Р.Р. Обучение сочинению-рассуждению по теме 9.2 ОГЭ (практикум)

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: сочинение-рассуждение


Урок №

от 13.12.

2021

Цель урока: формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).

Задачи:

предметные:

  • формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения,
  • формировать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли,
  • умение собирать и систематизировать материал для сочинения;

метапредметные:

  • развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе текста и языковых впечатлений;

личностные:

  • формирование нравственных качеств учащихся,
  • воспитание умения анализировать свои поступки и понимать их последствия.

Тип урока: урок развития речи.

Методы урока: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации, лингвистическая работа с текстом, словарная работа.

Оборудование: раздаточный материал (текст притчи, таблица «План сочинения», «Верно-неверно» (проверка и актуализация знаний на тему «Ключевые слова»), кластер «Воспитание», презентация

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку.

Приветствие

2. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач.
Сегодня мы продолжим работу по подготовке к итоговой аттестации. Мы с вами будем готовить материал для написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста - задание 9.2. Что нам нужно знать и уметь, чтобы хорошо написать сочинение 9.2?

Оформление тетради.
Запись темы урока.
(Знать понятия «рассуждение», «тезис», «аргументы», «вывод»; уметь аргументировать тезис, подбирать примеры из текста, создавать связный текст-рассуждение с сохранением тезиса, на основе алгоритма).

3. Мотивация УУД. Целеполагание

Исходя из того, что было перечислено, как бы мы могли сформулировать основные задачи нашего урока?

(Отработать алгоритм написания сочинения-рассуждения; продолжить работу по формулировке тезиса, его аргументации).

4. Актуализация опорных знаний

Мы с вами уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку. Из каких трех частей она состоит?
Поскольку сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения 9.2, давайте вспомним все этапы работы над сочинением-рассуждением 9.2, вспомним, как строится данный текст, основные понятия, необходимые для работы.

(Изложение, тестовая часть и сочинение-рассуждение).
(Структура текста: введение, основная часть, заключения.
Типы речи, рассуждение, тема, тезис, аргументы, вывод)

5. Работа над темой

6. Работа с названием текста (предтекстовые приемы работы с текстом: создание ориентиров предвосхищения).

Начнем мы эту работу не совсем обычно. Я предлагаю вам рассмотреть пока только название текста: «Гвоздь воспитания» (Приложение 1).

Можете ли вы предположить, о чем написан текст?

У вас на столе есть раздаточный материал (Приложение 2) с незаконченной схемой. В центре - понятие «воспитание». Давайте попробуем подобрать понятия, которые у нас ассоциируются с воспитанием (прием «Кластер»).

(О воспитании)

(Учащиеся предлагают свои ассоциации, вместе выбираем, что запишем на схеме)
Возможные варианты: дети, родители, школа учение, нравственность, правильность, плохое, хорошее. Выбирается 6 вариантов и записываются на схеме.

Чтение исходного текста

  • Давайте прочитаем текст (Один из учеников читает текст)
  • Наши предположения и ассоциации подтвердились? (Да)
  • Какова тема текста? (Воспитание нравственных качеств с помощью наглядного примера)
  • Что символизирует столб в притче? Что символизируют гвозди? (Столб - жизнь, отношение и эмоции других людей; гвозди - плохие поступки).

7. Отработка алгоритма написания текста-рассуждения

Шаг 1. Объясняем сюжетный смысл указанных предложений.

В задании 9.2 мы должны объяснить смысл фразы из текста (задание на слайде)

Что важно понять в начале работы? (значение фразы, данной для толкования).

Истолковываем смысл фразы:

  • Каково эмоциональное состояние мальчика в финале текста?
  • Какие чувства, на ваш взгляд, он испытывает?
  • В чём причина этих чувств, эмоций?
  • Как эти чувства характеризуют героя? и т.п.
    (Он осознал, что любой плохой поступок, будь то действие или обидное слово оставляют след и на его жизни, и в сердцах окружающих людей).
  • К чему ведёт осознание совершённых ошибок? (к важной душевной работе, которая впоследствии научит человека быть ответственным за свои действия, думать, прежде чем делаешь, поступать правильно и хорошо).

Чувство вины - это своего рода испытание, пройдя которое, человек становится чище, лучше; это один из путей его перерождения.
Итак, мы получили материал для написания вступления сочинения, давайте кратко это запишем в план нашего сочинения (Приложение 3):

Мальчик осознал, что плохие поступки и слова оставляют след на его жизни.

