Воспитательные задачи, которые ставит перед собой педагог, содержание и формы работы, определяются запросами, интересами и потребностями детей, родителей, школы, возможностями самого педагога.
Одной из задач деятельности классного руководителя является формирование у обучающихся нравственных норм, духовных ориентиров и патриотизма.
Руководствуясь своими функциями, мы, как классные руководители, вправе осуществить выбор форм работы для реализации поставленной нами задачи. К одной из таких форм относится коллективная, которая включает в себя конкурсы, походы, экскурсии, спортивные соревнования. Хотелось подробнее остановиться на такой форме, как экскурсии.
В наше время экскурсия пережила значительные изменения, но цель осталась прежней - расширение культурного кругозора обучающихся.
К путешествиям - экскурсиям мы обратились несколько лет назад, после посещения всех музеев нашего города.
Экскурсии - это приятный способ отвлечься от учебников, от обыденности и проблем.
Они хороши тем, что в доступной, ненавязчивой форме знакомят с яркими людьми нашей истории и погружают обучающихся в культурное прошлое нашего города, страны.
Когда ученики непосредственно видят интересные места, то и восприятие информации происходит в ярких, запоминающихся образах. Экскурсии помогают «оживить» страницы школьных учебников.
Все это помогает поддерживать интерес ко многим школьным предметам и способствует полному и качественному усвоению учебного материала.
При планировании экскурсии (или поездки) нам интересны темы связанные с природой Нижегородской области, с историей страны, а совместная, коллективная поездка в другой город - дает возможность неформального общения и учителю и ученику. При планировании и проведении экскурсий всегда нужно руководствоваться определенными правилами:
- Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий или плана воспитательной работы.
- Изучи место куда ведешь экскурсию.
- Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.
- Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
- Избегай длинных объяснений.
- Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
- Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
- Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.
- Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
- Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Маршруты мы разрабатываем совместно с детьми. Исходя из интересов, возможностей обучающихся.
Трудностей бывает немало: нужно договориться с музеями (а они не местные), далее купить билеты в музей, автобус, поезд.
Но благо, что меня поддерживают родители класса, и каждую поездку 5-6 мам, которые помогают нам в организации поездки, и некоторые при возможности путешествуют с нами.
Мы совершили несколько поездок по Нижегородской области, поездки в Кострому, Казань. Ярославль, Ростов Великий.
В Казани мы посетили национальный краеведческий музей, где познакомились c уникальной коллекцией древних орудий из дерева, кости, камня, металла. Город Ростов завлек нас своим Кремлем, ребята резонно заметили, что наш нижегородский выглядит на общем фоне вполне как бы это сказать - современным.
В Костроме мы побывали в гостях у Снегурочки, были на лосе ферме, попробовали целебное, но жутко не вкусное молоко. Стряпали знаменитый костромской сыр и не поверите, до посинения катались с горок у стен Ипатьевского монастыря, видел бы нас Иван Сусанин…он бы просто… не удержался и прокатился рядом.
Этим летом замахнулись даже на экспедицию. Провели 5 незабываемых дней в Пустынском заказнике. Отмахали больше 100 км. Слушали интересные лекции, сидели у костра, наблюдая за ночным небом, слушая Баха.
Важно отметить и то, что поездки раскрепощают детей, предоставляют возможность раскрыться обучающимся с другой стороны. Такие поездки являются стимулом индивидуальных и групповых творческих дел. У детей появляется желание поделиться своими впечатлениями с окружающими в виде презентаций, сочинений, статей на сайте, выступлений на уроках.
В завершение можно сказать, что ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни учебник не дадут таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсии. Ни одна другая форма работы не сплачивает так коллектив, как совместное путешествие.