В программе занятия:
- использование синквейнов как выражение чувств и представлений об экзамене;
- определение возможностей и трудностей в достижении цели, составление плана действий по достижению цели, активизация внутренних ресурсов суворовцев по достижению цели (упражнение «Матрешки»);
- совладание со сложными жизненными ситуациями (приемы работы с ассоциативными картами «Зонтики»).
Актуальность темы
В период подготовки к ЕГЭ важна прежде всего интеллектуальная готовность обучающихся, их глубокие знания по учебным предметам.
Не менее важными аспектами в подготовке к экзаменам является активизация внутренних ресурсов суворовцев по достижению поставленных целей, опора на их жизненный опыт по совладанию со сложными жизненными ситуациями, повышение уверенности в себе, обучение навыкам психосаморегуляции и целеполагания.
Мотивационная работа с обучающимися так же играет важную роль в их настрое на серьезную работу, на преодоление препятствий на пути к достижению цели. Педагог-психолог вооружает выпускников необходимым арсеналом знаний, а каждый суворовец пользуется тем, что подходит лично ему, с учетом своих индивидуально-психологических особенностей, уровня развития, личностного опыта, ценностных установок, мотивов образовательной деятельности и профессионального самоопределения.
Предложенные приёмы рассматриваются как вспомогательное средство для активизации внутренних ресурсов суворовцев в период подготовки к экзаменам.
Тема занятия актуальна для данной возрастной категории. Органично встроена в Программу психолого-педагогического сопровождения обучающихся 11 класса.
Технологическая карта психологического занятия
Тема: Шаги к успеху.
Цель: разработка программы саморазвития, самовоспитания в период подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
Образовательные
- способствовать формированию у обучающихся долгосрочной осознанной мотивации достижения;
- обучать методам целеполагания, постановки цели, этапов достижения цели;
- содействовать осознанию обучающимися факторов, способствующих достижению цели;
- содействовать самоанализу и самовоспитанию.
Развивающие
- стимулировать мотивацию обучающихся к личностному и интеллектуальному развитию;
- развивать навыки самоконтроля и рефлексии;
- развивать надпредметные компетентности, регулятивный блок универсальных учебных действий.
Воспитывающие
- воспитывать умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности в образовательной деятельности;
- воспитывать саморегуляцию в образовательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением, направленным на достижение поставленных целей;
- анализировать свои индивидуально-психологические особенности, повышать у суворовцев уверенность в себе, позитивное самовосприятие;
- создать атмосферу доверия и конструктивной деятельности для эффективного взаимодействия с воспитанниками.
Дидактические методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный (проблемное изложение, эвристический, исследовательский).
Форма организации занятия: психологический практикум.
Способы организации деятельности педагога-психолога и обучающихся: индивидуальный, коллективный.
Тип занятия: занятие совершенствования умений и навыков.
Вид занятия: смешанное (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности;
- корректировка своего образовательного маршрута с учетом своих индивидуально-психологических особенностей;
- развитие умения прилагать волевые усилия и преодолевать трудности в образовательной деятельности;
Предметные:
- овладение навыками целеполагания в период подготовки к ЕГЭ.
Метапредметные:
- владение основами саморегуляции в образовательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением, направленным на достижение поставленных целей.
Принципы организации занятия:
- принцип индивидуализации;
- принцип гибкости;
- принцип связи обучения с актуальными потребностями подростков;
- принцип активности, сотрудничества.
Технологии:
- информационно-коммуникативные технологии;
- игровые технологии;
- технология сотрудничества;
- технологии личностно-ориентированного обучения.
Оборудование и материалы: Презентация в формате PowerPoint. Видеосюжет по теме урока. Матрешки.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Ход занятия
Этап |
Время |
Действия психолога |
Действия
|
I. Вводная
часть |
3 мин.
|
1. Объявляется тема и цель занятия.
Создает благоприятный эмоциональный настрой. |
Выполнение уставных требований. Доклад о готовности к занятию. |
II. Основная часть |
27 мин.
|
2. Видеосюжет.
Создает условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность. - Как вы думаете, какое отношение видеосюжет о великих людях России имеет к теме нашего занятия? |
Суворовцы смотрят видеосюжет по теме занятия, отвечают на вопрос. |
3. Начальная рефлексия Синквейн.
|
Суворовцы пишут и зачитывают свои синквейны.
|
||
4. Мастерская самостроительства.
|
Формирование представлений у обучающихся о собственных возможностях по достижению поставленных целей.
|
||
10 минут
|
5. Ассоциативные карты «Зонтики».
Педагог-психолог предлагает суворовцам поделиться опытом совладания со сложными жизненными ситуациями. Из разложенных на столе картинок выберите изображения тех зонтов, которые символически иллюстрируют имеющиеся у вас способы, позволяющие преодолевать трудности. |
Суворовцы в метафоричной форме делятся своим жизненным опытом по решению проблем, преодолению трудностей, осуществляют самоанализ своих действий. | |
III. Этап рефлексии |
5 мин. |
6. Рефлексия.
|
Суворовцы отвечают на вопросы. |
- Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Составители Возняк И.В. (и др.). - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. 235 с.
- Бобченко Т.Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. - М.: Юрайт. 2020. 132 с.
- Еромасова А.А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт. 2019. 182 с.
- Коржова Е.Ю. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб: Питер. 2020. 544 с.