Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Лет 20 тому назад из всех приемников звучала песня

«Нагружать все чаще нас стали почему-то,
Нынче в школе первый класс, вроде института…»,

и хотя по многим предметам программы разгружаются, обучение остается интенсивным. Здоровье детей утрачивается в школьные годы, и уже давно ни для кого не новость, что здоровьесбережением детей должна заниматься школа. По мнению профессора В.Ф. Базарного, здоровье – категория педагогическая и заниматься им должны учителя в школе. Так появились понятия: «педагогическая валеология»,  здоровьесберегающая деятельность педагога и т.п. В Декларации прав ребенка сказано, что «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и представлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства». Эти условия и возможности необходимо создавать здесь и сейчас – в школе на каждом уроке.

По мнению академика РАН Д.В. Колесова, каждый учитель должен быть валеологом. Иначе говоря, он должен понимать, что здоровье его учеников  в существенной мере зависит и от него. Валеологическими знаниями и  культурой должен обладать каждый учитель, независимо от преподаваемого предмета и должности в школе, поскольку здоровье – общая ценность. Только при таком подходе может быть реализован принцип «Здоровье через образование». Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. 

Одна из сторон здоровьесберегающей деятельности учителя сводится к тому, чтобы уменьшить учебные перегрузки и устранить переутомление обучающихся на уроке. С этой целью преподаватели используют в своей работе разные       здоровьесберегающие технологии.

Применяя медико-гигиенические технологии, отслеживается обеспеченность надлежащих гигиенических условий:

  • освещенность в классе;
  • соблюдение воздушно-теплового режима;
  • воздействие шума на здоровье школьников;
  • выполнение санитарно-гигиенического режима

Экологические здоровьесберегающие технологии способствуют воспитанию у школьников любви к природе, стремлению заботиться о ней, приобщают учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии.

Учитывая технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, проводится инструктаж перед каждой практической работой и лабораторными опытами на уроках химии.

Наиболее значимое место уделяется здоровьесберегающим образовательным технологиям. С этой целью мной продумывается  динамика учебной работы, как в классе, так и дома. Чтобы не допустить переутомления обучающихся, в урок включаются разные виды деятельности:

  • групповая и парная с дифференцированием заданий;
  • использование универсальных дидактических карточек;
  • применение проблемно-поискового метода с элементами исследовательской деятельности;
  • физкультминутки, которые позволяют в какой-то мере нейтрализовать недостаточность физической нагрузки, эмоциональной разрядки, снятия статического напряжения, уменьшить утомляемость, активизировать внимание;
  • использование мультимедийных средств обучения.

То, что здоровьесберегающая деятельность учителя является приоритетной, подтверждает пересмотр структуры тематического планирования: в поурочное планирование, в схемы анализа и самоанализа включен здоровьесберегающий аспект (эмоциональный комфорт, навыки общения, развитие памяти и мышления и тому подобное).

Большое внимание уделяется информации для обучающихся и воспитание культуры здоровья и компетенции через преподаваемый материал при изучении тем.

Знания, получаемые в школе по химии, не очень часто используются в повседневной жизни. Но, тем не менее, именно этот предмет может стать источником знаний о  своем здоровье, т.к. только при изучении химии  дети знакомятся с составом веществ, присутствующим на нашей Земле,  с которыми мы взаимодействуем независимо от нашего отношения к химии, даже в самой экологически чистой среде.

Каким образом влияют вещества на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах, и, наконец, что вредно и до какой степени.

Организм человека – это сложная химическая система, которая не может функционировать самостоятельно без взаимосвязи с окружающей средой.

Валеологическая информация в курсе химии способствует актуализации изучаемого материала, мотивации и активизации познавательной деятельности обучающихся.

Начиная с восьмого класса  (программа О.С. Габриеляна) при знакомстве и изучении металлов и неметаллов, рассказывается о той большой роли, которую играют металлы и неметаллы в жизнедеятельности человека и как они влияют на здоровье людей.

Ребята заинтересованные этой информацией, предлагают свои творческие работы. Так возникает обратная связь. Накопленный материал позволил составить программы элективных курсов:  «Металлургия. Металлы в жизни человека»; «Валеологическая роль неметаллов»; «Валеологическая роль биогенных элементов».

В 10 классе всегда живой интерес вызывает   изучение темы «Спирты» и это благодатный материал для пропаганды здорового образа жизни.  

Считается, что страстное желание употреблять алкоголь, связано с недостатком калия в организме. Это проявляется в мышечной слабости, вялости кишечника, нарушении сердечной деятельности. Организм человека массой 70 кг содержит 140 г калия, в виде внутриклеточного иона и поступает в организм с пищей. Это арбузы, дыни, апельсины, мандарины, бананы; сухофрукты – инжир, абрикосы, шиповник; ягоды – брусника, земляника, черная и красная смородина; овощи – картофель, бобовые, рис. На уроке проводится тест на содержание калия в организме.

Тест на содержание калия в организме

(по М. Хамм, А. Россмайер, 1996г)

Инструкция: ответьте на вопросы либо «да», либо «нет».

