чувствует себя подавленным и несчастным, кто то проявляет излишнюю возбудимость, неконтролируемое поведение, агрессию.
В процессе взаимодействия с различными людьми люди не всегда способны преодолеть трудности коммуникации, ее успешность во многом заключается в умении общаться и от стрессоустойчивости личности.
В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг например такие как: [Щербинина, Ю.В. «Русский язык:Речевая агрессия и пути ее преодоления»]; [«Комплексный подход в исследовании агрессивности подростков» Козинцева Полина Александровна, Новрузова Виктория Наримановна]; [«Дефиниция "агрессивности" в контексте научного психологического знания» Ручкова Наталья Александровна, Самсонова Дарья Алексеевна] и т.д. Понятие стрессоустойчивость так же изучается многими исследователями. В последние годы проблематика исследований касалась следующих вопросов: стрессоустойчивость менеджеров [Латыпова А.С.]; стрессоустойчивость студентов высших учебных заведений [Курясев Игорь Анатольевич]; военнослужащих в зоне особого риска [Патахов П.П.]; стрессоустойчивость в трудовой деятельности [Череватова Елена Дмитриевна, Соткова Ольга Александровна]; стрессоустойчивость персонала гостиничного предприятия [Тарасенко Е.П.] и др. Поэтому исследование стрессоустойчивости и агрессивности человека, а так же их взаимосвязи актуально по сей день.
Агрессивность не всегда является плохим качеством. Она свойственна всем и в большинстве случаев выступает как защита на тот или иной стрессор. Многие считают, что она обязательно приносит вред, но на самом деле это не так. Нужно просто научиться контролировать свое эмоциональное состояние и зная уровень своей стрессоустойчивости, можно подобрать методики эффективные именно для вас. Как правило, людям со слабой стрессоустойчивостью больше характерно проявлять защиту и агрессивность. Исходя из актуальности данной проблемы, а также на основе всего вышеизложенного, было проведено исследование на выявление различного проявления агрессивности и выделение уровней стрессоустойчивости, а так же исследование их взаимосвязи.
В данной статье будет подниматься проблема взаимосвязи агрессивности со стрессоустойчивостью личности.
Целью данного исследования является определение степени взаимосвязи между показателями проявления агрессивности и уровнями стрессоустойчивости личности.В качестве методов исследования использовались следующие: «Тест агрессивности» (опросник Л.Г.Почебут); Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова), корреляционный метод исследования. Эмпирическая база исследования: выборку составили студенты в возрасте от 17-26 в количестве 40 человек.
Результаты исследования представлены в таблице.
Таблица
Взаимосвязь агрессивности (опросник Л.Г.Почебут) с показателями уровня стрессоустойчивости личности
(Тест Н.В.Киршева, Н.В. Рябчикова) с применением коэффициента Пирсона (n=40).
Агрессивность |
Стрессоустойчивость |
Вербальная |
0,475 |
Физическая |
0,413 |
Предметная |
0,578 |
Эмоциональная |
0,616 |
Самоагрессия |
0,197 |
По результатам исследования согласно данным приведенным в таблице, удалось выявить, что между показателями агрессивности и стрессоустойчивости связь умеренная прямая, между самоагрессией и стрессоустойчивостью она более слабая.
Взаимосвязь обуславливается тем, что люди у которых нервная система слабее, а следовательно они меньше стрессоустойчивы, неспособны сдерживать свое поведение, контролировать эмоции, а как следствие выявление агрессивности. Такие факторы как агрессивность, ригидность, эмоциональная незрелость, утомление, депрессия и вредные привычки, заниженная или неадекватно завышенная самооценка и другие, безусловно, снижают стрессоустойчивость в конфликтной ситуации.
Чем чаще человек переживает стрессовые состояния, тем больше у него выражены: «вербальная», «эмоциональная», «предметная», «физическая» агрессивность. Люди, тяжело справляющиеся со стрессами, они в меньшей степени способны контролировать свое поведение. Им свойственно выплескивание своих отрицательных эмоций, речевая агрессия, многие могут ломать и кидать всё, что им попадается под руку, а некоторые могут даже применить физическую силу. У таких людей более низкая адаптация к социальной среде.
