Цель статьи: рассмотреть возможности использования на уроках изобразительного искусства игровых технологий.
«Игра - это огромное окно, через которое
в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире»
Василий Сухомлинский
1. Актуальность использования игровой технологии на уроках изобразительного искусства
Игра! Сколько значений, оттенков смысла имеет это слово. С какими разными интонациями мы произносим его. То бросаем кому-нибудь высокомерно пренебрежительно: «Все играете, как малые дети», то глубокомысленно цитируем пушкинское: «Что наша жизнь? Игра…». А кому не знакома фраза «Весь мир игра и люди в нём актёры?». Эти слова, сказанные великим Шекспиром, можно толковать по-разному, в том числе и с точки зрения ИГРЫ как неотъемлемого вида деятельности человека.
Философский словарь указывает на то, что игра имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям.
Трудно перечислить, сколько понятий жизнедеятельности человека связано с игрой: игра и спорт; игра и политика, дипломатия; игра и зрелище, театр, искусство; игра и образование, воспитание, обучение; игра и жизнь, судьба каждого человека, сопровождающая его с момента рождения до самой смерти и после неё (обряды ритуалы, связанные с рождением, именем человека, регистрацией брака и т.д.).
Из всех значений игры педагогов в основном интересует её роль в становлении, формировании личности, её значении как средства духовно-нравственного и эстетического развития ребёнка, подростка, юноши в процессе воспитания и обучения, и в частности на уроках изобразительного искусства. Не зря все деятели просвещения, Образования, психологии личности придавали личности игре огромное значение (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). В игре (по Л.С.Выготскому) ребёнок вбирает мир в себя, примеряет его, проживает и овладевает нормативными навыками.
Формирующееся в настоящее время педагогическое мышление, поиски кардинальных изменений в области образования позволили по-новому увидеть возможности игры как эффективного вида и формы организации учебно-воспитательного процесса.
Факты активного применения игр в высшей и общеобразовательной школе ещё раз доказывают необходимость их дидактического обоснования и методической, технологической разработки. Серьёзные проблемы можно решать «несерьёзными» путями - через игру. Учёба и игра - не враги, в определённых условиях они одинаково необходимые формы, средства формирования личности, познания окружающего мира, его законов и требований в различных сферах социальной деятельности.
Игра в учебном процессе - это дидактически и социально важный вид активности, воспитывающий умение коллективно действовать. Коллективно-игровые формы познавательной деятельности таят в себе могучие резервы её активизации, прежде всего за счёт взаимной поддержки соучастия и соревнования учащихся. Игровое взаимодействие, а вместе с тем и положительную мотивацию учебного познания, и концентрацию интеллектуальных усилий.
2. Обоснование системы игрового обучения. Понятие игрового обучения
В условиях динамично развивающегося современного общества перед каждым педагогом стоит задача, как сделать процесс обучения более результативным и интересным.
В настоящий момент государство наряду с традиционными методами обучения, большое внимание уделяет разработке и внедрению новых результативных педагогических технологий, форм и методов обучения, которые способствуют разностороннему развитию ребёнка и являются жизненно важной необходимостью современной системы образования. Одним из таких методов является игровая технология.
Игру как метод обучения передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более обширных технологий;
- в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология проведения внеурочной работы по предмету.
Игра - это природный механизм биологической эволюции. Запретить человеку играть - всё равно, что запретить ему дышать. Задача состоит в том, чтобы придать игровой деятельности учащихся характер учения. Любая игра должна способствовать решению основной задачи урока (например, закреплению знаний). При этом содержание учебной игры должно требовать от играющих совершения таких действий, которые, во-первых, входят в определённый состав деятельности, подлежащей овладению учащимися, и, во-вторых, основаны на знаниях, входящих в программу школьного обучения.
Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и учение во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - её разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Наиболее важными функциями игры как педагогического феномена культуры принято считать:
- Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
- Функция межнациональной коммуникации. И.Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональные, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
- Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
- Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.
- Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».
- Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б.Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребёнок в ролевой игре.
- Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнёров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе
- Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней её притязаний. Развлечение в играх - поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.
Использование метода «игровая технология» на уроках ИЗО направлено на:
- создание условий для развития личности ребёнка;
- обеспечение эмоционального благополучия подростков;
- на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- на овладение знаниями и навыками в области культуры и искусства.
Изобразительное искусство - сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Урок изобразительного искусства настолько многогранен, что позволяет решать не только проблему духовного, нравственного воспитания, но и психофизического здоровья школьников. Ведь рисование не просто способствует развитию ребёнка и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности.
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Чётко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.
Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.
Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребёнка значительно возрастает.
Игры и игровые моменты служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л.С.Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребёнок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя». Включение игровых моментов в урок позволяет корректировать психологическое состояние учащихся, причём дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру.
Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
Интерес к изучению изобразительного искусства во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках изобразительного искусства нужно как можно шире применять нетрадиционные образовательные технологии, в частности игровые. Доказано, что применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приёмами организации учебных занятий, даёт возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры - это способ самореализации, самовыражения, самооценки.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Игровые технологии на уроках изобразительного искусства обеспечивают решение следующих задач:
- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;
- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности;
- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- доступность для учащихся данного возраста;
- умеренность в использовании игр на уроках.
На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач:
- развитие внимания;
- развитие глазомера;
- тренировка наблюдательности;
- развитие творческих способностей;
- воздействие на эмоции и чувства;
- раскрытие личностных возможностей ребёнка.
Игра на уроке помогает быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе. Игрой можно начинать изучение новой темы или закреплять знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры в старших классах лучше проводить в форме соревнований. Обязательным условием игры является подведение итогов.
3. Роль учителя в проведении игр и упражнений на уроках
Учителю важно помнить: игра не может быть навязана детям. Она должна исходить из возможностей и интересов учащихся, привлекать их к участию всем своим содержанием и структурой. Поэтому огромную роль играет подготовка учителем всех аспектов игры. И в первую очередь это касается цели игры, её учебного и воспитательного содержания, её структуры и организации.
Учитель, проводящий игру, должен уделить внимание тем ученикам, у которых что-то не получается, рекомендовать им приёмы и упражнения для тренировки нужных качеств, объяснять правила проведения игры. Поскольку дети могут вносить свои коррективы в уже имеющиеся правила игры, учителю следует поддерживать их инициативу и творческий подход.
При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.
Любая игра начинается с постановки учебных целей и задач: обучающей, развивающей и воспитывающей.
Разработка учителем условий и правил игры включает:
- выбор материала, который надо закрепить в ходе данной игры;
- описание стартовой ситуации;
- материальное обеспечение игровой деятельности;
- выбор стимулов;
- опережающие задания для учащихся (при необходимости);
- описание конкретных действий игроков.
При использовании игр на уроке необходимо выполнять следующие условия:
- тематически и методически игра должна соответствовать теме урока;
- игра должна соответствовать возрасту и интересам учащихся;
- дать возможность участвовать в игре всем, но при этом никого не принуждать.
Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена жюри позволяет давать оценки, характеризовать поведение учеников. Учитель может принимать участие в игре, превращая её в воспитательный фактор, что способствует гармонизации отношений «учитель - ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция учителя представляет собой своеобразный стиль отношений между взрослыми и детьми.
Учитель с помощью игры может выявить психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребёнка, его мироощущение, понимание окружающей действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала.
Более гибкому учебному процессу способствует определение психоэмоционального состояния как класса, так и отдельного ученика (в начале и в конце урока) с помощью особых приёмов (например, в виде работы с цветовыми карточками или карандашами).
Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения ролей.
Основные функции игровой позиции педагога:
- гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;
- повышение творческого потенциала коллективной деятельности;
- контроль и руководство учителя не должны подавлять инициативу и самостоятельность детей.
Для учителя включение игры в урок или во внеклассную работу по предмету должно быть не просто данью моде, а продуманным актом, целесообразной формой организации активного общения, отвечающей целям обучения и воспитания. Для учащихся игра - способ самовыражения, самоопределения, самореализации и самооценки. Если для учителя игра - средство достижения определённой педагогической цели, то для учащихся, точнее для учащегося, цель - сам процесс игры. Но этот процесс организуется такими способами, которые позволяют исподволь, ненавязчиво вести ребёнка, юношу к освоению нового, приобретения новых личностных качеств.
Можно выделить следующие группы игр:
- игры и упражнения на выполнение изображений из готовых элементов;
- игры и упражнения по цветоведению;
- игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов и понятий;
- игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства;
- сюжетно-ролевые игры.
4. Игры и упражнения в обучении изобразительному искусству (практический материал)
4.1 Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых элементов
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание и воображение.
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур
Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения - индивидуальные задания каждому ученику).
Темы уроков (6 класс): «Художественное познание: реальность и фантазия», (выполнение работы карандашами «Этот фантастический мир»),
«Изображение предметного мира - натюрморта» (выполнение натюрморт из плоских изображений знакомых предметов, например, кухонной утвари).
2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?»
Например, из готовых силуэтов составить натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
3. Игра-головоломка
Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.
4. Дополните изображение.
Учащиеся получают изображение, которое необходимо дополнить. Упражнение помогает развитию воображения.
5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
Это упражнение на развитие логического мышления.
6. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент.
Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.
7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.
Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении.
Темы уроков (5класс): «Современное декоративное искусство. Витраж», (выполнение заданий в технике разрезной мозаики), «Создание коллективной декоративной работы из мозаики», (выполнение заданий в технике разрезной мозаики), «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
8. Игра-мозаика
Тема урока (6 класс): «Конструкция головы человека и её пропорции»
Собрать мозаику так, чтобы части головы человека были наиболее гармоничны по отношению друг к другу. В процессе игры закрепляется представление о гармоничных пропорциональных отношениях частей головы человека.