Физкультминутка. Ребята, когда мы пишем сочинение, важно не только правильно понять высказывание и привести примеры. Но важно также грамотно оформить свое сочинение, не допускать не только орфографических и пунктуационных, но и речевых ошибок. Практика показывает, что очень часто при написании сочинения приходится подбирать синоним к часто употребляемым словам. Например, мы постоянно обращаемся к словам автора или высказыванию того или иного персонажа, на ум сразу приходит слово «говорит». Автор говорит, персонаж говорит. Давайте попробуем вспомнить синонимы этого слова. Сейчас я назову один из них, а затем брошу этот мячик кому-то из вас, задача получившего мячик назвать следующий синоним.
(Бросают мячик, называют 5-6 синонимов: рассказывает - повествует - сообщает - рассуждает - спрашивает - утверждает)

Шаг 2. Поиск аргументов.

Чтобы найти примеры в предложенном тексте, подтверждающие наше толкование фразы, давайте вспомним, что такое «ключевые слова» и выделим их в тексте.

Сначала вспомним, что мы знаем о ключевых словах. У вас на столах приложение 4, вам необходимо отметить верные утверждения знаком + неверные знаком - .
(отмечают 1-2 минуты)

Обменяйтесь листочками. Выполните взаимопроверку. Теперь проверим вместе.
(опрос по 1 утверждению на ученика, остальные корректируют)

Давайте вернемся к приложению 1 и отметим в нашем тексте ключевые слова.
(отмечаем вместе. 1 человек комментирует 1 абзац)

Какие ключевые слова нам могут помочь в поиске примеров?
(мальчик заплакал - эмоции мальчика показывают, что он осознал непоправимость своих плохих поступков, понял, что, даже совершая хорошие дела, он не сможет до конца загладить плохие)

Вот мы и сформулировали первый аргумент. (Мальчик заплакал, так как понимает, что исправить уже совершенное нельзя)

Давайте обратим внимание на ключевое сочетание слов «не хотел прибегать к насильственным мерам». Как вы думаете, почему отец выбрал именно иносказательный метод воспитания, а не стал наказывать сына?
(наказание - тоже может оставить след в душе ребенка, который не забудется. Поэтому важно было именно убедить сына и показать ему последствия его действий, а не просто наказывать, не объясняя причин).

Теперь у нас есть второй аргумент. Давайте запишем его в план нашего сочинения.

Физкультминутка. Есть еще одно слово, которое вы часто используете в своих сочинениях по тексту. Это слово «автор» Его тоже необходимо заменять синонимами. Давайте снова обратимся к нашему мячику, который поможет нам легко вспомнить, как еще мы можем назвать автора (кидают мячик и называют синонимы к слову «автор»: повествователь - рассказчик - писатель - творец - прозаик - поэт»).

Шаг 3. Заключение

Итак, нам с вами осталось понять, как же завершить текст, обобщив все сказанное, но и развить содержание сочинения, в заключении должно быть что-то новое.
Используем прием «Три шляпы». У нас есть три шляпы. На одной из них, вопросы, связанные с героями рассказа; на другой вопросы, связанные с конфликтом или проблемной ситуацией, возникающей в тексте; на третьей - вопросы, которые помогут обобщить смысл текста. Но мы не знаем, на какой шляпе какие вопросы. Предлагаю каждому ряду вытянуть жребий. Тянут жребий из шляпы.
(на слайде открываются вопросы на шляпах:

Желтая. Вопросы по героям рассказа

  • Найдите двух главных действующих лиц текста. Ответ: отец и сын
  • Как вы думаете, какие плохие поступки мог совершать мальчик? Ответ: не слушал свою мать. Сквернословил. Грубил соседям. Не реагировал на замечания.

Зеленая. Вопросы, связанные с конфликтной ситуацией текста

  • В чем заключался конфликт между сыном и отцом? Ответ: сын плохо себя вел, отец хотел воспитать хорошего человека.
  • Почему сын стал забивать меньше гвоздей? Ответ: потому что увидел, сколько много плохого он совершил, ему стало стыдно.

Красная. Обобщающие вопросы

  • Кто из героев рассказа меняется, а кто остается прежним? Докажите словами из текста. Ответ: сын. «…ему стало очень стыдно. И сын начал следить за своим поведением. Стал учтивее. Стал вежливее»
  • Как вы думаете, какие качества воспитал отец в сыне? Ответ: вести себя правильно, думать об окружающих людях не совершать плохие поступки.

Итак, в мальчике проснулась совесть, он искренне сожалеет о том, что совершал плохие поступки. Теперь он понял это и, скорее всего, будет вести себя иначе)

Теперь мы можем записать основной тезис заключения. Мальчик с помощью отца осознал, что вел себя неправильно. Отец воспитал в сыне важные качества.

8. Рефлексия

Перед вами на столе листочки (приложение 5). Оцените, пожалуйста, чему вы научились на уроке, и свое психологическое состояние во время урока.

Оценивают, передают листочки.

9. Д/з., оценивание

Выучить алгоритм работы над сочинением.
Написать сочинение ОГЭ 9.2 по составленному плану.