Формирование навыков грамотного письма

Разделы: Русский язык


Формирование орфографической грамотности - одна из главных задач в обучении русскому языку. Нельзя считать себя интеллигентным человеком, не умея грамотно строить устную речь и так же грамотно - письменную.

Думаю, эпиграф очень точно выражает основную мысль того, о чем мы будем говорить. Действительно, можно представить разнообразные формы работы, виды заданий по отработке тех или иных орфограмм, но проблема гораздо шире. Научиться писать грамотно недостаточно того, чтобы знать все правила. Правило можно выучить, но применить его - не у всех получается. (ЖИ-ШИ пишется с буквой «И» - все знают, но ошибки делают). Почему же это происходит - вот и попробуем в этом разобраться.

Не секрет, что проблема культуры речи сегодня, как никогда, актуальна. Мы видим, что современные средства коммуникации не всегда способствуют формированию языковой культуры. Конечно, язык - развивающееся явление, но искажение его недопустимо. Принимая изменения, мы должны думать и о сохранении языка, тем более, что начальная школа - основа формирования культуры речи, как устной, так и письменной.

Каковы же условия формирования навыков грамотного письма?

Думаю, можно выделить следующие:

  • Осуществление индивидуального подхода к обучающимся с различным уровнем физического развития, психологического состояния, типа нервной системы.
  • Формирование нравственно-волевой мотивации учения.
  • Формирование навыков самоконтроля в осуществлении учебной деятельности.
  • Осуществление межпредметного согласования.
  • Тесное взаимодействие учебной и воспитательной работы.
  • Формирование навыков каллиграфического письма.
  • Работа по формированию основных видов речевой деятельности (аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо).
  • Формирование и развитие орфографических навыков.

Совершенно очевидно, что у учителя начальных классов больше возможностей в изучении личности ребенка. Осуществление же индивидуального подхода к ученику поможет в формировании нравственно-волевой мотивации учения. Интерес к учению у каждого возникает по разным причинам. Кого-то окрыляет успех, кого-то, напротив, неудача стимулирует к дальнейшей позитивной деятельности. Поэтому внимательное отношение к каждому ребенку-одно из важнейших условий его воспитания и развития. У каждого учителя свои подходы к работе в этом направлении, мы не будем останавливаться на этом аспекте.

Поскольку мы обозначили несколько условий формирования навыков грамотного письма, будем говорить о системе в работе. С чего начинается язык? Со звуков речи. Поэтому формируем прочные знания основных положений (на данном этапе) раздела «Фонетика». Конечно, думаю, в каждом классе есть «Лента букв». Она должна не просто «присутствовать», а работать как справочный материал, необходимо акцентировать на ней внимание, чаще обращаться к ней, так развивается не только зрительная память, но и формируется навык самоконтроля.

Далее. Где фонетика, там и графика (помним: звук слышим, букву - пишем). Известно, что на состояние орфографической грамотности влияет уровень сформированности каллиграфических навыков. Каллиграфия приучает к аккуратности, внимательности, сосредоточенности, к осознанию места каждой буквы в слове.

Влияние уровня сформированности каллиграфических навыков на состояние орфографической грамотности:

  • нечеткое, неаккуратное письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок;
  • нарушение норм в написании букв (слишком крупно или мелко) также влечет за собой более трудное усвоение правил орфографии, так как в этом случае детский глаз с напряжением схватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;
  • влияет на формирование каллиграфических навыков и скорость письма, что, в свою очередь, влияет на качество орфографической грамотности.

Требования к уровню сформированности навыков каллиграфического письма:

  • писать строго на строке тетради;
  • правильно писать прописные и строчные буквы;
  • соблюдать наклон;
  • правильно располагать все записи;
  • умение писать в нужном темпе.

Пути формирования каллиграфических навыков

  • выявление нарушений;
  • выявление причин нарушений;
  • индивидуальный подход в исправлении нарушений;
  • проведение «минуток чистописания»;
  • ведение индивидуальной диагностики нарушений правил каллиграфии.

Для формирования и развития орфографических навыков необходимы следующие условия:

  • усвоение учащимися теоретических основ, принципов русской орфографии;
  • понимание учащимися целей и задач работы по усвоению правил орфографии;
  • освоение алгоритма в применении орфографического правила.

Конечно, невозможно обойтись и без усвоения основных положений такого раздела, как «Лексика». Чтобы правильно писать слово, нужно, прежде всего, знать его значение. И здесь потребуется обращение к справочной литературе, к словарям. Это умение и стремление необходимо формировать у обучающихся. Если это делать систематически, то постепенно у детей сформируется навык, появится потребность самим находить ответы на вопросы, обращаться к справочникам, а самый первый справочник-учебник, с которым работает ученик и в котором он должен знать, где и какой материал он может найти. Это очень важно. Поэтому, приступая к изучению того или иного предмета, прежде всего, нужно ознакомиться с учебником, с его построением, изучить все справочные материалы.

