Класс: 5.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Технология обучения: технология решения ситуационных задач.
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников с помощью умения решать практико-ориентированные задачи, используя действия с натуральными числами.
Форма работы: групповая.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- выделять проблему из предлагаемой ситуации;
- ставить цель своей деятельности;
- принимать решения (при выборе командира группы, распределении подзадач задачи между конкретными участниками);
- соотносить промежуточный и конечный результат с проблемой и целью деятельности;
- взаимодействовать в группе (вступать в коммуникацию, слушать и слышать других, решать конфликтные ситуации);
- умения оценивать действия и ответы сверстников, себя и свой вклад в достижение конечного результата через участие в совместной деятельности.
Предметные результаты:
- формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
- использование различных приёмов проверки правильности нахождения значения числового выражения, алгоритмов выполнения арифметических действий с натуральными числами, прикидка результатов.
Метапредметные результаты:
-
Познавательные:
- понимать условие задачи, находить решения проблемных ситуации, используя свой личный опыт и различную доступную информацию;
- включаться в творческую деятельность.
-
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, соотносить полученный результат с условием задачи;
- осваивать способы пошагового итогового контроля полученного результата.
- Коммуникативные: умение слушать, принимать чужую точку зрения и аргументировать собственную, умение сотрудничать в группе при выполнении заданий.
Разновидность функциональной грамотности: математическая, читательская, финансовая грамотность.
Методы обучения:
- по источнику получения знаний: наглядные, практические;
- по типу познавательной деятельности: исследовательские.
Средства обучения:
- словесные: различные тексты;
- визуальные: таблицы, карты;
- технические: электронная презентация.
Ход урока
I. Организационный этап
Проверка готовности обучающихся класса к уроку. Разделение класса на 6 групп (по 5 человек в группе).
II. Актуализация знаний
- Какие числа называют натуральными?
- Какие действия с натуральными числами вы умеете выполнять?
- В каких ситуациях повседневной жизни вы используете действия с натуральными числа?
III. Постановка целей и задач
Ситуация:
2022 год в России объявлен Годом культурного наследия народов России. Каждый народ, населяющий нашу великую страну, уникален по-своему. Мы живем в мире красок и цвет далеко не безразличен для человека. Один из великих русских учёных, Михаил Васильевич Ломоносов, обладая абсолютным «слухом» на цвета и краски, создал цветные непрозрачные стёкла - смальты, и возродил древнерусское искусство мозаики.
В честь него назван один из крупнейших и старейших центров российской науки и культуры - Московский государственный университет. Ребята, хотели ли бы вы увидеть и побывать в этом классическом университете?
Задача. Группа школьников 5 класса в количестве 30 человек и двоих сопровождающих планирует отправиться в путешествие из Кирова в Москву и посетить различные экскурсионные площадки.
Помогите им определиться:
- на каком транспорте добраться до Москвы;
- какие интересные экскурсионные площадки посетить.
Личностно-значимый вопрос: какие финансовые вложения потребуются, чтобы организовать путешествие.
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации
Каждой группе обучающихся выдаются рабочие листы (Приложение 1, Приложение 2), с помощью которых они определяют оптимальный вид транспорта для путешествия в Москву и составляют экскурсионную программу.
V. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
Каждая группа заполняет таблицу, обсуждаются всем классом причины возможного расхождения результатов или их отсутствие.
VI. Рефлексия, подведение итогов занятия
С помощью приёма «Рефлексивная мишень» обучающиеся отвечают на вопросы:
- Какие действия с натуральными числами повторили на уроке?
- Какое эмоциональное состояние превалировало на протяжении всего урока?