Методическая разработка психологического занятия. Тема: «Активизация внутренних ресурсов суворовцев в период подготовки к экзаменам. Шаги к успеху»

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба

Ключевые слова: суворовцы


В программе занятия:

  • использование синквейнов как выражение чувств и представлений об экзамене;
  • определение возможностей и трудностей в достижении цели, составление плана действий по достижению цели, активизация внутренних ресурсов суворовцев по достижению цели (упражнение «Матрешки»);
  • совладание со сложными жизненными ситуациями (приемы работы с ассоциативными картами «Зонтики»).

Актуальность темы

В период подготовки к ЕГЭ важна прежде всего интеллектуальная готовность обучающихся, их глубокие знания по учебным предметам.

Не менее важными аспектами в подготовке к экзаменам является активизация внутренних ресурсов суворовцев по достижению поставленных целей, опора на их жизненный опыт по совладанию со сложными жизненными ситуациями, повышение уверенности в себе, обучение навыкам психосаморегуляции и целеполагания.

Мотивационная работа с обучающимися так же играет важную роль в их настрое на серьезную работу, на преодоление препятствий на пути к достижению цели. Педагог-психолог вооружает выпускников необходимым арсеналом знаний, а каждый суворовец пользуется тем, что подходит лично ему, с учетом своих индивидуально-психологических особенностей, уровня развития, личностного опыта, ценностных установок, мотивов образовательной деятельности и профессионального самоопределения.

Предложенные приёмы рассматриваются как вспомогательное средство для активизации внутренних ресурсов суворовцев в период подготовки к экзаменам.

Тема занятия актуальна для данной возрастной категории. Органично встроена в Программу психолого-педагогического сопровождения обучающихся 11 класса.

Технологическая карта психологического занятия

Тема: Шаги к успеху.

Цель: разработка программы саморазвития, самовоспитания в период подготовки к ЕГЭ.

Задачи:

Образовательные

  • способствовать формированию у обучающихся долгосрочной осознанной мотивации достижения;
  • обучать методам целеполагания, постановки цели, этапов достижения цели;
  • содействовать осознанию обучающимися факторов, способствующих достижению цели;
  • содействовать самоанализу и самовоспитанию.

Развивающие

  • стимулировать мотивацию обучающихся к личностному и интеллектуальному развитию;
  • развивать навыки самоконтроля и рефлексии;
  • развивать надпредметные компетентности, регулятивный блок универсальных учебных действий.

Воспитывающие

  • воспитывать умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности в образовательной деятельности;
  • воспитывать саморегуляцию в образовательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением, направленным на достижение поставленных целей;
  • анализировать свои индивидуально-психологические особенности, повышать у суворовцев уверенность в себе, позитивное самовосприятие;
  • создать атмосферу доверия и конструктивной деятельности для эффективного взаимодействия с воспитанниками.

Дидактические методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный (проблемное изложение, эвристический, исследовательский).

Форма организации занятия: психологический практикум.

Способы организации деятельности педагога-психолога и обучающихся: индивидуальный, коллективный.

Тип занятия: занятие совершенствования умений и навыков.

Вид занятия: смешанное (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности;
  • корректировка своего образовательного маршрута с учетом своих индивидуально-психологических особенностей;
  • развитие умения прилагать волевые усилия и преодолевать трудности в образовательной деятельности;

Предметные:

  • овладение навыками целеполагания в период подготовки к ЕГЭ.

Метапредметные:

  • владение основами саморегуляции в образовательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением, направленным на достижение поставленных целей.

Принципы организации занятия:

  • принцип индивидуализации;
  • принцип гибкости;
  • принцип связи обучения с актуальными потребностями подростков;
  • принцип активности, сотрудничества.

Технологии:

  • информационно-коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • технология сотрудничества;
  • технологии личностно-ориентированного обучения.

Оборудование и материалы: Презентация в формате PowerPoint. Видеосюжет по теме урока. Матрешки.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Ход занятия

Этап

Время

Действия психолога

Действия
суворовцев

I. Вводная
часть
3 мин.
1. Объявляется тема и цель занятия.
Создает благоприятный эмоциональный настрой.
Выполнение уставных требований. Доклад о готовности к занятию.
II. Основная часть
27 мин.
2. Видеосюжет.
Создает условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность.
- Как вы думаете, какое отношение видеосюжет о великих людях России имеет к теме нашего занятия?
Суворовцы смотрят видеосюжет по теме занятия, отвечают на вопрос.

3. Начальная рефлексия Синквейн.
Педагог-психолог предлагает описать свое отношение к экзаменам в виде синквейна:
1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка - описание темы (два прилагательных);
3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме);
4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).

Суворовцы пишут и зачитывают свои синквейны.


Выявление эмоций и чувств суворовцев, их отношения к предстоящим экзаменам.

4. Мастерская самостроительства.
Упражнение «Матрешки».
Педагог-психолог предлагает выполнить упражнение, развивающие навыки целеполагания. Проводит рефлексивный анализ выполненного задания. Поддерживает эмоционально-благополучную атмосферу для поддержки каждого воспитанника.
Существует поверье, что если внутрь матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.
1-я матрешка: Моя цель
2-я матрешка: Проблемы.
Какие трудности ждут меня на пути?
3-я матрешка: Мой ресурс.
Какие способности и возможности у меня есть?
Где и у кого я могу найти помощь?

Формирование представлений у обучающихся о собственных возможностях по достижению поставленных целей.


Суворовцы cлушают ответы друг друга, знакомятся с опытом своих товарищей по преодолению трудностей.

10 минут
5. Ассоциативные карты «Зонтики».
Педагог-психолог предлагает суворовцам поделиться опытом совладания со сложными жизненными ситуациями.
Из разложенных на столе картинок выберите изображения тех зонтов, которые символически иллюстрируют имеющиеся у вас способы, позволяющие преодолевать трудности.
Суворовцы в метафоричной форме делятся своим жизненным опытом по решению проблем, преодолению трудностей, осуществляют самоанализ своих действий.
III. Этап рефлексии

5 мин.

6. Рефлексия.
Впечатления от занятия.
Что понравилось/не понравилось?
Что сегодня узнали нового?
Для чего мы выполняли эти упражнения?
Что было выполнять труднее всего/ легче всего?

Суворовцы отвечают на вопросы.

Презентация

Литература
  1. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Составители Возняк И.В. (и др.). - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. 235 с.
  2. Бобченко Т.Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. - М.: Юрайт. 2020. 132 с.
  3. Еромасова А.А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт. 2019. 182 с.
  4. Коржова Е.Ю. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб: Питер. 2020. 544 с.