Технология разноуровневого обучения на уроках английского языка как одна из форм повышения качества образования

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении.

Считаю, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. разноуровневое обучение.

Разноуровневое обучение - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.

Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При делении учащихся на группы учителю необходимо опираться на следующее:

  • общий уровень развития ученика;
  • особенности психического развития;
  • индивидуальные особенности ученика;
  • темп усвоения предмета;
  • интерес ученика к предмету.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для слабых учащихся:

  • Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными способностями.
  • Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
  • Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для учащихся со средними способностями:

  • Развивать устойчивый интерес к предмету.
  • Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
  • Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
  • Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для сильных учеников:

  • Развивать устойчивый интерес к предмету.
  • Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
  • Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрывать творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

При работе с разноуровневой группой можно прибегать к следующим приемам в работе:

  • По-разному группировать студентов и чередовать виды работ в группах;
  • Ставить ученикам разные цели в зависимости от уровня;
  • Адаптировать задания учебника.

Работа в группах

Одним из способов решения проблемы является варьирование видов работы на уроке: индивидуально, в парах, в группах.

Можно формировать пары по следующему принципу: сильный+сильный и слабый+слабый, или сильный+слабый. Все будет зависеть от задания. При этом в заданиях на контролируемую практику рекомендуется группировать слабых с сильными вместе, поскольку сильный ученик будет поддерживать слабого и даже поможет с правилом, если это необходимо.

Разные цели

Другим способом решения проблемы смешанных уровней на уроке может быть постановка разных целей в заданиях для более сильных и более слабых учеников. Например,

  • В заданиях на письмо просить учеников написать разное количество абзацев;
  • Запомнить разное количество новых слов при изучении новой лексики;
  • Разный "проходной" балл при выполнении тестов в конце темы;

Адаптация заданий к упражнениям

Всем знакомо правило "Grade the task, not the text". Суть приема в том, что для разных уровней преподаватель создает разные задания к упражнениям. Задания можно адаптировать при работе со всеми навыками.

Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Методика уровневого обучения может использоваться учителем на разных этапах урока (освоение нового учебного материала, закрепление знаний, творческое их применение), на уроках разного типа, для самостоятельной работы учащихся на уроке. Чаще всего я использую разноуровневые задания на этапе закрепления знаний.

К уроку я подбираю задания разных уровней с учетом подготовленности учеников по предмету. Задания даются на выбор самих учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизведения материала, содержат определенную дозу помощи. Задания второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов также неодинаково.

Не бывает абсолютно слабых учеников. У каждого есть сильные стороны. Если ученик будет знать свои индивидуальные особенности, то сможет реализовать свои сильные стороны с максимальной выгодой для себя. Создание благоприятных условий для проявления способностей слабых учеников, а именно отсутствие жестких рамок в учебной деятельности на уроке, возможность выбора упражнения, варьирование темпа урока способствуют реализации положительных ожиданий ученика.

Помимо урочной деятельности, разноуровневое обучение, применяемое мной и во внеклассной работе по иностранному языку, в единстве с обязательным курсом создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных и развивающих целей обучения.

Благодаря разноуровневому обучению повышается активность, работоспособность учащихся, повышается мотивация к изучению предмета, улучшается качество знаний.

Список литературы

  1. Осмоловская И.М. - Как организовать дифференцированное обучение/Библиотека журнала «Директор школы» - М.: Сентябрь, 2002.
  2. Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. - Новосибирск: НГПУ, 2003, - 243 с.
  3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 - 576 с.
  4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.