Развитие фонетико-фонематического восприятия в период обучения грамоте

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте


План выполнения работы

1. Обоснование актуальности работы. Формулировка проблемы. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

2. Цель и задачи. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

3. Описание системы работы.

А) Изучение литературы по данному вопросу. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Б) Подбор и систематизация материала.

1) ЗВУК.

Упражнения в звуковом анализе слова. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

2) БУКВА.

Упражнения на закрепление зрительного образа букв. ПРИЛОЖЕНИЕ 5

3) СЛОГ.

Упражнения в слоговом анализе и синтезе. ПРИЛОЖЕНИЕ 6

4) СЛОВО.

Упражнения на предупреждение ошибок на уровне слова. ПРИЛОЖЕНИЕ 7

4. Перспективные направления работы по данной теме. ПРИЛОЖЕНИЕ 8

5. Методические рекомендации.

6. Список литературы.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Период обучения грамоте справедливо признаётся учителями исключительно ответственным и очень трудным.

Ответственным он является потому, что от усвоения первоклассниками умений и навыков чтения и письма зависит успех дальнейшего обучения русскому языку и многим другим школьным предметам.

Трудности в этот период возникают в результате многих причин. Главные из них:

  1. Параллельно с решением основных задач («сформировать сознательное, правильное, плавное слоговое чтение вслух небольших текстов и обучить письму букв и их соединений … подготовить базу для успешного овладения правописанием», как указано в Программе) решаются задачи образовательно-воспитательного характера.
  2. Дети приходят в школу с крайне различным уровнем дошкольной подготовки: одни совсем не читают, другие читают по буквам, третьи - целыми словами. Продуктивность всей работы в период обучения грамоте определяется тем, насколько быстро, без лишних затрат времени и усилий овладевают первоклассники умениями в чтении и письме. Следовательно, при обучении детей грамоте учителю нужно стремиться использовать самые эффективные формы работы на уроке, стремиться найти наиболее рациональные приёмы обучения чтению и письму.

Только при условии успешного обучения чтению и письму учителю удаётся выделять на уроке время, необходимое для решения задач образовательно-воспитательного характера. Вообще обучение грамоте, как и все учебные предметы, должно способствовать общему интеллектуальному развитию детей, располагать возможностями для коррекции имеющихся особенностей этого развития, совершенствовать мыслительную деятельность детей. В процессе обучения грамоте дети должны научиться ориентироваться в фонетической системе языка, обучение грамоте должно быть направлено на развитие фонематического слуха, усвоение смыслово - различительной функции фонем. Обучение грамоте должно включать в себя полноценный фонематический анализ и синтез, которые способствуют умению ориентироваться в звуковой системе языка. Для детей с низким уровнем готовности к овладению звуковым анализом и синтезом - это единственная возможность профилактикитаких вероятных для нихнарушений чтения и письма, как пропуски, перестановки, замены букв при чтении и письме.

Наблюдения показывают, что фонетика - один из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке. Большинство ошибок, допускаемых учениками при изучении русского языка, закладывается ещё в период обучения грамоте. В научно-методической литературе выделяются следующие типы фонетических ошибок:

  1. смешение понятий «буква» и «звук»;
  2. неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе;
  3. неправильное определение ударного слога;
  4. неверное деление слова на слоги.

Эти типы ошибок обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.

1. Смешение понятий «буква» и «звук» является наиболее частой ошибкой в школьной практике изучения фонетики .Объективно это объясняется тем, что во многих букварях работа над буквой и звуком проводится параллельно. Чтобы исключить подобные ошибки, учителю нужно уже в добукварный период обучения грамоте при знакомстве со звуками ввести термины «твёрдый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук» и помочь детям их усвоить. Кроме того, следует ежеурочно проводить работу с «лентой букв», которая позволяет чётко развести понятия «буква» и «звук», а также выполнять специальные упражнения. (см. Приложение А)

2. Основным упражнением на верное выделение звуков из слова будет его звуковой (фонетический) анализ. (см. Приложение Б)

При звуковом анализе часто не учитываются фонетические особенности слова.

3. Обучение ребёнка грамоте нужно начинать с развития фонематического слуха - умения правильно слышать и выделять все звуки речи - и правильного произношения (артикуляции) звуков речи.

Наблюдения показывают, что при поступлении в школу далеко не все дети говорят чисто. Неправильная и нечистая речь детей в большинстве случаев является следствием привычки вяло и нечётко произносить отдельные звуки в словах. Другой причиной неправильного произношения является подражание речи значимых взрослых.

Привычка неправильно и неотчётливо произносить слова и отдельные звуки может вызвать серьёзные трудности при выработке грамотного письма у школьника. Такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом и встречаются в письменных работах даже у старших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волина В. В., Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991
2. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Секреты орфографии. - М.: просвещение, 1991.
3. Джежелей О. В. Помогайка. - М.: АО Столетие, 1994.
4. Ладыженская Т. А., Речь. Речь. Речь. - М.: Педагогика, 1984.
5. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников, - С- П : Союз, 2003.
6. Львов М. Р., Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990.
7. Киселенко Т. Е. Сам себе логопед. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
8. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей.: С-П: Стройлеспечать, 1995.
9. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. - М.: Владос, 2001.
10. Полякова А. В. Превращения слов. - М.: Просвещение, 1991.
11. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль: Академия развития, 1997.