Рекомендации обучающимся выпускных классов по психологической подготовке к ЕГЭ

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 11

Ключевые слова: психологическая подготовка к экзаменам, психологическая подготовка к ЕГЭ ОГЭ


ЕГЭ - одно из жизненных испытаний. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки.

  1. Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
  2. Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
  3. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

  1. Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
  2. Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
  3. Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду.
  4. Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час

Рекомендации по заучиванию материала

  1. Главное - распределение повторений во времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
  2. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
  3. Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
  4. Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Во время экзамена

  1. Сосредоточься! Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  2. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  3. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы.
  4. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи.
  5. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"), а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
  6. Проверяй! Оставь время для проверки своей работы.

Саморегуляция эмоционального состояния

Стабилизация эмоционального состояния выпускников перед экзаменами - важный аспект психологической подготовки к ЕГЭ. Упражнения базируются на четырех способах саморегуляции: релаксации (расслаблении), визуализации, самовнушении и рационализации.

Техники релаксации (расслабления)

  1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
  2. Для снятия напряжения помогает техника самомассажа:
    1. помассируйте плавными круговыми движениями в течение одной минуты точку между бровями и переносицей;
    2. положите руку на заднюю часть шеи ниже затылка, мягко сожмите и разожмите ее несколько раз;
    3. попросите кого-нибудь помассировать вам плечи;
    4. точку на тыльной стороне руки между большим и указательным пальцем помассируйте в течение одной минуты;
    5. слегка помассируйте кончик мизинца.

Техники визуализации

Данная группа техник основана на использовании возможностей воображения.

  • Ваше эмоциональное напряжение - это туго набитый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. В своем воображении проткните этот шар иголкой. Он лопнул. Вместе с ним «лопнуло» и ваше напряжение.
  • Представьте, что ваши негативные эмоции вы упаковали в мешок и положили на платформу поезда. Поезд поехал и увез ваши переживания.
  • Вспомните то место, где вы были счастливы. Представьте себя там.
  • Представьте себя успешными, спокойными, готовыми к экзамену, все знающими и помнящими (поменяйте «плохой стул» на «хороший»).

Техники самовнушения

Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т.п.) и предполагает многократное повторение. Придумайте несколько кратких оптимистичных тезисов, которые нужно повторять в период волнения.

Техники рационализации

Данные техники основаны на использовании механизма психологической защиты - рационализации, заключающей в себе активно-положительный потенциал поведения личности.

Возьмите чистый лист бумаги. Наверху напишите актуальную для вас проблему - например, «ЕГЭ». Затем лист разделите вертикально на две половины. Слева запишите в столбик все неприятные мысли, которые приходят в голову в связи этой темой. В правый столбик запишите все преимущества, которые также имеются в данной ситуации. Какой столбик получился длиннее? Теперь фразы из первого столбика переформулируйте так, чтобы они звучали позитивно, и перепишите их в новой формулировке в правый столбик.

Следует помнить, что психологические методы саморегуляции познавательных процессов достаточно индивидуальны, поэтому вам при подготовке и во время сдачи экзамена нужно найти свои собственные способы.