Личная эффективность – прогресс к себе

Разделы: Общепедагогические технологии


Время, которое мы переживаем, отмечено тяжелым поиском нового социально-экономического развития и духовно-культурного возрождения нации. Новые реалии жизни обусловили глобальные изменения в самосознании человека. Анализ ситуации общественного развития, социально - экономических преобразований в стране свидетельствует о потребности общества в личности, обладающей новым типом мышления, способностью нестандартно и эффективно решать жизненные проблемы.

Эффективность характеризуется оптимальным соотношением представления о своем внутреннем потенциале и тех возможностях, которые предоставлены ей для этого социальной средой. Соотношение этих двух факторов вызывает переживание степени реализованности личностного потенциала и формирует соответствующую мотивацию, определяющую социальную активность, которая делает человека истинным субъектом собственной жизнедеятельности. При этом очень важную роль играет не только объективное состояние социальной среды, но и тот субъективный образ мира, который складывается в процессе социализации личности. Представление человека о том, кем и каким он является в данный отрезок своей жизни и какие внешние ресурсы ему доступны, играют огромную роль в его жизнедеятельности: мотивирует его активность, детерминирует выбор ближайших целей и уровень притязаний, определяет особенности его общения с людьми, выбор адаптивных механизмов и стратегий и т.д.

Только в этом случае личность реализует общественные ценности и идеалы и тем самым делает позитивный вклад в развитие современного общества.

Почему же мало самоактуализирующихся людей? А.Маслоу объясняет, что потребность высшего уровня особенно в начале их пробуждения и укоренения в человеке, слабы и легко тормозятся или изменяются в результате страха, неблагоприятных культурных условий и неправильного научения.

Личную эффективность можно рассматривать через качество жизни. Под качеством жизни, следует понимать комплексную оценку жизнедеятельности людей, представляет собой систему показателей, которая характеризует уровень реализации потребностей человека, степень достижения своих жизненных целей, в соотношении с ресурсными возможностями общества.

Общество дает социальный заказ на личность, способную к формированию потребностей в самоактуализации. Эти потребности удовлетворяются разными формами активности, среди которых одно из ведущих мест занимает творческая деятельность. Одним из мотивов творчества выступает желание самореализоваться. В творческой деятельности человек творит сам себя. Поэтому, говоря о состоянии готовности к творчеству, нужно сказать о состоянии готовности личности к самореализации.

Нами разработаны рекомендации

В системе образования школа должна заложить почву развития потенциала личности и определить устойчивое направление этого процесса: творческие возможности, заложенные в каждом человеке природой, должны быть развиты и педагогически скорректированы в соответствии со способностями, наклонностями и потребностями учащихся.

Основные направления:

  1. Формирование положительной мотивации учения и выбора будущей профессии.
  2. Внедрение информационных технологий, активизация самостоятельной работы.
  3. Помощь ученикам в овладении стратегией жизненного проектирования и самореализации личности.
  4. Укрепление физического, психического и психологического здоровья молодежи, внедрение здоровьесберегающих технологий образовательного процесса.
  5. Подготовка педагогических кадров к использованию инновационных технологий и реализации задач образования.

Образование, должно быть сориентировано на использование инновационных педагогических технологий, обеспечивающих личностный рост и развитие творческого потенциала учащихся.

Целесообразно выделить следующие направления работы психологической службы, выполнение которых помогает раскрыть потенциальные возможности личности, способствует оптимизации личностного и профессионального становления. Это индивидуальное консультирование, профориентационная и психокоррекционная работа, разработка и проведение тренинговых программ.

Образование должно соответствовать такой организации обучения, воспитания и развития творческой активности, в которой как педагог, так и ученик имеет благоприятные условия для самореализации, стремится к получению творческого продукта интеллектуальной деятельности и самостоятельного создания нового.

При этом особое значение приобретает креативность личности, ее способность к творческому нестандартному мышлению, умению эффективно решать сложные проблемы собственной жизнедеятельности.

Такие качества могут быть сформированы в процессе специально организованных педагогических воздействий в системе образования, которая сама является креативной, стремится к творческому решению проблем через использование современных инновационных технологий для достижения определенной цели.