Преемственность начального и основного общего образования

Разделы: Начальная школа


Преемственность - это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования. Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - начальная ступень, которая формирует знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны - основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к учащимся;
  • структура уроков.

Переход учащихся из начального в среднее звено - одна из наиболее сложных педагогических проблем. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов, и для родителей.

Перечислю некоторые трудности, возникающие при переходе из начальной школы в основную:

  • смена социальной обстановки (переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями);
  • изменение роли учащегося («старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней);
  • вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя "беспризорником".

Одна из главных проблем - это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Пятиклассники перешли от одного учителя ко многим предметникам, и у каждого свои требования, и каждый считает свой предмет чуть ли не основным. Представьте на миг, что у вас 7-8 начальников. Представили? А как чувствует себя ребенок 10-11 лет?

Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников. Выпуская своих учеников в основную школу, мы видим, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оцениваем его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе «учитель-предметник» приходит на урок из старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, очень несамостоятельными и не слишком образованными. Пятиклассники, по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники, не могут справиться с необычными для них способами обучения как со старшими классами. И как следствие - резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся.

Несогласованность между четвертыми и пятыми классами выражается и в различии методов обучения. В 5 классе резко увеличивается объем теоретических знаний по сравнению с начальной школой.

Для обучения в средней школе важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Но не всегда и мы добиваемся нужных результатов для успешного обучения в средней школе. Это …

  • недостаточная техника чтения
  • недостаточная скорость письма
  • неустойчивость внимания

Поэтому проблему преемственности нужно рассматривать и с другой стороны - со стороны учителя, работающего в 5 классе. Учителю нельзя отказываться от организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, надо опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д.

Главная задача начальных классов - ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ.

И, наконец, единство (точнее сказать, его отсутствие ) подхода к критериально-оценочной деятельности в начальных и средних классах. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой « статус» на более низкий. И это не всегда связано только с объективными трудностями обучения. Особенно труднее всего труднее всего троечникам и детям, которые «4» зарабатывали трудом. Учителя - предметники подчас не имеют возможности учесть (или не желают) индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. п.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей. Зачастую мы, в начальной школе, пишем и наши программы рекомендуют разноуровневые работы, за счет таких работ успешные ученики растут поднимаясь на новый уровень. А дети имеющие определенные трудности зачастую справляются с образовательным стандартом и чувствуют себя успешными.

Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников:

  • как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 классов;
  • учителя-предметники и учителя начальной школы должны выдвигать единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание обращать на выставление отметок;
  • коллектив учителей среднего звена и начальной школы должны обмениваться своими программами обучения. Учителя начальной школы должны знать программу средней школы, а учителя среднего звена должны знать программу начального звена.

Исходя из вышесказанного предлагаем рассмотреть технологию организации преемственности между начальной и основной школой:

1 шаг. Январь - дети в 4-м кл.

Метод. объединение начальной и основной школы

Создание временного метод. объединения учителей начальной и основной школы.

Объединение создается на один календарный год - с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно включает учителей, которые в момент образования метод.объединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов-предметников, которые на следующий год будут принимать этих детей в 5-м классе.

Результат первого шага

Положительный опыт: Обычно диалог между учителями начальной и основной школы начинается, когда дети уже перейдут в 5-ый класс. Причем носит он, как правило, констатирующий характер («не научили..»). В данном же случае, через создание метод.объединения во втором полугодии 4-го класса, пока еще можно договориться и что-то исправить, педагоги садятся за стол переговоров.

Трудность: Не всегда в январе известно, кто из учителей будет работать в будущих 5-х классах.

Опыт преодоления: Включать в состав метод.объединения несколько учителей по одному предмету с целью их подготовки, а также с тем, чтобы в дальнейшем была возможность выбора педагогических кадров при распределении нагрузки

2 шаг. Январь

Согласование целей, содержания и технологий

Внутри метод. объединения нужно достичь компромисса:

  • О едином понимании целей, то есть - об уровне универсальных учебных действий, который необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах. «Портрет выпускника начальной школы»
  • О соблюдении единых технологий и принципов.

3 шаг. Февраль-март

Посещение и анализ уроков в 4-м классе

Учителя основной школы посещают уроки в начальной школе. Обсуждение уроков организуется с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования.

Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками - увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам. Многие из умений, которые желали бы видеть учителя основной школы у своих учеников в начале 5-го класса (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.), необходимо скорректировать за оставшиеся полгода начальной школы.

Результат 3 шага

Положительный опыт: Проводится взаимное консультирование учителями среднего звена и начальной школы по содержанию учебного материала, что способствует выработке единых требований.

Опыт преодоления трудностей:

Трудность: Трудно организовать посещение уроков, т.к. будущие учителя 5-го класса, как правило, в данный год ведут выпускников, и им нельзя пропускать много уроков.

Преодоление: Как минимум один урок надо посетить «вживую», и еще несколько проанализировать по видеозаписям.

Трудность: Разные подходы к анализу урока (для кого-то важнее технологичность, деятельность, а для кого-то - детали содержания)

Три варианта реализации - три типа взаимодействия учителя начальной и основной школы:

5 шаг. Март-апрель

Диагностика нового результата в начальной школе, подведение первых итогов, родительские собрания

Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а так же психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу.

В рамках эксперимента задача-минимум - замерить уровень развития универсальных учебных действий (общеучебных умений) на выходе из начальной школы

6 шаг. Сентябрь-октябрь (дети в 5-м классе)

Анализ уроков в 5-м классе

На данном этапе необходимы посещения уроков в 5-м классе руководителем метод.объединения и учителями начальной школы.

Педагоги должны своими глазами увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям. Одновременно необходимо советами помогать учителям-предметникам реализовывать на практике современные технологии в организации изучения нового знания (проблемный диалог), в работе с текстами (продуктивное чтение), в правилах оценивания и самооценивания образовательных достижений (технология оценивания учебных успехов).

7 шаг. Октябрь-декабрь

Решение проблем адаптации

Главное на этапе седьмого шага - регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие по ходу проблемы.

Принципиально важно в первые же две недели и далее учителям-предметникам регулярно встречаться с учителями бывших 4-х классов, чтобы обсуждать, как проявляют себя ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно выработать коллективное решение в интересах развития личности каждого ученика.

Положительный опыт: Создается коллектив единомышленников. Учителя прислушиваются друг к другу.Учителя начальной школы продолжают следить за своими учениками, за их успехами, консультируют учителей среднего звена.Учитель начальной школы видит своих детей в новой ситуации, что позволяет ему определить положительные и отрицательные моменты своей работы и скорректировать свою учебную деятельность.

Трудности и их преодоление:

Трудность: разный диапазон владения современными технологиями по данному алгоритму.

Преодоление: заранее (годом раньше )привлекать к работе методического объединения учителей, которые планируют работать по данной системе, с тем, чтобы они были уже информированы и смогли сразу включиться в работу.

8 шаг. Январь - май

Определение эффективности организации преемственности

Диагностика нового результата в 5 классе - анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива.

Сравнение результатов диагностики в 5-м и 4-м классах показывает нам, как чувствуют себя ученики в новых условиях.

Таким образом, мы рассмотрели технологию организации перехода учащихся из начального звена в среднее для успешного решения проблемы преемственности между начальной и основной школой.