Проект ГБОУ средняя школа №511 «МедиаПульс: образовательные лифты удаленного района с ограниченной инфраструктурой» направлен на расширение образовательных возможностей учащихся Пушкинского района. Проект поддерживает развитой интерес подрастающего поколения к медиатехнологиям, но направляет его в образовательное русло.
Школа уже обладает развитым механизмом реализации образовательных услуг на основе сетевого сотрудничества и дополнительных услуг на платной основе, открытия групп Отделения дополнительного образования детей и внеурочной деятельности. На протяжении нескольких последних лет мы активно развиваем медианаправление. Школьный медиацентр, в состав которого входят и ученики, и педагоги, работает над освещением всех школьных событий. Выпускается газета, работает школьное радио, киностудия, активно ведется группа школы в социальной сети ВКонтакте. Ребята имеют возможность развиваться в данном направлении, тем самым повышая свои образовательные результаты. По всем медианаправлениям у обучающихся уже достигнуты значительные результаты и есть достижения. Сейчас на этапе подготовки к проекту мы заключили договоры и активно сотрудничаем с вузами-партнерами:
- Академия цифровых технологий г.Санкт-Петербург;
- Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения;
- ГПУ им. А.И.Герцена;
- Санкт-Петербургский государственный аграрный университет;
- Академия машиностроения имени Ж.Я.Котина.
Проект должен обеспечить раннюю профилизацию учеников 8-11 класса четырех ближайших школ района, в котором проживает более 75 тысяч жителей. В ходе реализации проекта будут открыты медиаклассы сменного состава по направлению медиажурналистика, фотоискусство, информационные технологии, Public relations и реклама, web-дизайн, операторское мастерство и режиссура, видеопроизводство, технологии моды и дизайна (рисунок 1). Широкий спектр направлений даст возможности развиваться учащимся в качестве специалистов в коммуникациях, журналистике, блогерстве, маркетинге, проектном менеджменте, аудио-, фото- и видеопроизводстве. Отличительная черта проекта - возможность стажировок школьников в медиакомпаниях и СМИ, а также практических занятий на базе вузов-партнеров, чтобы лучше познакомиться со спецификой будущей профессии.
Рис. 1
Побуждающими ситами рождения проекта стали:
- Локальная ограниченность микрорайона Славянка поселка Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга и невозможность образованной системы данной локации в полной мере соответствовать национальному проекту «Успех каждого ребенка»;
- Необходимость контролируемого вмешательства в использование подрастающим поколением гаджетов.
ГБОУ средняя школа №511 находится в локально ограниченном месте Пушкинского района, который и сам по себе удален от центра Петербурга. Учащиеся школы и всего жилого района Славянка ограничены в своих образовательных возможностях, так как любой выезд за пределы района становится значительной проблемой - выезд занимает не менее 4 часов на дорогу и требует финансовых вложений от родителей для обеспечения оплаты проезда учеников. Если обратиться к официальной статистике, представленной на сайте Администрации Пушкинского района от 01.01.2021, то будет видно, что значительная часть жителей Пушкинского района проживает именно на территории МО Шушары, в состав которого входит микрорайон школы:
- город Павловск - 17223
- поселок Тярлево - 1319
- город Пушкин - 112978
- поселок Александровская - 2728
- поселок Шушары - 95155
При этом все культурные и образовательные объекты находятся на территории города Пушкин. В школах микрорайона Славянка на территории поселка Шушары обучается около 7 тысяч учеников. В школе 511 обучается 2099 человек. В микрорайоне 4 школы, одна из них построена в 1966 году, планируется к открытию в 2023 году еще две школы. В шаговой доступности учеников микрорайона нет ни музыкальной школы, ни школы искусств, ни спортивной, ни художественной школы. Для того, чтобы получить возможность заниматься в них, ученикам микрорайона придется при поступлении преодолеть конкурс от 10 человек на место и после поступления добираться до места занятий на трёх видах транспорта, переходя через пути железнодорожного сообщения. При этом по статистике на, например, 25.12.2019 г. на железнодорожных переездах Октябрьской железной дороги допущено 22 дорожно-транспортных происшествия. В ДТП пострадало 16 человек, 5 человек погибло.
Таким образом, открытие медиаклассов в ГБОУ 511 позволит улучшить гуманитарную составляющую образовательного поля микрорайона, составляющего по числу населения почти половину всего Пушкинского района, повысит культурный уровень района, значительная часть жителей которого является некоренными петербуржцами и испытывают потребность в ассимиляции в образовательное поле Санкт-Петербурга, а также позволит решать проблемы формирования отношения к цифровому следу и присутствия учеников в медиапространстве.