Помимо знания значения совершенно необходимо и наличие умения в распознавании слова как части речи, т.е. знать его морфологические признаки, так как в написании слов у каждой части речи есть свои особенности. Ясное и точное значение слова обнаруживается как правило, в предложении, в тексте. Рассмотрим для примера слова «ожог»/ «ожёг». В первую очередь нужно определить, какой частью речи являются эти слова в нужной нам фразе. Именно от этого и будет зависеть, какая гласная будет стоять после шипящей. Если это слово отвечает на вопрос «что?» - это существительное: мальчик получил (что?) ожог - пишем букву «о». Если слово отвечает на вопрос «что сделал?» - мальчик ожёг руку - это глагол, пишем букву «ё». Этот пример показывает, как важно научить детей распознавать части речи. В этом так же поможет учебник, где есть справочные материалы, помогут и сводные таблицы, которые учитель может составлять совместно с учениками. Такая работа тоже должна проводиться систематически, чтобы у детей вырабатывался алгоритм рассуждения.

Вызывает трудности у детей и такая работа, как морфемный разбор слова. Чтобы выделить морфему в слове, нужно определить, какой частью речи оно является, изменяемая или нет эта часть речи. Необходимо выработать алгоритм определения орфограммы в слове, т.е. найти морфему, в которой находится орфограмма.

Построить грамотную письменную речь невозможно без работы с текстом. У нас, учителей начальной школы, больше возможностей по формированию навыков грамотного построения устной и письменной речи. На любом уроке мы опираемся на работу с текстом: на математике-это текст задачи, на уроке окружающего мира - текст параграфа, на уроке литературного чтения - художественный текст. Эту возможность нельзя не использовать. Думаю, не открою секрет, сказав, что дети дома мало читают. Значит, на уроках нужно больше читать, используя все виды чтения. Это и чтение вслух, чтение «про себя», выборочное, конкурсное чтение, чтение по ролям, чтение «цепочкой», и конечно же, выразительное чтение. Когда ребенок читает вслух, мы видим, каков у него уровень понимания прочитанного, каков характер ошибок, уровень понимания терминов.

На каждом уроке свои подходы к работе с текстом. На уроке русского языка начинаю, прежде всего, с заданий к упражнению. На начальном этапе идет коллективная работа. Читаем задание: «Прочитайте, спишите, вставьте пропущенные буквы» Как поступают в основном дети? Выбирают задания «спишите», «вставьте пропущенные буквы». Начинать же надо с задания «прочитайте», даже если это и не связный текст, а отдельные предложения. Без понимания прочитанного, понимания значения слова, невозможно правильно обозначить орфограмму. Всегда ли дети размышляют, какое правило нужно применить? Думаю, нет. Поэтому, нужно к этому приучать. А поможет в этом и такой вид работы, как работа над ошибками.

Работа над ошибками по схеме:

Что я не знаю

Правильный ответ

Что нужно сделать, чтобы избежать ошибки

Примеры на это правило

Правописание НЕ с глаголами

Не был

Знать правило:
Не с глаголами пишется раздельно, кроме глаголов, которые без Не не употребляются

(Найти в тексте работы или в учебнике)

Чтобы ребенок справился с такой работой, он должен уметь определить орфограмму, т.е. быть «зорким орфографически». С этой целью необходимо выработать алгоритм определения орфограммы в слове, т.е. найти морфему, в которой находится орфограмма. Далее обратиться к таблицам, в какой морфеме какие орфограммы могут быть. С этой целью и разработаны памятки, к которым учащиеся обращаются во время выполнения учебной работы.

После каждой контрольной работы выявляются и классифицируются в таблице типичные ошибки. Вначале работа выполняется коллективно. Ученики называют слово, в котором допущена ошибка, обсуждаем, как нужно было его написать, пишем во второй столбик правильный ответ, затем определяем орфограмму, пишем в первый столбик, и определяем, что нужно сделать, чтобы избежать ошибки. Примеры на это правило находим в тексте работы или подбираем сами.

Важную роль в формировании орфографической грамотности играет словарная работа, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Одна из форм - организация проектно-исследовательской деятельности. Среди выполненных проектов можно назвать следующие: «Откуда родом русские слова?» (этимология слов). «Жизнь исконных русских слов в современном русском языке», «Бестолковый словарь» (Почему мы так говорим?» и другие.

Вывод: нужно искать и находить формы работы по формированию навыков грамотного письма.