По результатам утверждений исследования трудностями стрессоустойчивости можно соответствии сказать, что происходит студенты обладают точно умеренно негативной выраженной стрессоустойчивостью, на силу границе с умеренно тенденцией к низкой епрессию стрессоустойчивости. Это весь означает, что студенты весь чаще специфическим проявляют стрессоустойчивость в изменениям ответ на вследствии напряженные ситуации и основоположник проблемы, варданян однако в ряде показатель случаев они показателей могут демонстрировать понятия нестрессоусточивость.
Стрессоустойчивые одной студенты в агрессивности большинстве случаев фрустрирующей четко и здоровьем ясно определяют ответу цели можно своей деятельности и сумма выбирают подгруппа наиболее оптимальные и влияющим эффективные люди способы их достижения. С основоположник трудностями они недостаток стараются справляться встречается сами, методика готовы работать в агрессивность напряжении сил стрессы достаточно долго мобилизующей время. человека Однако в некоторых людей случаях они не физические способны справиться с связи трудностями и реагирует демонстрируют неэффективное выражается совладание со мобилизующей стрессами.
Нестрессоустойчивые коммуникации студенты в люди собственной деятельности агрессивность стремятся к всегда конкуренции и достижению негативная целей, но не епрессию всегда удовлетворены первом собой и обстоятельствами, часто шкалам проявляют нетерпимость, агрессивность, после напряжение; большинство стрессы выбивают их из является колеи. склонные Однако в некоторых деятельности случаях они эмоциональная способны достаточно неадекватно успешно показатель справляться с трудностями.
Повышенная нервозность, агрессия - самые частые симптомы затяжного стресса. Длительная нагрузка на психику приводит к физиологическим, моральным и социальным нарушениям. Если стрессоустойчивость низкая, то возможно выплескивание негативных эмоций, как следствие эмоциональной агрессивности. Причинами тяжелой моральной обстановки могут стать наследственные факторы, гормональная перестройка, физиологические изменения, психоэмоциональная нагрузка, нарушение режима для, проблемы в социальных отношениях.
Человек в состоянии постоянного напряжения не способен объективно оценивать ситуацию. Агрессивное состояние превращается в постоянную ответную реакцию. Страдают от последствий частых стрессовых состояний и социальных отношения человека. Появляется вербальная агрессия, которой свойственна вспыльчивость, мнительность, конфликтность. Людям, которым недостаточно выплескивание своих эмоций, могут даже применять физическую силу - «физическая агрессия». Чтобы снять, накопившееся в результате стресса напряжение некоторые люди используют «предметную агрессию» - это разрядка путем разрушения или повреждения предметов. Самый опасный вид агрессии, который находится в тесной взаимосвязи со стрессоустойчивостью - «самоагрессия», у таких людей низкая самооценка низкое самоуважение, этим людям сложнее всего справляться со стрессами, у них низкий уровень стрессоустойчивости.
Данное исследование является пилотным, т.к. полученные результаты ограничены выборкой и методами. Планируется увеличение выборки и использование дополнительных методик.
Данное исследование можно использовать психологам и врачам для составления рекомендаций и методик регуляции своего поведения, повышения уровня стрессоустойчивости, и способов совладания с агрессивным поведением, а так же большинством людей для поиска методики помогающей именно ему.
Список использованной литературы
- Козинцева П.А., Новрузова В.Н. Комплексный подход к изучению агрессивности подростков. // Статья в сборнике трудов конференции. 2017. Москва. С. 201-204.
- Лозгачева О.В. Особенности формирования устойчивости к стрессу в процессе профессионального развития личности // Екатеринбург, 2012. - 125 с.
- Ручкова Н.А., Самсонова Д.А. Дефиниция "агрессивности" в контексте научного психологического знания. // 2015. Пенза. С. 473-476.
- Терещенко Э.В., Есаян М.Л. Информационный стресс: психологические и социальные аспекты // VIII Международная научно практическая конференция «Перспективные научные исследования 2012. Болгария.
- Чухрова М.Г., Митрофанова О.Е., Филь Т.А., Пронин С.В., Александрова А.А. Анализ Жизнестойкости в контексте агрессивности личности. // Журнал Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). Москва. С. 359-362.
- Щербинина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления. // 2012. Москва.