ВЦИОМ обнародовал результаты опроса россиян по поводу использования смартфонов или планшетов в школе во время уроков. Выяснилось, что 83% наших соотечественников считают, что личные телефоны мешают детям учиться. Группа ученых из Института биохимической физики им. Н.М.Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения завершили многолетнее исследование влияния электромагнитного излучения мобильных телефонов на психофизиологические показатели школьников. По результатам лонгитютдного наблюдения за детьми, которые пользуются мобильными гаджетами, выяснилось, что у детей, использующих мобильные телефоны, замедлились простые слухо- и зрительно-моторные реакции по сравнению с контрольной группой. Также в 39,7% случаев у пользователей гаджетов зарегистрировали увеличение показателя утомляемости (в 30,3% он был значительным), в 50,7% - снизился показатель работоспособности. Кроме того, исследователи выяснили, что только у 8,5% детей уровень сформированности мелкой моторики руки находится в пределах возрастной нормы.
Главный детский психиатр Москвы Анна Портнова отмечает, что проводить время с телефоном дети начинают с раннего возраста. Их увлекают не только игры, но и доступ к Интернету. По результатам социологических исследований, 88% четырёхлетних детей выходят в Сеть вместе с родителями. Самостоятельное пользование гаджетами всё чаще наблюдается в восьмилетнем возрасте. К 14 годам совместное семейное пользование Сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Выходит, что к этому возрасту почти все школьники не только играют на телефоне в офлайн-игры, но и самостоятельно выбирают, какие сайты им просматривать.
Открытие медиаклассов позволит сделать использование гаджетов обучающимися осознанным, контролируемым и добровольно ограничиваемым. На занятиях, посвященных медиадисциплинам, будет отводиться особая роль здоровьесберегающей составляющей работы в медиапространстве. В ходе реализации проекта будет расширен спектр возможностей Отделения дополнительного образования детей и групп внеурочной деятельности. Также будут решаться вопросы локальной ограниченности микрорайона, его удаленности от культурно-исторического центра Петербурга (через организацию виртуального и создаваемого самими учениками медиапространства). К тому же появится возможность направленного воздействия на присутствие подростков в медиапространстве и их контакта с гаджетами (через образовательный контент, создаваемый участниками образовательного процесса). Кроме этого, улучшится уровень качества образования по предметам гуманитарного цикла (через корреляцию урочной, внеурочной и дополнительной образовательной деятельности), выпускники школы станут более конкурентоспособны в области гуманитарных и информационных технологий (через расширение планируемых результатов образовательной деятельности и содержания образования). Несомненно повысится качество отношений обучающихся к здоровью в общении с гаджетами (через проведение просветительской работы), укрепятся отношения между поколениями (через совместную профессиональную деятельность в процессе работы учебных групп и TED-лекций).
Таким образом, в соответствиями с ожидаемыми результатами проекта, будут открыты от 4 до 10 дополнительных групп в рамках Отделения дополнительного образования детей и групп внеурочной деятельности по направлению медиатехнологии (часть групп работает с 2018 и 2021 года).
Будут созданы:
- Образовательный контент для наполнения страниц сайта школы по ведению проектной и профориентационной деятельности;
- Материально-технические условия для качественного ведения образовательной деятельности по направлению медиакласс;
- Условия для реализации национального проекта «Успех каждого ребенка», а также для качественной профориентационной и предпрофильной подготовки по направлению «медиатехнологии».
Для реализации проекта будет приобретено оборудование и создано образовательное пространство (медиаклассы, школьная типография, виртуальный класс совершенствования коммуникативных навыков).
Медиаграмотность - это необходимый навык в век цифровых технологий. Медиаграмотность для тех, кому интересна перспектива интеграции в мировое медиасообщество.
Библиографический список
- Анна Урманцева. «Известия», 4 сентября 2019. URL: https://iz.ru/917164/anna-urmantceva/opasnaia-sviaz-uchenye-dokazali-vrednost-mobilnykh-telefonov-dlia-detei Дата обращения: 10.06.2022
- Мария Большакова. Медиакласс в московской школе URL:https://journonline.msu.ru/articles/note/mediaklass-v-moskovskoy-shkole-/ Дата обращения: 10.06.2022
- Медиаобразование как ресурс профессиональной ориентации детей и молодежи: Методические рекомендации по реализации медиаобразования в образовательных организациях региона / Авт.-сост. М.В. Кузьмина. - Киров: ИРО Кировской области, 2020. 55с. URL: https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2020/07/mediaobrazovanie-kak-resurs-professionalnoj-orientaczii-detej-i-molodezhi.pdf Дата обращения: 10.06.2022
- Ольга Ермак. Появилась тревожная статистика влияния смартфонов на детей. «Московский комсомолец» от 20.09.2018. URL: https://www.mk.ru/social/2018/09/20/poyavilas-trevozhnaya-statistika-vliyaniya-smartfonov-na-detey.html Дата обращения: 10.06.2022