Пояснительная записка
Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество - задача, которую человечество решает с того времени. Когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что на их взгляд пригодится ребенку в жизни.
Однако можно наблюдать, как, начиная уже с педагогической теории Яна Амоса Коменского и кончая современной педагогикой, менялось отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам. Можно даже проследить тенденции развития проблемы.
В русской педагогике вопрос о возможности приобщения детей, к социальной действительности начиная с дошкольного возраста, решался неоднозначно. Но если говорить об общей тенденции, то, пожалуй, следует отметить, что прогрессивные деятели того времени (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.) считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать малышу ощущение полного слияния со своим народом. Только при таких условиях подрастающий человеку становится сыном своего народа.
В процессе наблюдений, усвоения знаний о социальном мире у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях и деятельности, о социальных явлениях и событиях, о самих себе. Маленький жизненный опыт, особенности психического развития приводят к тому, что у детей складываются не всегда правильные, точные представления, адекватные оценки окружающего. Возникает необходимость уточнять, а иногда и корректировать представления ребенка и формировать соответствующие способы поведения и формы выражения отношения.
Всю работу с детьми в данном направлении можно разделить на два больших блока: уточнение представлений об объективных явлениях социального мира, личностно не затрагивающих ребенка, и уточнение и коррекция неадекватных оценок и представлений о явлениях, событиях, фактах, непосредственно касающихся жизни ребенка и его личностного развития.
Работа по первому блоку - это работа во время организации образовательной деятельности и в повседневной жизни. Ведущими методами здесь служат повторение, упражнение, наблюдение, экпериментирование и опыты, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании. Например, на занятии детям рассказывали о технике, созданной руками становится техникой». После занятия воспитатель предлагает ребенку провести опыт с использованием рычага, самому ответить на свой вопрос и объяснить ответ педагогу. Смысл такой работы в том, чтобы вовремя выяснить, что дети не усвоили, что оказалось для них трудным, и найти такие методы и приемы, которые сделают материал доступным их пониманию. При этом очень важно, чтобы воспитатель хорошо знал, что именно такие знания нужны ребенку, и понимал причину неусвоения их. В отдельных случаях, когда воспитатель заведомо уверен, что дети не смогут понять суть вопроса, да это им пока и не нужно, он использует метод переключения на другую деятельность или метод обобщенного ответа на вопрос. Подобная ситуация появляется, например, когда дети пытаются сами объяснить процесс рождения человека или происхождения жизни на Земле. Воспитатель прибегает к объяснению, уточнению, но уводит детей от излишних деталей, которые трудны для понимания дошкольников.
Способствует уточнению представлений повторное (после разъяснений) выполнение задания («Еще раз нарисуй, но уже точнее...еще раз расскажи... еще раз сделай» и т.п.).
Представления детей уточняются и в ситуациях выбора: «Как бы ты поступил?.. Почему ты думаешь, что мальчик поступил плохо? и т.п.
Таким образом, корректирующая работа по первому блоку предполагает постоянное внимание воспитателя к усвоению знаний о социальном мире. Она осуществляется в ходе организованной образовательной и совместной деятельности взрослого с ребенком.
Периодически, один раз в три месяца, организую подгрупповую и индивидуальную образовательную деятельность, цель которой - уточнение представлений детей и динамики их развития. Ориентиром при определении содержания для таких занятий служит программа, по которой воспитатель работал с детьми, а главные составляющие методики - проблемные ситуации, вопросы и наблюдения за дошкольниками в процессе деятельности.
Второй блок направлен на коррекцию и уточнение представлений, приобретенных детьми при стихийном получении информации (собственные наблюдения ребенка за взаимоотношениями людей, их деятельностью, событиями и др.) Как правило, взрослым не удается контролировать содержание такой информации и влиять на оценку ее детьми, и поэтому остается лишь в дальнейшем выявлять такие представления и по возможности их корректировать. Уточнение или изменение представлений детей целесообразно проводить в индивидуальной беседе, делая это с большим тактом и вниманием к эмоциональному состоянию ребенка. Сравнительный анализ, оценка, разъяснение, воображаемая ситуация, совместный поиск выхода из ситуации проигрывание положительной ситуации, обсуждение способа действия - все эти методы и методические приемы используются в случае необходимости в работе педагога. Эта часть деятельности воспитателя наиболее сложна, так как связана с источником. Поэтому для достижения реального успеха важно вести работу и с родителями. Со взрослыми можно проводить индивидуальные беседы с просьбой проявлять большую ответственность и требовательность к себе, к своему поведении., высказываниям при детях. Можно предложить родителям записывать рассказы детей на темы: «Как прошел выходной день дома», «Кого ты больше всего боишься?», «Кому ты расскажешь о своей радости, кто лучше всех тебя поймет» и др. Такой прием опосредованного воздействия является эффективным в «перевоспитании» родителей.
Чтобы сформировать у детей нравственно-этические нормы, положительное отношение к окружающему миру, необходим единый подход к воспитанию ребенка в условиях ДОУ и семьи. Мною разработаны конспекты образовательной деятельности с детьми, в основе которых лежат беседы о хороших и дурных сторонах характера человека, добре и зле, щедрости и жадности, трудолюбии и лени, отзывчивости и зависти.
Обязательно включаю в образовательную деятельность разбор конкретных ситуаций, возникающих в детском саду и семье.
Детям самим предлагается найти ответы на вопросы как выйти из той или иной ситуации, как построить отношения со сверстниками и взрослыми. Затем подводится итог, дается правильная оценка ситуации. Для закрепления знаний мною подобраны стихи, сказки и др.
Разработанный материал позволяет детям разобраться в сложном мире человеческих взаимоотношений, учит различать хорошие и дурные поступки, а также помогает выработать такие качества характера, как трудолюбие, отзывчивость, доброжелательность и сострадание.
Данная система работы может быть использована педагогами ДОУ работающими по любой образовательной программе.