«Знакомьтесь: химия!» (мероприятие разработано для проведения занятий в рамках летнего пришкольного лагеря для разновозрастных групп начальной школы)

Разделы: Химия, Начальная школа, Внеклассная работа

Ключевые слова: летний лагерь


Цель: дать ученикам начальной школы первоначальные представления о предмете и методах химии.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с понятиями «химия», «тело», «вещество», «смесь веществ», а также с основными видами лабораторной посуды и способами разделения смесей.
  • Продолжить развитие логического мышления обучающихся (сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей) при помощи эвристической беседы и ребусов.
  • Познакомить обучающихся с техникой безопасности при работе с лабораторным оборудованием, заинтересовать предметом при помощи занимательных опытов.

Реактивы и оборудование:

  • Дихромат аммония (твёрдый)
  • Дихромат калия (раствор)
  • Серная кислота
  • Метилоранж
  • Сульфит натрия (раствор)
  • Сульфат меди (II)
  • Водный раствор аммиака
  • Раствор фенола
  • Хлорид железа (III)-водный раствор
  • Этиловый спирт
  • Пробирки, демонстрационный экран, спички, лучина, держатель, металлическая крышка, спиртовка.
  • Лотки для работы учащихся: штатив для пробирок, пробирка с почвой, закрытая пробкой, химический стакан на 50 мл пустой, химический стакан на 100 мл с водой, воронка, фильтровательная бумага.

Ход мероприятия

- Здравствуйте, ребята! А вы знаете, как называется кабинет, в который вы пришли? (кабинет химии)

- А, значит, мы с вами сегодня примерим на себя роль кого? (химиков)

- А что делают химики? (химичат, делают опыты)

- Вы хотите посмотреть опыты?

Опыт № 1 «Светофор»

Перед вами три пробирки с оранжевыми растворами (в первой раствор дихромата калия подкисленный, во второй раствор дихромата калия водный, в третьей метилоранж). Сейчас я буду к ним приливать волшебную воду (волшебной водой для детей беудет назывть любой бесцветный раствор) и мы посмотрим, во что она превратит эти растворы. В первой пробирке (подкисленный дихромат + сульфит натрия) раствор стал зелёным, во второй (водных дихромат калия + щелочь) - желтым, а из третьей (метилоранж) мы, наоборот, прильём немного оранжевого раствора. Какого цвета стал раствор? (красным). Смотрите, у нас получились растворы зелёного, желтого и красного цветов. На что похоже? (на светофор)

Опыт №2. «Радуга»

А если мы к этому светофору добавим оставшийся оранжевый и поменяем порядок цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый) - на что похоже? (на радугу)

- А каких цветов не хватает для полной радуги? (голубой, синий, фиолетовый)

Сделаем полную радугу. Голубой просто нальём в пробирку (раствор сульфата меди (II)). Синий получим из голубого и в этом нам опять поможет «волшебная вода» (водный раствор аммиака). Для получения фиолетового возьмём желтый раствор (хлорид железа (III) и снова «волшебную воду» (раствор фенола)

- Вот теперь получилась полная радуга. Повторим её цвета. Вы знаете, как легко запомнить цвета радуги? (каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

- А знаете ли вы другие способы запомнить цвета радуги? Я записала их для вас вот на этих листах (выдаю таблицы (см. приложение)). Но мы же с вами сегодня химики, а химики пишут специальными буквами - знаками химических элементов, которые помещены в специальную химическую «азбуку» - таблицу Менделеева. Верхнем ряду вы видите знаки химичеких элементов, а в нижнем - номера букв в их русских названиях, которые нужно взять. Например, слово «кот» я могу зашифровать вот так:

O

N

1

3,4

O - кислород, а цифра 1 указывает, что нам нужно взять из слова «Кислород» первую букву. (К)

N - азот, а цифры 3 и 4 говорят о том, что нужно взять из слова «азот» 3 и 4 буквы - О и Т. Итого получилось «КОТ». Таким способом расшифруйте записи на ваших листах (у одной группы фраза «Как Однажды Жак-Звонарь Городской Сломал Фонарь», у второй «Крот Ослу, Жирафу, Зайке Голубые Сшил Фуфайки». Проверяем фразы, ещё раз показываем пробирки с растворами соответствующих цветов.