  • Страдаете ли Вы мышечной слабостью?  
  • Повышено ли у Вас давление?
  • Склонны ли Вы к отекам?
  • Страдаете ли Вы от пассивной деятельности кишечника (от запоров)?
  • Принимаете ли Вы мочегонные средства?
  • Употребляете ли Вы алкогольные напитки?
  • Очень ли Вы активно занимаетесь спортом?
  • Едите ли мало овощей и фруктов? 
  • Редко ли салат и овощи попадают на Ваш стол и в маленьких ли количествах?
  • Едите ли Вы мало картофеля?
  • Во время готовки картофеля и овощей используете ли Вы длительную водную обработку или варите их в большом количестве воды?
  • Редко ли Вы употребляете фруктовые и овощные соки?
  • Редко ли Вы едите сухофрукты?

Если на большинство вопросов Вы ответили «да», то Вашему организму не хватает калия.

Мною собран богатый материал творческих работ о вредном влиянии алкоголя на организм подростка, взрослого, женщин; разработки внеклассных мероприятий и нетрадиционных уроков.

С экранов телевизоров реклама не устает напоминать нам о кислотно-щелочном балансе. Насколько важно знать, а нужен ли он вообще этот баланс. В 11 классе есть возможность рассказать о водородном показателе на примере биожидкостей.

Химические реакции, протекающие в организме, - крови, желудочном соке, слюне, моче и др. - зависят от содержания в ней ионов водорода и имеют большое значение для нормального протекания процессов обмена веществ. Жидкость нейтральна, если концентрация ионов водорода (Н+)  равна концентрации гидроксид-ионов (ОН-). Химики определяют соотношение этих ионов формулой рН – это показатель ионов водорода (водородный показатель, показатель у чистой воды равен 7, у кислот ниже 7, у оснований выше от 7 до 14.

Таблица 1.  рН некоторых органов, тканей и биожидкостей

Органы, ткани, биожидкости

рН

Спинной мозг 7,35-7,45
Кожа 6,2-7,5
Печень 6,4-7,4
Слюна 6,35-6,85
Желудочный сок 0,9-1,6
Плазма крови 7,35-7,45
Лимфа 7,4
Моча 4,8-7,5
Желчь в протоках 7,4-8,5

Эти границы концентрации ионов водорода (рН) не должны нарушаться, т.е. показатели не должны быть выше или ниже, так как все биохимические реакции, происходящие в процессе обмена веществ, зависят от этих совершенно специфических соотношений концентраций ионов водорода. Например, если рН крови равно 7,2, то это означает, что в организме произошли серьезные нарушения нормальной деятельности. Если рН 7,1, то появились необратимые изменения, грозящие смертью. Такое значение рН и даже ниже имеет жидкость клеток, пораженных раком.

Благодаря пропорциональному, полноценному питанию и буферной системе организма, у здорового человека не может произойти изменений в реагирующей среде. Однако этого нельзя ожидать, если у человека нарушен обмен веществ в результате, например, диабета, лечебного голодания, высокой температуры, заболевания почек и пр., в таких случаях в организме наблюдается перекисление. Оно также связано с ревматизмом и отложением камней. К перекислению может привести однообразное питание.

Гербет Шелтон [5, 73], ссылаясь на мнение крупнейшего биохимика  Рагнера Берга, более 100 лет тому назад разделил продукты кислотные и щелочные. Берг доказал, что оптимальным для организма является поддержание щелочной внутренней среды, что достигается подбором соответствующих продуктов. Для сохранения постоянного состава внутренней среды необходимо употребление  на 1 часть кислотной пищи – 2 части щелочной.  Щелочная среда организма свойственна здоровым людям. Длительное закисление несет болезни и старость.

Таблица 2. Разделение продуктов на щелочные и кислотные

Кислотные Щелочные
Мясо, рыба, яйца, сыр, земляные орехи, молочные продукты, изделия из муки грубого помола, сахар, изделия из белой муки. Овощи, зеленые салаты, картофель, зелень, сырое молоко, орехи (кроме арахиса)

Таким образом, при желании педагога, каждой теме, изучаемой в курсе химии можно подобрать материал, который, так или иначе, соприкасается со здоровьем человека. 

Литература:

  1. Базарный В.Ф. Нервно-психологическая утомляемость обучающихся в традиционной школьной среде / В. Ф. Базарный. – Сергиев Посад : из-во научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования, 1995. 175 с.
  2. Ивченко Л.А. Валеология на уроках неоргнической химии: из практики работы средней школы №9 г. Ноябрьска / Л. А. Ивченко, А. А. Макареня. – Тюмень: ТОГИРРО, 1998. - 101с.
  3. Колесов Д.В. Современный подросток. Взросление и пол: учеб. пособие / Д. В, Колесов; Рос. акад. образования,  Моск. псих.-соц. ин-т. – М. : МПСИ : Флинта, 2003. – 197 с.
  4. Формирование здоровьсберегающей компетенции педагога образовательного учреждения в системе непрерывного повышения квалификации: методическое пособие / авт-сост. Т. В. Шелкунова, М. Б. Федорцева, О. А. Дубнова, Л. М, Лучшева. – Новокузнецк: Из-во МОУ ДПО ИПК, 2006. – 163 с.
  5. Шелдон Г. Голодание и здоровье / Г. Шелдон. – М. : Грэгори-Пэйдж, 1998 – 500 с