Урок по теме действия с натуральными числами «С математикой в путь»

Разделы: Математика

Ключевые слова: натуральные числа


Класс: 5.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Технология обучения: технология решения ситуационных задач.

Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников с помощью умения решать практико-ориентированные задачи, используя действия с натуральными числами.

Форма работы: групповая.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • выделять проблему из предлагаемой ситуации;
  • ставить цель своей деятельности;
  • принимать решения (при выборе командира группы, распределении подзадач задачи между конкретными участниками);
  • соотносить промежуточный и конечный результат с проблемой и целью деятельности;
  • взаимодействовать в группе (вступать в коммуникацию, слушать и слышать других, решать конфликтные ситуации);
  • умения оценивать действия и ответы сверстников, себя и свой вклад в достижение конечного результата через участие в совместной деятельности.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • использование различных приёмов проверки правильности нахождения значения числового выражения, алгоритмов выполнения арифметических действий с натуральными числами, прикидка результатов.

Метапредметные результаты:

  • Познавательные:
    • понимать условие задачи, находить решения проблемных ситуации, используя свой личный опыт и различную доступную информацию;
    • включаться в творческую деятельность.
  • Регулятивные:
    • принимать и сохранять учебную задачу, соотносить полученный результат с условием задачи;
    • осваивать способы пошагового итогового контроля полученного результата.
  • Коммуникативные: умение слушать, принимать чужую точку зрения и аргументировать собственную, умение сотрудничать в группе при выполнении заданий.

Разновидность функциональной грамотности: математическая, читательская, финансовая грамотность.

Методы обучения:

  • по источнику получения знаний: наглядные, практические;
  • по типу познавательной деятельности: исследовательские.

Средства обучения:

  • словесные: различные тексты;
  • визуальные: таблицы, карты;
  • технические: электронная презентация.

Ход урока

I. Организационный этап

Проверка готовности обучающихся класса к уроку. Разделение класса на 6 групп (по 5 человек в группе).

II. Актуализация знаний

- Какие числа называют натуральными?

- Какие действия с натуральными числами вы умеете выполнять?

- В каких ситуациях повседневной жизни вы используете действия с натуральными числа?

III. Постановка целей и задач

Ситуация:

2022 год в России объявлен Годом культурного наследия народов России. Каждый народ, населяющий нашу великую страну, уникален по-своему. Мы живем в мире красок и цвет далеко не безразличен для человека. Один из великих русских учёных, Михаил Васильевич Ломоносов, обладая абсолютным «слухом» на цвета и краски, создал цветные непрозрачные стёкла - смальты, и возродил древнерусское искусство мозаики.

В честь него назван один из крупнейших и старейших центров российской науки и культуры - Московский государственный университет. Ребята, хотели ли бы вы увидеть и побывать в этом классическом университете?

Задача. Группа школьников 5 класса в количестве 30 человек и двоих сопровождающих планирует отправиться в путешествие из Кирова в Москву и посетить различные экскурсионные площадки.

Помогите им определиться:

  • на каком транспорте добраться до Москвы;
  • какие интересные экскурсионные площадки посетить.

Личностно-значимый вопрос: какие финансовые вложения потребуются, чтобы организовать путешествие.

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации

Каждой группе обучающихся выдаются рабочие листы (Приложение 1, Приложение 2), с помощью которых они определяют оптимальный вид транспорта для путешествия в Москву и составляют экскурсионную программу.

V. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

Каждая группа заполняет таблицу, обсуждаются всем классом причины возможного расхождения результатов или их отсутствие.

VI. Рефлексия, подведение итогов занятия

С помощью приёма «Рефлексивная мишень» обучающиеся отвечают на вопросы:

  1. Какие действия с натуральными числами повторили на уроке?
  2. Какое эмоциональное состояние превалировало на протяжении всего урока?