4.2 Игры и упражнения по цветоведению
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребёнка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.
Темы уроков (6 класс): «Цвет. Основы цветоведения», «Цвет в натюрморте», «Роль цвета в портрете», «Цвет в произведениях живописи».
1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары.
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально.
3. Холодные и тёплые цвета.
Учащиеся делятся на группы. Группе нужно выбрать цвета для оформления «Царство снежной королевы», «Розовая страна», «Изумрудный город» «Страна золотого солнца».
Упражнение направлено на определение цвета и его выразительного аспекта.
4. Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятия о разбеливании цвета.
5. Игра «Букет качеств»
Тема урока (6 класс): «Цвет в произведениях живописи».
Дети получают карточки с названиями разных качеств, а затем делятся на группы. Каждая группа изображает букет из цветов, соответствующих, по её мнению, качествам, которые ей достались (другой вариант: изображение осеннего букета с разным настроением - радость, грусть, нежность, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета). По рисункам друг друга дети угадывают, какие качества они символизируют.
Игра развивает умение выражать в живописи эмоциональное состояние, воспитывает толерантное отношение друг к другу.
6. Игра «Как цвета друг друга украшают».
Тема урока (6 класс): «Цвет - основа языка живописи».
На столе разложены бумажные квадраты разных цветов и оттенков. Учащиеся выбирают себе цвета. Ведущий из числа обучающихся с завязанными глазами произносит: «Красный, жёлтый, голубой, выбираю цвет любой!» и показывает на кого-нибудь. Выбранный учащийся выходит к ведущему и они рассказывают, что их цвета дарят друг другу, как ведут себя рядом друг с другом. Затем меняются ролями, и игра продолжается.
В игровой форме повторяются и закрепляются знания о свойствах цвета: тёплые холодные, контрастные, звонкие и глухие, дополнительные цвета.
4.3 Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов и понятий
1. Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например:
1) Архитектор, скульптор…
2) Пейзаж, портрет…
3) Красный, оранжевый…
4) Квадрат, круг ...
2. Объясните значение слова.
Например: ритм - это…, узор - это..., осевая линия - это..., симметрия - это…, витраж - это…, рисунок -…
3. Вычеркните «лишнее» слово.
Упражнение носит обобщающий, контролирующий характер.
1) Кисть, холст, краски, мольберт, молоток, палитра.
4. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
Такое упражнение можно использовать в начале урока.
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.
5. Шифровки.
Виды декоративной росписи | |||
Г е ж ь л |
Х х о а о л м |
Ж с о о о т в |
Г р д ц о о е |
Жанры изобразительного искусства |
|||
И т р ч с и с о и е к й |
Б т л н й а а ь ы |
П р р т о т е |
Н т р о т а ю м р |
Б т в й ы о о |
М ф л г ч с и и о о и е к й |
П й а е з ж |
А и а и т ч с и н м л и е к й |
6. Собери слово из букв.
Например, собрать из букв слово «НАТЮРМОРТ», «ПЕЙЗАЖ» и т.д.
7. Игра «Угадай».
Учитель подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идёт речь.
Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.
Если на картине поле и река,
Или горы, лес и облака, Или домик деревянный наш, Мы картину назовём... (пейзаж) |
В переводе - неживая природа.
|
Когда художник, независимо от века,
|
Все, что увидит, передаст на бумаге
|
||
Золотой цвет, чёрный, красный -
|
Пузатый чайник, расписной.
|
В разных позах фигуры застыли.
|
Когда предметы поставлены в нужные позиции,
|
||
Картины бывают разными,
|
Он создаётся с помощью точек,
|
Есть такое искусство из разноцветных стекол картины собирать.
|
Пыль столбом, солдаты кубарем,
|
8. Указать название народного промысла.
Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны названия художественных промыслов, на доске (или на слайде презентации) расположены репродукции промыслов с номерами. Ученики заполняют таблицу.
9. Указать автора или название произведения.
Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.
Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.
10. Игра «Соедини линиями»
Виды изобразительного искусства |
Техника/материал |
Живопись |
Карандаш |
Скульптура |
Резьба |
Графика |
Глина |
Декоративное искусство |
Краски |
11. Игра из серии «Найди одинаковое».
Тема раздела (5 класс): «Связь времён в народном искусстве». Из ряда однородных, но различающихся предметов нужно отобрать два (или более) одинаковых:
- по характерным особенностям выбрать предметы, принадлежащие тому или иному промыслу (при изучении народных промыслов);
- найти произведения искусства одного вида или схожие по настроению;
- определить произведения искусства, относящиеся к одному жанру;
- выделить из предложенного ряда неизвестные объекты и т.д.
У учащихся развивается умение анализировать, сравнивать и классифицировать предметы народных промыслов, произведений искусства по характерным особенностям.