Здоровьесберегающие педагогические технологии на уроках химии в ОУ согласно требованиям ФГОС ООО

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

И хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей. Проблема формирования здорового образа жизни школьников нашла отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте, который определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. [1]

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии - это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопрос охраны здоровья детей в настоящее время является злободневным и актуальным. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья. Знакомство с вредными воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу - это необходимый обязательный компонент химического образования.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Их применение даёт возможность:

  • осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
  • достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;
  • осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
  • организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом. [2]

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Химия - один из самых трудных предметов в средней школе. Но у моего предмета очень большие возможности. Именно на уроках химии можно сформировать у ребят необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Технология обучения и воспитания на основе системно - деятельностного подхода - одна из основных образовательных технологий в моей работе. Но сегодня я хотела бы остановиться на одном из принципов здоровьесбережения - Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии. На своих уроках, начиная с 8 класса, отвожу большое внимание правилам техники безопасности, что очень важно для ребят, что пригодится им в жизни.

При изучении различных тем обращаю внимание ребят на то, что очень многие вещества входят в состав синтетических моющих средств. А так как не все из них являются безопасными для нашего здоровья, то необходимо соблюдать правила обращения с ними. Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проводить физкультминутки, определять и фиксировать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку, следить за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке.

То, что здоровьесберегающая деятельность учителя является приоритетной, подтверждает пересмотр структуры тематического планирования: в поурочное планирование, в схемы анализа и самоанализа включен здоровьесберегающий аспект (эмоциональный комфорт, навыки общения, развитие памяти и мышления и тому подобное).

Большое внимание уделяется информации для обучающихся и воспитание культуры здоровья и компетенции через преподаваемый материал при изучении тем.
Знания, получаемые в школе по химии, не очень часто используются в повседневной жизни. Но, тем не менее, именно этот предмет может стать источником знаний о своем здоровье, т.к. только при изучении химии дети знакомятся с составом веществ, присутствующим на нашей Земле, с которыми мы взаимодействуем независимо от нашего отношения к химии, даже в самой экологически чистой среде.

Каким образом влияют вещества на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах, и, наконец, что вредно и до какой степени.

Организм человека - это сложная химическая система, которая не может функционировать самостоятельно без взаимосвязи с окружающей средой.

Валеологическая информация в курсе химии способствует актуализации изучаемого материала, мотивации и активизации познавательной деятельности обучающихся.

Начиная с восьмого класса при знакомстве и изучении металлов и неметаллов, рассказывается о той большой роли, которую играют металлы и неметаллы в жизнедеятельности человека и как они влияют на здоровье людей.

Ребята заинтересованные этой информацией, предлагают свои творческие работы. Так возникает обратная связь. Накопленный материал позволил составить программы элективных курсов:

  • «Металлургия. Металлы в жизни человека»;
  • «Валеологическая роль неметаллов»;
  • «Валеологическая роль биогенных элементов».

В 10 классе всегда живой интерес вызывает изучение темы «Спирты» и это благодатный материал для пропаганды здорового образа жизни.

Считается, что страстное желание употреблять алкоголь, связано с недостатком калия в организме. Это проявляется в мышечной слабости, вялости кишечника, нарушении сердечной деятельности. Организм человека массой 70 кг содержит 140 г калия, в виде внутриклеточного иона и поступает в организм с пищей. Это арбузы, дыни, апельсины, мандарины, бананы; сухофрукты - инжир, абрикосы, шиповник; ягоды - брусника, земляника, черная и красная смородина; овощи - картофель, бобовые, рис. На уроке проводится тест на содержание калия в организме.

Мною собран богатый материал творческих работ о вредном влиянии алкоголя на организм подростка, взрослого, женщин; разработки внеклассных мероприятий и нетрадиционных уроков.

С экранов телевизоров реклама не устает напоминать нам о кислотно-щелочном балансе. Насколько важно знать, а нужен ли он вообще этот баланс. В 11 классе есть возможность рассказать о водородном показателе на примере биожидкостей.

Химические реакции, протекающие в организме, - крови, желудочном соке, слюне, моче и др. - зависят от содержания в ней ионов водорода и имеют большое значение для нормального протекания процессов обмена веществ. Жидкость нейтральна, если концентрация ионов водорода (Н+) равна концентрации гидроксид-ионов (ОН-). Химики определяют соотношение этих ионов формулой рН - это показатель ионов водорода (водородный показатель, показатель у чистой воды равен 7, у кислот ниже 7, у оснований выше от 7 до 14. [2]

Эти границы концентрации ионов водорода (рН) не должны нарушаться, т.е. показатели не должны быть выше или ниже, так как все биохимические реакции, происходящие в процессе обмена веществ, зависят от этих совершенно специфических соотношений концентраций ионов водорода. Например, если рН крови равно 7,2, то это означает, что в организме произошли серьезные нарушения нормальной деятельности. Если рН 7,1, то появились необратимые изменения, грозящие смертью. Такое значение рН и даже ниже имеет жидкость клеток, пораженных раком.

Благодаря пропорциональному, полноценному питанию и буферной системе организма, у здорового человека не может произойти изменений в реагирующей среде. Однако этого нельзя ожидать, если у человека нарушен обмен веществ в результате, например, диабета, лечебного голодания, высокой температуры, заболевания почек и пр., в таких случаях в организме наблюдается перекисление. Оно также связано с ревматизмом и отложением камней. К перекислению может привести и однообразное питание. [3]

Таким образом, при желании педагога, каждой теме, изучаемой в курсе химии можно подобрать материал, который, так или иначе, соприкасается со здоровьем человека.

Использованные интернет-источники

  1. https://urok.1sept.ru/articles/614459?
  2. https://kopilkaurokov.ru/himiya/prochee/zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii?
  3. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=651614