Экскурсионные поездки как средство развития кругозора обучающихся (из опыта работы)

Разделы: География, Внеклассная работа, Классное руководство


Воспитательные задачи, которые ставит перед собой педагог, содержание и формы работы, определяются запросами, интересами и потребностями детей, родителей, школы, возможностями самого педагога.

Одной из задач деятельности классного руководителя является формирование у обучающихся нравственных норм, духовных ориентиров и патриотизма.

Руководствуясь своими функциями, мы, как классные руководители, вправе осуществить выбор форм работы для реализации поставленной нами задачи. К одной из таких форм относится коллективная, которая включает в себя конкурсы, походы, экскурсии, спортивные соревнования. Хотелось подробнее остановиться на такой форме, как экскурсии.

В наше время экскурсия пережила значительные изменения, но цель осталась прежней - расширение культурного кругозора обучающихся.

К путешествиям - экскурсиям мы обратились несколько лет назад, после посещения всех музеев нашего города.

Экскурсии - это приятный способ отвлечься от учебников, от обыденности и проблем.

Они хороши тем, что в доступной, ненавязчивой форме знакомят с яркими людьми нашей истории и погружают обучающихся в культурное прошлое нашего города, страны.

Когда ученики непосредственно видят интересные места, то и восприятие информации происходит в ярких, запоминающихся образах. Экскурсии помогают «оживить» страницы школьных учебников.

Все это помогает поддерживать интерес ко многим школьным предметам и способствует полному и качественному усвоению учебного материала.

При планировании экскурсии (или поездки) нам интересны темы связанные с природой Нижегородской области, с историей страны, а совместная, коллективная поездка в другой город - дает возможность неформального общения и учителю и ученику. При планировании и проведении экскурсий всегда нужно руководствоваться определенными правилами:

  1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий или плана воспитательной работы.
  2. Изучи место куда ведешь экскурсию.
  3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.
  4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
  5. Избегай длинных объяснений.
  6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
  7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
  8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.
  9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
  10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Маршруты мы разрабатываем совместно с детьми. Исходя из интересов, возможностей обучающихся.

Трудностей бывает немало: нужно договориться с музеями (а они не местные), далее купить билеты в музей, автобус, поезд.

Но благо, что меня поддерживают родители класса, и каждую поездку 5-6 мам, которые помогают нам в организации поездки, и некоторые при возможности путешествуют с нами.

Мы совершили несколько поездок по Нижегородской области, поездки в Кострому, Казань. Ярославль, Ростов Великий.

В Казани мы посетили национальный краеведческий музей, где познакомились c уникальной коллекцией древних орудий из дерева, кости, камня, металла. Город Ростов завлек нас своим Кремлем, ребята резонно заметили, что наш нижегородский выглядит на общем фоне вполне как бы это сказать - современным.

В Костроме мы побывали в гостях у Снегурочки, были на лосе ферме, попробовали целебное, но жутко не вкусное молоко. Стряпали знаменитый костромской сыр и не поверите, до посинения катались с горок у стен Ипатьевского монастыря, видел бы нас Иван Сусанин…он бы просто… не удержался и прокатился рядом.

Этим летом замахнулись даже на экспедицию. Провели 5 незабываемых дней в Пустынском заказнике. Отмахали больше 100 км. Слушали интересные лекции, сидели у костра, наблюдая за ночным небом, слушая Баха.

Важно отметить и то, что поездки раскрепощают детей, предоставляют возможность раскрыться обучающимся с другой стороны. Такие поездки являются стимулом индивидуальных и групповых творческих дел. У детей появляется желание поделиться своими впечатлениями с окружающими в виде презентаций, сочинений, статей на сайте, выступлений на уроках.

В завершение можно сказать, что ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни учебник не дадут таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсии. Ни одна другая форма работы не сплачивает так коллектив, как совместное путешествие.