В соответствии с ФГОС ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этого. в начальной школе необходимо использовать новую организацию совместной деятельности - технологию проблемно-диалогического обучения, которая помогает обучающимся самостоятельно открывать знания, позволяет детям овладеть умением самостоятельно искать, исследовать.
Технология проблемно-диалогового обучения предполагает разработку системы уроков, на которых учитель становится организатором всего происходящего в классе, умело ставит перед детьми проблемы и учит самостоятельно находить решения путём совместного обсуждения, поиска нужной информации в разных источниках (в справочниках, энциклопедиях, в Интернете, путём эксперимента и т.д.). Учитель вместе с детьми действует, учится, исследует, читает, рисует, даёт советы и советуется с ними, делится опытом, совместно с детьми планируют дальнейшие действия.
На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греч. - разговор, беседа) - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.
Появилось несколько концепций деятельности младших школьников в учебном процессе. Одной из этих концепций является теория проблемного обучения, которая по-своему раскрывает сущность познавательной деятельности учащихся, а главное, описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые разными методами. Таким образом, возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса.
При проблемном обучении учитель либо не даёт готовых знаний, либо даёт их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.
Классификация методов обучения
Методы |
Проблемно-диалогические |
Традиционные |
||
постановки проблемы |
побуждающий от проблемной ситуации диалог |
подводящий к теме диалог |
сообщение темы с мотивирующим приемом |
сообщение темы |
поиска решения |
побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог |
подводящий от проблемы диалог |
подводящий без проблемы диалог |
сообщение знаний |
На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:
- Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);
- Поиск решения (это этап формулирования нового знания).
Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
Различают два вида диалога:
1. Побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности.
Данный диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом.
Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Приемы создания проблемной ситуации
|
Побуждение к осознанию противоречия |
Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. |
- Что вас удивило?
|
Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какая будет тема урока? |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал |
- Вопрос был один? А сколько мнений?
|
|
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. |
-Вы смогли выполнить задание?
|
Урок русского языка в 1 классе «Правила переноса слов»
Постановка проблемы
|
Действия учителя |
Действия учеников |
Актуализация изученного |
- Прочитайте слова на доске? |
- Соль, Анна, майка, сказал. |
- Объясните орфограммы |
Объясняют |
|
Учитель читает загадку о березе.
|
- Береза. |
|
- Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись на доске). |
Наблюдают, что новое слово на строке не помещается. |
|
- Что же мне делать, ребята? |
- Надо слово перенести. |
|
- А что значит перенести слово? |
- Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. |
|
- Какой знак нам нужен? |
- Знак переноса. |
|
Задание на новый материал. |
- Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах. |
Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе. |
Проверка задания. |
Видят варианты:
|
|
Побуждение к осознанию |
- Задание было одно? |
- Да |
- А как вы его выполнили? |
- Мы выполнили по-разному.
|
|
Побуждение к проблеме |
- Почему так получилось?
|
- Как переносятся слова.
|
Тема |
- Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов» |
Запись темы в тетрадях (на листах). |
2. Подводящий диалог развивает логическое мышление.
Данный диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Урок русского языка в 4-м классе «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
Постановка проблемы
|
Действия учителя |
Действия учеников |
Подводящий к теме диалог. |
- Посмотрите на два столбика слов на доске. |
На доске:
|
- Что заметили общего? |
- В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. |
|
- В чем различие? |
- В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака на конце слова, а во втором столбике - с мягким знаком. |
|
Тема |
- Значит, какая сегодня будет тема урока?
|
Мягкий знак после шипящих на конце существительных. |
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у младших школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками.
Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
- умственных способностей обучающихся (возникающие затруднения заставляют учеников задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
- самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
- креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить младших школьников ставить проблемы и решать их. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога - коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. - и познавательных.