О некоторых проблемах начинающего преподавателя средней школы

Разделы: Профессия — педагог


Произошедшие в конце XX в. в нашей стране радикальные социально-экономические и политические изменения, естественно, не могли не затронуть педагогическую деятельность. Первоначально процесс преобразования системы общего образования постсоветской России протекал преимущественно стихийно. Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону. Государство уделяет средней школе особое внимание, так как от того, насколько эффективно она будет функционировать, зависит будущее молодого поколения страны и в итоге судьба дальнейшего развития России.

В статье представлена попытка осмысления микроисследования, проведенного среди начинающих преподавателей нескольких общеобразовательных школ г. Хабаровска. На базе анализа полученных данных удалось выявить и подтвердить некоторые негативные тенденции в профессиональной деятельности молодых педагогов, а также наметить возможные пути решения обнаруженных проблем.

Первая проблема, с которой сталкиваются молодые педагоги, - это страх преподавания. Порой подобные ощущения возникают ещё в период педагогической практики, когда будущий учитель задает себе вопросы: «А смогу ли я заинтересовать учащихся? Способен ли я объективно оценивать их знания? Сумею ли профессионально выстраивать отношения с коллегами?». Не исчезают подобные сомнения и в начале профессиональной деятельности. Несомненно, чрезмерная уверенность в себе отрицательно сказывается на деятельности педагога, так как дальнейшее развитие становится практически невозможным. Но, с другой стороны, отсутствие веры в собственные силы может стать источником постоянной тревоги, беспокойства, а это, в свою очередь, приведет к снижению продуктивности профессиональной деятельности.

Учебная нагрузка молодого преподавателя - одна из самых главных проблем. Чтобы умудриться прожить «на одну зарплату», учитель стремится набрать большое количество часов. Причем если суммировать эту нагрузку, подчас получается, что человек проводит уроков и элективов больше, чем часов в сутках. Понятно, что качеству преподавания это отнюдь не способствует. Более того, педагог всё свободное время проводит на работе в ущерб своему здоровью и личной жизни.

Ещё одной важнейшей проблемой является низкая оплата труда педагогов вообще и молодых специалистов в частности. Низкая зарплата побуждает многих достойных работников покидать школьное поприще. Низкий имущественный уровень ведет к падению социального авторитета, социальной престижности данного вида профессиональной деятельности, что имеет ряд серьезных последствий. Во-первых, значительно снижается интерес молодежи к работе в школе. В результате, образовательное учреждение вынуждено пополнять свой кадровый состав за счет не самой талантливой части молодежи. Во-вторых, материальное положение является своеобразным символом определения сегодняшним учителем своей позиции в социальной иерархии. Более того, из-за резкого ухудшения материального положения педагог думает и всё чаще говорит о том, что не стоит серьезно работать за низкую зарплату. Чтобы «свести концы с концами», начинающий учитель вынужден искать дополнительные заработки, которые могут тормозить, а в некоторых случаях и отрицательно сказываться на профессиональном развитии, поскольку становится невозможным уделять должного внимания качеству учебных занятий, прогрессивным методам обучения, индивидуальной работе с учениками.

При написании статьи автору было важно узнать мнение других молодых специалистов, которые только первые год-два работают в школе. Мы попросили обозначить трудности, с которыми столкнулись наши респонденты, оценить деятельность в качестве преподавателя: поделиться своими успехами, отразить недостатки и т.п.

В нашем небольшом опросе приняло участие 10 человек. Респондентам было задано 5 вопросов. Результаты представлены в таблице.

Численность начинающих преподавателей в школах невелика. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Но это предмет отдельного размышления. В сложившейся же ситуации самым тревожным, на наш взгляд, является то, что 5 из 10 опрошенных преподавателей (50%) сомневаются в продолжении своей профессиональной деятельности. Мы убеждены, что наличие большого числа преподавателей зрелого возраста, обладающих большим профессиональным и жизненным опытом, является важным фактором высокого качества образования. Тем не менее, задачи развития общего образования требуют видения долгосрочных перспектив, в соответствии с которыми необходимо строить нынешнюю кадровую политику, способную в будущем обеспечить оптимальный баланс сохранения и обновления преподавательских кадров в системе средней школы.

Помимо указанных выше проблем, коллеги выделяют отсутствие помощи и поддержки со стороны более опытных преподавателей, не желающих поделиться накопленными знаниями («отсутствие дельного наставника», «никто не способствовал адаптации» и т.п.). Более того, они заставляют их решать те проблемы, которые по каким-либо причинам не хотят решать сами («выполнение мелких поручений, не входящих в мои обязанности»). Наверное, и здесь есть свои плюсы, так как подобные ситуации предоставляют возможность самостоятельно приобрести бесценный опыт. Но следует учитывать, что подобная перегрузка создает стрессовую ситуацию, в которой вынужден работать начинающий педагог. Согласно статистическим данным, большое число преподавателей в нашей стране считают свою работу источником огромного внутреннего напряжения [1]. Как видим, молодые педагоги не являются исключением.

Особо хочется отметить тот факт, что большинство ожиданий преподавателей, связанных с профессиональной деятельностью, не оправдалось, так как взгляд изнутри на учебно-воспитательный процесс совершенно отличается от той видимости благополучия, которую можно наблюдать во время обучения. Отчасти эта иллюзорность объясняется первоначальным восприятием педагогической деятельности как призвания или праздника, длящегося всю жизнь.

Подавляющее число молодых специалистов, участвовавших в опросе, (80%) сетует на крайне низкую заработную плату. Тем не менее, половина из них собирается продолжать свою профессиональную деятельность. Возможно, причина в том, что мотивация деятельности учителя во многом иная, нежели просто получение платы за оказанные услуги. Весьма важным стимулом для него является профессиональное признание коллег, тех, кто способен оценить его интеллектуальные усилия («уверена, что двигаюсь в верном направлении, так как получаю высокую оценку своей деятельности со стороны коллег высшей квалификации»). Это служит и условием сохранения автономии преподавательской профессии, и средством внутреннего контроля и саморегулирования.

На основе анализа проблем начинающих преподавателей средней школы можно сделать некоторые выводы.

  1. Большую часть времени начинающий преподаватель посвящает систематической подготовке к занятиям, т.е. в профессиональном развитии начинающего преподавателя, безусловно, доминирует сугубо преподавательский компонент.
  2. Учитель несет ответственность не только за хранение, передачу и использование специализированной суммы знаний, но и за их приумножение. А это становится возможным лишь тогда, когда в деятельности педагога совмещаются функции обучения и исследования.
  3. Работа педагога должна компенсироваться и стимулироваться любым способом: материальное, социальное, нравственное вознаграждение; в противном случае снижается как внутренняя энергия, так и желание трудиться.

На наш взгляд, преподаватель, у которого господствует учебно-образовательная составляющая при низком уровне материального благосостояния, не может серьезно относиться к своей профессиональной деятельности, т.е. не сможет развить в ученике требуемые интеллектуально-творческие способности, мышление, не поможет ему овладеть современными знаниями и в целом не подготовит компетентного специалиста XXI в.

Список литературы

  1. Болотин И., Джамалудинов Г. Социальные проблемы научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. - 2002. - № 4. - С. 27.
  2. Корнеева Е.А. Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических кадров // Образование и воспитание. - 2017. - №1. - С. 7-9.