Проекты в урочной и внеурочной деятельности педагога

Разделы: Общепедагогические технологии, Руководство учебным проектом


Проектная деятельность является обязательной частью учебной деятельности учащихся 5-9 классов, обучающихся по ФГОС.

ПРОЕКТ - [от лат. projectus - выступающий вперёд, «брошенный вперёд»].

Метод проектов в современной дидактике - это и технология, и комплексное явление.

Метод проектов - разновидность проблемно-поискового метода обучения; предполагает специфическую организационную форму на основе технологии, осуществляемые на основе системно-деятельностного подхода.

ФГОС настаивает: Ребёнка следует обучать посредством двух видов деятельности: учебно-познавательной и проектной. При этом нужно помнить, что Продукт проектной деятельности - это всего лишь средство, потому что главным результатом проектирования являются те позитивные изменения, которые происходят с учеником-проектировщиком: он приобретает новые знания, формирует определённые умения и компетентности, вырабатывает склонности к проявлению инициативы, приобретает опыт принятия самостоятельных решений.

Проект (в том числе итоговый) представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Обществознание, как предмет учебного курса, имеет большие возможности для реализации учащимися проектной деятельности.

Проект - мыслительная конструкция какого-нибудь изменения, которое заранее спланировано и в принципе может быть осуществлено. В переводе с латинского слово «проект» переводится как «бросаю вперед», «держу перед собой». Современное понятие сохранило следы древнего значения. Когда говорят о проекте, то имеют в виду мыслительную конструкцию какого-нибудь изменения, которое заранее спланировано и в принципе может быть осуществлено. Такая конструкция может предстать в виде, модели, прототипа, прообраза, и в ней есть непременный волевой компонент - решимость осуществить задуманное изменение. По сути, когда вы достигаете какой-либо поставленной цели путем пошагового планирования - вы реализуете проект.

Проект - это «пять П»:

  1. проблема
  2. проектирование (планирование) -
  3. поиск информации
  4. продукт
  5. презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Типологические признаки классификации проектов

Классификация проектов:

1. По продолжительности

  • Краткосрочные (до 1 месяца)
  • Среднесрочные (от 1 месяца до 1 года)
  • Долгосрочные (от 1 года и более)

2. По количеству участников

  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Коллективные

3. По характеру координации проекта

  • непосредственный (жесткий, гибкий)
  • скрытый (неявный, когда учитель становится одним из участников проекта)

4. По предметно-содержательной области

  • Монопроект
  • Межпредметные

5. Контингент проектировщиков

  • Внутриклассные
  • Внутришкольные

6. По направлениям деятельности

  • Образовательные
  • Научно-технические
  • Культурные

7. По доминирующей деятельности

(по типу ведущей деятельности: - исследовательская, - поисковая, - творческая, - ролевая, - прикладная, - ознакомительно-ориентировочная)

  • Практико-ориентированный проект
  • Исследовательский проект
  • Информационный проект
  • Творческий проект
  • Ролевой проект
  • Издательский
  • Прикладной

В рамках внеурочной работы учителя по предмету важная роль отводится индивидуальным проектам, но возможна и работа над коллективным социальным проектом.

Социальный проект представляет собой целенаправленную социальную (общественную) практику, позволяющую учащимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений (ведущий вид деятельности для детей в возрасте 11-15 лет).

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ может включать в себя

  • социальную пробу
  • социальную практику
  • социальный проект

ОБЪЕКТАМИ преобразующей деятельности в ходе социального проектирования могут быть:

  • социальные институты (школа, клуб, молодежная организация, магазин…)
  • социальная среда (ландшафт, места отдыха, выгула собак, спортивные площадки, стадионы……)
  • социальные явления (курение, сквернословие…)
  • социальные отношения (отношения к пожилым, ветеранам, к детям, к потребителю….)

ОСОБОЯ РОЛЬ ВЗРОСЛОГО:

МОДЕРАТОР - педагог, предлагающий варианты решений и практических действий проектировщиков, создающий условия для выбора оптимальных из них.

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБА - особый вид социальной активности, в ходе которой ребенок получает информацию о социальных объектах и явлениях, приобретает и осознает опыт своего взаимодействия с другими людьми.

ТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБ:

  • избирательный участок
  • газеты, которые читают в нашей семье
  • газетный киоск (хронометраж продаж)
  • спортивные секции
  • правонарушения в школе

СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА - процесс освоения, отработки социальных умений и навыков, познание внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной социальной действительности.

ТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК:

  • интервью для печати
  • портрет политика
  • помощник депутата
  • обращение в учреждение (контакт с официальным лицом по социальной проблеме)
  • школьный медицинский кабинет
  • минутка здоровья
  • активная перемена

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - в основе его преобразующая деятельность, направленная на создание социально значимого продукта

ТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ:

  • день здоровья в классе, в школе
  • классная (школьная) газета
  • видеофильм
  • школьная конституция (декларация прав учащихся)…

Технология разработки и реализации проекта

Целевая аудитория - та социальная группа, на которое направлено действие проекта.

