Современный мир постоянно развивается. Школа, как основная ступень образования, должна обеспечить новое качество образования, от которого зависит дальнейшая успешность и отдельного человека, и общества в целом. Именно поэтому общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Путей развития интеллектуально-творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность - один из самых результативных. Сформированные умения и навыки исследования переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности осуществляется через урок, дополнительное образование, защиту рефератов, проектов и исследовательских работ. Неоспоримым достоинством проектной деятельности является то, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нём интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать и обобщать знания, развивает творческий потенциал.
Практика показала, что для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, "зрелость", заключающаяся в сформированности следующих умений:
- коммуникативных (умение спрашивать, слушать, делать запрос, выражать точку зрения, договариваться);
- интеллектуальных (развитие аналитико-синтетических действий, сравнение, вычленение, перенос общего способа действия, гибкость, вариативность и самостоятельность мышления.)
- оценочно-самооценочных (умение адекватно оценивать свою работу и своих одноклассников, обоснованно и доброжелательно оценивать результат и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное, умение, выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания).
Хотим поделиться своими результатами использования проектной технологии. В 1-2 классах дети делают первые шаги самостоятельной работы. Проекты в 3-4 классах серьезные, научные. Детям очень интересно работать над проектом, нередко вовлекают в свою работу и родителей. В 4-м классе дети после своих выступлений задают классу вопросы, чтобы проверить насколько внимательно дети слушали сообщение. Это организует и дисциплинирует класс. Результатами наших проектов были сборники русских народных сказок, сказок народов мира, мини-сочинения, коллективное мозаичное панно, буклеты по различным темам. Буклеты получались разными: кто-то использовал аппликацию, кто-то сам рисовал или родители помогали сделать рисунки, кто-то использовал компьютерные технологии. Но в любом случае дети достигали поставленной цели.
Обучая учащихся действовать в рамках проектной технологии, учитель стимулирует обучение детей, учит их самостоятельно получать знания из различных источников, пользоваться этими знаниями в жизни, развивает у детей навыки аналитического, критического и творческого мышления.
Исследовательские проекты занимают особое место в образовательном процессе.
«Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.» [1, c. 5]
В толковом словаре С.И.Ожегова термин «исследовать» означает разыскивать, изведывать, доходить разбирательством, стараться узнать неизвестные по данным, вникать и разбираться, узнавать; производить следствие, розыск». [2, c. 256];
Учебная исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
Уже в младших классах есть ученики, которых не устраивает работа только со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в Интернете. Поэтому важно именно в школе развить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в интересующих их вопросах, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Очень важно, что цель исследовательской и проектной деятельности направлена именно на достижение практического результата, т.е. проект используется с целью, позволяющей что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое, чтобы в результате создать какой-то продукт.
Неслучайно, китайская мудрость гласит:
«Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Дай мне действовать самому - и я научусь».
Ученики начальных классов нашей школы участвуют в различных проектах на школьном, районном и региональном уровнях. Ребята ответственно подходят к проектной деятельности. Они проводят анкетирование, обрабатывают анкеты, представляют результаты в виде простейших таблиц.
Темы исследовательских проектов:
- «История семьи в истории Отечества» в номинации «Военная история моей семьи»;
- «Суфлёр в театре и школе», исследовательская работа, посвящённая году театра, в рамках муниципальной научно-исследовательской конференции школьников «Дебют»;
- «Секвойя - самая, самая…», исследовательский проект, представленный на конкурсе общественной организации «Золотой росток»;
- «Красная книга. Растения моего края», исследовательский проект, представленный на Школьной научной конференции «Шаг в науку».
Учащиеся 3 класса с интересом работали над проектом «Красная книга. Растения моего края». Они назвали и показали в презентации растения родного края, занесённые в Красную книгу, создали буклет, стенд «Спасем и сохраним», организовали выставку рисунков "Берегите природу!", подготовили и провели итоговое мероприятие "Дружим с природой". Дети пришли к выводу, что, зная экологические проблемы, проводя агитационную работу среди учеников школы, они вносят свой вклад в дело сохранения природы, становятся ответственными гражданами нашей страны. Этот групповой проект был представлен на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку».
На базе нашей школы действует муниципальная научная лаборатория (МНЛ). Ежегодно в рамках работы МНЛ проводится научно-исследовательская конференция школьников «Дебют». Учащимися 1-4 классов были представлены исследовательские проекты:
- «Изменения условий жизни и отдыха детей в России после революции 1917г.»;
- «Единство народов - сила России»;
На Муниципальном уровне принимали участие в конкурсе проектов «Самый, самый…». Конкурс направлен на изучение и анализ сведений об определенном объекте или явлении с целью представления информации широкой аудитории. Изучив литературу, просмотрев страницы в интернете, энциклопедиях, ученики приходили к выводу, что данный объект по праву считается одним из многих чудес света.
Например, «Страус - самая крупная птица нашей планеты», «Собака - самый верный друг человека».
Выводы
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, позволяет сделать учебный процесс насыщенным познавательной деятельностью, а это:
- способствует улучшению качества знаний;
- даёт возможность каждому чувствовать себя умелой личностью, что в свою очередь повышает самооценку, мотивацию и интерес к занятиям, вызывает привычку к систематической учебной деятельности, к труду.
Развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только проектной деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников. Ничто не заменит ребенку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, показывает внутреннюю красоту познания, способствует развитию интеллектуальной, творческой личности. И пусть дети не сделают новых мировых открытий, но они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения!
Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мыслей ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда им просто не мешать - суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.
Литература
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
2. Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка / М.: «Русский язык», 1989.
3. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? / Н.А.Разагатова // В школу вместе. Издание для родителей. Изд. Дом «Агни»: Самара, 2007.