Работаю в школе не первый год и заметила, что учащимся бывает трудно применять на уроках биологии знания, полученные при изучении других предметов. А ведь современный школьник на предметных уроках получает большой багаж знания по самым разным научным направлениям, приобретает разнообразные умения и навыки. А вот целостная картина окружающего мира у ребенка не всегда складывается. Как же помочь школьнику в решении этой проблемы? Необходимо интегрировать знания. Мне кажется, что биологию можно связать с любым изучаемым в школе предметом. С самых первых уроков биологии учитель прибегает к математическим, физическим, химическим, географическим понятиям и законам, объясняя явления природы. Изучение биологии у школьников начинается с информации о том, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
На данном этапе устанавливаются перспективные межредметные связи не только для дальнейшего изучения курса биологии, но и географии, химии, физики. С изучения растений начинается в биологии последовательное формирование естественнонаучной картины мира. Растительный мир изучается как составная часть природы на клеточном, организменном, видовом, биогеоценотическом и биосферном уровнях организации жизни.
У учащихся формируются первичные представления о клетке, как элементарно структурно-функциональной единице жизни. Учитель показывает закономерные связи Строения и функции клетки, жизнедеятельность клетки с условиями внешней среды. Солнечный свет, воздух вода, тепло, свет, почва, другие растения и животные - понятия, с которыми знакомятся учащиеся на уроках биологии в 5 классе. Эти же понятия помогают ученикам раскрыть важные процессы жизнедеятельности клетки. Учитель объясняет ученикам, что питание и дыхание клеток зависит внешней среды и необходимых условий: вода, воздух, минеральные вещества свет, тепло. Из курса «Окружающий мир» ученики знакомы уже что, необходимые для питания минеральные вещества поступают внутрь клетки из воздуха и почвы.
Важнейшим экологическим понятием, которое используется в курсе биологии, является «среда обитания». Формирования данного понятия учитель начинает с изучения темы «Водоросли», опираясь на знания из курса «Окружающая среда» в начальной школе о воде, агрегатном состоянии веществ. Изучая эту тему, учитель может предложить учащимся ряд вопросов поискового характера: Какие существуют агрегатные состояния вещества? Что такое вода и ее физические свойства? Назовите основные свойства кислорода, который находится в воде в растворенном состоянии? Какое значение имеют физические свойства воды для жизнедеятельности водорослей? Таким образом, учащиеся узнают основные физико-химические закономерности, определяющие воздействие среды на организм.
Межпредметные связи биологии с предмета экологии и географии дают понятия о факторах неживой природы, связанных с деятельностью человека, которые в свою очередь раскрывают взаимосвязь растительных организмов с внешней средой. Связь географии с биологией прослеживается в темах: «Распределение солнечного света и тепла на земной поверхности в зависимости от географической широты»; «Природные богатства Мирового океана, их использование и охрана; «Растительность разных природных зон».
В начальной школе, при изучении раздела «Окружающий мир» учителем закладываются перспективные межпредметные связи, которые создают базис знаний о взаимосвязях растений с факторами среды: «Ветер», «Образование облаков и осадков», «Вода в природе» и др. Учебный материал этих тем наиболее полно необходимо использовать при изучении раздела «Растения». Изучая тему «Растения - обитатели суши», учащие изучают вопросы о разнообразии условий жизни на суше растений, о том какие бывают растения: влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, тенелюбивые. Эти экологические понятия подкрепляются конкретными примерами растений. Опираясь на эти знания, учитель далее раскрывает темы о внешнем строении листа, световых и теневых листьях, листьев растений влажных и засушливых мест, видоизменений листьев, испарения воды листьями, размножение и опыление растений, их условий жизни в природе. Знания из курса физической географии о литосфере, гидросфере, атмосфере, природном комплексе способствуют раскрытию условий жизни растений в природе.
Центральным понятием в данном разделе является понятие «растение - целостный организм». Оно формируется постепенно при изучении каждого органа растения на основе развития морфолого-физиологических и экологических понятий. Знания о питании и дыхании растений учащиеся приобретают с использованием изученных в курсе природоведения понятий о почве, воде, воздухе, веществе. Эти понятия привлекаются при изучении поглощения воды и минеральных веществ и дыхания корня, фотосинтеза и дыхания в листе, передвижения минеральных и органических веществ по стеблю, дыхания семян и питания проростка.
В данном разделе учитель может так же начинать урок с небольших стихотворений о растениях, рассказах об ученых, посвятивших свою жизнь изучению биологии. Учитель может познакомить учеников с натуралистами, которые совершали кругосветные путешествия в поисках новых видов, произведениями великих художников и композиторов, подчеркнув влияние природы на культуру. Межпреметные связи на уроке биологии с дисциплины как история, литература, рисование, обществознание помогают ученику не только глубже понять ту или иную тему, но сформировать эстетическое воспитание личности.