Проблема - сложный вопрос; задача, требующая разрешения; трудность, препятствие.

Название проекта - краткое и емкое словосочетание в творческой форме отражающее замысел проекта.

Социальная значимость - выраженное значение для местного населения и городского округа. Цель - это конечный желаемый результат, который определяется в процессе планирования. Цель в проекте помогает ответить на вопрос «Зачем мы хотим выполнить проект? Что хотим получить в результате?».

Задачи - шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели.

План работ - список работ проекта с указанием временных затрат на каждый вид работ.

Рабочий график - временные границы реализации каждого пункта плана работ (начало и завершение).

Ресурсы - денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. Сюда относятся все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, необходимые для создания товаров и оказания услуг (материальные, кадровые, методические, информационные и др.).

Эффективность проекта - соотношение реально полученного и ожидаемого результата. Критерий эффективности - это признак, на основании которого производится оценка эффективности проекта. Другими словами, это средство, с помощью которого мы можем оценить, насколько полученные результаты соответствуют планируемым результатам.

Корректировка хода реализации - изменение деятельности, направления проекта в соответствии с ситуацией, в результате анализа результатов проекта.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап
1.1. Определите целевую аудиторию проекта
1.2. Соберите информацию о социальных проблемах, типичных для данной аудитории
1.3. Распределите проблемы по степени их значимости, выделите приоритетную проблему
1.4. Обоснуйте актуальность выбранной проблемы
1.5. Рассмотрите возможные способы (пути) решения данной проблемы. Выберите из них наиболее оптимальный для самостоятельной реализации.
1.6. Сформулируйте суть проекта (замысел и пути его реализации)

2. Этап планирования
2.1. Сформулируйте цель и задачи проекта, сформулируйте ожидаемые результаты (количественные и качественные) и критерии эффективности проекта
2.2. Составьте план работы по проекту. План включает в себя последовательность шагов по достижению цели, а также продолжительность каждого шага (для оценки временных затрат на проект), определение ответственных за выполнение конкретных шагов (для оценки людских ресурсов по проекту), и необходимые на том или ином шаге ресурсы и источники их получения (для оценки материальных затрат проекта)
2.3. Оцените возможные риски проекта и определите альтернативные шаги по осуществлению плана
2.4. Составьте рабочий график
2.5. Рассчитайте бюджет проекта
2.6. Определите способы и средства информирования общественности о вашем проекте, пути привлечения целевой аудитории к участию в проекте
2.7. Оформите информационную карту проекта и его текстовое описание

3. Этап реализации
3.1. Определите круг лиц и организаций, заинтересованных в вашем проекте и способных оказать содействие в его реализации, продумайте варианты сотрудничества с ними
3.2. Своевременно обеспечьте необходимые для реализации проекта ресурсы
3.3. Проведите указанные в рабочем плане-графике мероприятия по реализации проекта
3.4. Подведите итоги проекта, используя методы оценки его эффективности (количественные и качественные)

4. Заключительный этап
4.1. Составьте отчет о ходе реализации проекта, оформите фотоотчет
4.2. Подготовьте выступление и презентацию для защиты проекта

Типичные ошибки при социальном проектировании
1. Отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп.
2. Переоценка своих сил и возможностей проектной группы.
3. Провозглашение «красивой» идеи без дальнейших усилий по ее реализации, то есть без доведения до практических результатов.
4. Отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.

Предостережения от ошибок
1. Не пропускайте процедуру прогнозирования.
2. Соизмеряйте Ваши желания с Вашими возможностями.
3. Подумайте над тем, чего Вы действительно хотите.
4.Оцените риски, оцените задачу: стандартная - нестандартная. Потом принимайте решение: искать, или изобретать.
5. Слушайте, и услышьте мнения и соображения членов Вашей команды. Потом принимайте решение и несите за это решение ответственность

Формы продуктов проектной деятельности

  • анализ данных социологического опроса
  • бизнес-план
  • видеофильм
  • выставка
  • газета
  • журнал
  • игра
  • коллекция
  • костюм
  • макет
  • модель
  • оформление кабинета
  • пакет рекомендаций
  • праздник
  • сказка
  • сценарий
  • экскурсия и т.д.

Виды презентации проектов:

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма.
  • Диалог исторических или литературных персонажей.
  • Игра с залом.
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  • Пресс-конференция.
  • Путешествие.
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Соревнования.
  • Спектакль.
  • Спортивная игра.
  • Телепередача.
  • Экскурсия и т.д.