Дифференцированный подход в обучении на уроках физики

Разделы: Физика


Как известно физика одна из интереснейших и осязаемых наук школьной программы, но вместе с тем и один из самых трудноусвояемых предметов. Мы каждый день сталкиваемся с физическими явлениями и процессами, но очень редко имеем качественное представление об их природе, закономерностях и тонкостях. И одна из важнейших задач учителя привить любовь своих учеников к предмету, а это возможно только при умении понимать суть процессов и иметь глубокие знания. А это, как известно, довольно непростая задача.

Все дети имеют разные способности и разный уровень подготовки, и добиться усвоения материала всеми учащимися на одинаковом уровне невозможно. Если давать материал с ориентировкой на «среднего» ученика, то это часто приводит к общему снижению успеваемости в классе, к потере интереса к предмету, порождению безответственности и даже нежеланию учиться. В помощь к решению данной проблеме можно использовать дифференцированный подход.

Что же включает в себя дифференцированное обучение? Это технология обучения, в основе которой лежит создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей, обучающихся с разным уровнем обучения, интеллектуальными способностями и умственной активностью, а также организацию учебного процесса в рамках урока с учетом вышеперечисленных особенностей учащихся.

В данной методике обходимо четко определить тот минимум, без которого учащийся не сможет дальше усваивать изучаемый предмет. Это тот минимальный уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые ученик должен уметь решать. Также необходимо определить содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне, когда для решения поставленной задачи необходимо задействовать логику, причинно-следственные связи, а порой и креативное мышление.

Особую роль в дифференцированном подходе занимает индивидуализация обучения, так как именно через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного образования.

В современной школе разработаны разнообразные образовательные технологии, которые позволяют сделать учебный процесс более эффективным, увлекательным и интересным, способным запустить механизм саморазвития и доступным на каждом уровне восприятия каждого ученика. Одним из таких методов является дифференцированный подход.

Дифференцированные задания имеют различную направленность: те, которые устраняют пробелы в знаниях, и задания, которые учитывают имеющиеся у учащихся предварительные знания по темам.

Для реализации дифференцированного метода целесообразно использовать карточки задания:

  • для базового уровня предлагаются задания, отвечающие минимальным основным требованиям программы: формулы, определения, единицы измерения, простые расчетные задачи, предлагается начать или закончить фразу, описать опыт и т.д.;
  • средний уровень предполагает вывод искомой величины из формулы, задача в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона, ответы на вопросы из определения или закона, которые не явны в трактовке, вопросы на соответствие;
  • задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала, комбинированных действий и научных решений.

Если ученик справился с заданиями своего уровня он может решить задание из более высокого уровня и получить свою заслуженную оценку.

Отличным способом проверки домашнего задания и блокировки списывания является игра «легкие пятерки и двойки». Вначале урока даются однотипные задания, которые учащиеся выполняли дома, те же формулы, то же условие. Это вызывает азарт, стремление дома разобраться в задачах, запомнить формулы и приобрести навык. А приятным бонусом станет оценка «5».

Дифференцированный подход можно использовать в любых видах работ во время урока: это и деление на группы, игры с разно уровневыми заданиями и викторины и т.п. Хорошим подспорьем так же являются проектные работы.

При использовании проектно-исследовательской технологии учащиеся учатся проводить наблюдения, обрабатывать и систематизировать полученные данные, ставить проблемные вопросы и выдвигать обоснованные предположения, измерять физические величины и устанавливать зависимость между ними, моделировать явления, делать теоретические выводы и проверять их экспериментально, проверять в процессе проведения эксперимента законы природы, а при возможности и устанавливать их, изучать принципы действия приборов, конструировать несложные устройства на основе изученных явлений. Учащиеся получают также задания исследовательского и конструкторского характера, которые школьники с успехом могут выполнить дома.

Очень хочется, чтобы учащиеся обучаясь на уроках смогли в будущем использовать полученные знания, а не выкинуть их, как завалявшийся хлам из рюкзака, по окончании занятий. И в этом нам поможет дифференцированный подход в обучении.