- Итак, мы выяснили, что химики проводят опыты. А что им нужно для опытов? (посуда и «химикаты», тут варианты могут быть разные). Вот эти химикаты называются научным словом «вещества». Все окружающие нас предметы состоят из каких-то веществ. Предметы учёные называют телами, а то, из чего эти тела сделаны - веществами. Например, у меня в руках пробирка. Пробирка - это предмет, значит химик назовёт её словом «тело». А сделана пробирка из стекла. То, из чего сделан предмет - это вещество. Значит, стекло - вещество. Снеговик - это предмет. Как его назовёт химик? Из чего сделан снеговик (из снега). Что такое снег? (замёрзшая вода). Снеговик состоит из воды, значит, как химик назовёт воду? (вещество). Перед вами фоновый экран, он нужен, чтобы вам было лучше видно цвета растворов. Он сделан из железа. Что такое железо, если из него сделан предмет? (вещество). Что такое экран? (тело).

Подведём первый итог: что изучают химики? (вещества) Далее следует беседа, в ходе которой выясняем, что нужно знать о веществах и для чего это нужно знать.

Демонстрирую стакан с почвой.

- Что в стакане? (выясняем, что почва)

- Почва - это тело или вещество? После того, как дети выскажут свои предположения, говорю, что почва - это смесь веществ и выяснить это можно при помощи специальных методов, которыми пользуются химики. И мы с вами сейчас в этом убедимся.

Раздаю лотки, в которых набор оборудования для фильтрования почвы (опыты с почвой дети выполняют под руководством учителя).

- Налейте в пробирку с почвой воды по высоте примерно столько же, сколько у вас почвы (льёт и держит пробирку один человек), закройте её пробкой и, придерживая пробку большим пальцем, хорошо встряхните пробирку. После этого поставьте её обратно в штатив для пробирок (так называется подставка, в которой стояла пробирка). На первый взгляд может показаться, что пробирка просто стоит. На самом деле, мы используем научный метод, называется он «отстаивание». Тяжелые частицы оседают на дно. А что происходит с лёгкими частицами?

Пока в пробирке происходит отстаивание, приготовим прибор для другого научного метода - фильтрования. (складываем фильтр в виде воронки, смачиваем его водой).

- Теперь, когда прошло немного времени, отвлечёмся от воронки с фильтром и снова посмотрим на пробирку с почвой. Если вы внимательно посмотрите, то увидите, что столбик почвы разделился на 3 слоя - песок, глину и перегной. Мы доказали, что почва - это не одно вещество, а несколько. Какой метод нам помог? (Отстаивание). А теперь мы снова вернёмся к воронке с фильтром и познакомимся ещё с одним методом - фильтрованием. (фильтруем небольшое количество жидкости, получаем почвенный раствор).

- Что получили в стакане? (дети говорят, что воду)

- На самом деле, это не вода, это раствор солей. Так как они полностью растворились в воде, мы их не видим. Как же их увидеть? (выпарить воду).

- Правильно, нужно выпарить воду и мы увидим соли. Дома соль какого цвета? (белая). Вот и мы, когда выпарим воду, увидим белый налёт солей. (этот опыт учитель демонстрирует самостоятельно, потом проходит по рядам и показывает детям соли).

- Что мы сделали для того, чтобы увидеть соли? (выпарили воду). На самом деле мы использовали ещё один метод - выпаривание.

Подведём итог

- Мы с вами узнали, что изучают химики. Что они изучают?

- Мы провели с веществами красивые опыты.

- Познакомились, какая посуда нужна химикам, чтобы проводить опыты (какая?).

- Мы узнали, что химики пишут специальными буквами. Как называются эти буквы? Как называется химическая «азбука»? С помощью этой «Азбуки мы прочитали фразы, которые помогают запомнить цвета радуги.

- Мы узнали, что почва представляет собой не одно вещество, а несколько и помогли нам в этом специальные методы. Какие методы нам помогли?

- Мы молодцы? А значит, нам полагается приз! Сейчас я вам покажу один из самых красивых опытов - химический вулкан.

Опыт № 3 «Вулкан на столе» (разложение дихромата аммония)

После окончания опыта следует короткая беседа с целью выяснить, понравилось ли, что особенно понравилось, что особенно запомнилось.

Приложение