Лет 20 тому назад из всех приемников звучала песня
«Нагружать все чаще нас стали почему-то,
Нынче в школе первый класс, вроде института…»,
и хотя по многим предметам программы разгружаются, обучение остается интенсивным. Здоровье детей утрачивается в школьные годы, и уже давно ни для кого не новость, что здоровьесбережением детей должна заниматься школа. По мнению профессора В.Ф. Базарного, здоровье – категория педагогическая и заниматься им должны учителя в школе. Так появились понятия: «педагогическая валеология», здоровьесберегающая деятельность педагога и т.п. В Декларации прав ребенка сказано, что «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и представлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства». Эти условия и возможности необходимо создавать здесь и сейчас – в школе на каждом уроке.
По мнению академика РАН Д.В. Колесова, каждый учитель должен быть валеологом. Иначе говоря, он должен понимать, что здоровье его учеников в существенной мере зависит и от него. Валеологическими знаниями и культурой должен обладать каждый учитель, независимо от преподаваемого предмета и должности в школе, поскольку здоровье – общая ценность. Только при таком подходе может быть реализован принцип «Здоровье через образование». Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья.
Одна из сторон здоровьесберегающей деятельности учителя сводится к тому, чтобы уменьшить учебные перегрузки и устранить переутомление обучающихся на уроке. С этой целью преподаватели используют в своей работе разные здоровьесберегающие технологии.
Применяя медико-гигиенические технологии, отслеживается обеспеченность надлежащих гигиенических условий:
- освещенность в классе;
- соблюдение воздушно-теплового режима;
- воздействие шума на здоровье школьников;
- выполнение санитарно-гигиенического режима
Экологические здоровьесберегающие технологии способствуют воспитанию у школьников любви к природе, стремлению заботиться о ней, приобщают учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии.
Учитывая технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, проводится инструктаж перед каждой практической работой и лабораторными опытами на уроках химии.
Наиболее значимое место уделяется здоровьесберегающим образовательным технологиям. С этой целью мной продумывается динамика учебной работы, как в классе, так и дома. Чтобы не допустить переутомления обучающихся, в урок включаются разные виды деятельности:
- групповая и парная с дифференцированием заданий;
- использование универсальных дидактических карточек;
- применение проблемно-поискового метода с элементами исследовательской деятельности;
- физкультминутки, которые позволяют в какой-то мере нейтрализовать недостаточность физической нагрузки, эмоциональной разрядки, снятия статического напряжения, уменьшить утомляемость, активизировать внимание;
- использование мультимедийных средств обучения.
То, что здоровьесберегающая деятельность учителя является приоритетной, подтверждает пересмотр структуры тематического планирования: в поурочное планирование, в схемы анализа и самоанализа включен здоровьесберегающий аспект (эмоциональный комфорт, навыки общения, развитие памяти и мышления и тому подобное).
Большое внимание уделяется информации для обучающихся и воспитание культуры здоровья и компетенции через преподаваемый материал при изучении тем.
Знания, получаемые в школе по химии, не очень часто используются в повседневной жизни. Но, тем не менее, именно этот предмет может стать источником знаний о своем здоровье, т.к. только при изучении химии дети знакомятся с составом веществ, присутствующим на нашей Земле, с которыми мы взаимодействуем независимо от нашего отношения к химии, даже в самой экологически чистой среде.
Каким образом влияют вещества на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах, и, наконец, что вредно и до какой степени.
Организм человека – это сложная химическая система, которая не может функционировать самостоятельно без взаимосвязи с окружающей средой.
Валеологическая информация в курсе химии способствует актуализации изучаемого материала, мотивации и активизации познавательной деятельности обучающихся.
Начиная с восьмого класса (программа О.С. Габриеляна) при знакомстве и изучении металлов и неметаллов, рассказывается о той большой роли, которую играют металлы и неметаллы в жизнедеятельности человека и как они влияют на здоровье людей.
Ребята заинтересованные этой информацией, предлагают свои творческие работы. Так возникает обратная связь. Накопленный материал позволил составить программы элективных курсов: «Металлургия. Металлы в жизни человека»; «Валеологическая роль неметаллов»; «Валеологическая роль биогенных элементов».
В 10 классе всегда живой интерес вызывает изучение темы «Спирты» и это благодатный материал для пропаганды здорового образа жизни.
Считается, что страстное желание употреблять алкоголь, связано с недостатком калия в организме. Это проявляется в мышечной слабости, вялости кишечника, нарушении сердечной деятельности. Организм человека массой 70 кг содержит 140 г калия, в виде внутриклеточного иона и поступает в организм с пищей. Это арбузы, дыни, апельсины, мандарины, бананы; сухофрукты – инжир, абрикосы, шиповник; ягоды – брусника, земляника, черная и красная смородина; овощи – картофель, бобовые, рис. На уроке проводится тест на содержание калия в организме.
Тест на содержание калия в организме
(по М. Хамм, А. Россмайер, 1996г)
Инструкция: ответьте на вопросы либо «да», либо «нет».
- Страдаете ли Вы мышечной слабостью?
- Повышено ли у Вас давление?
- Склонны ли Вы к отекам?
- Страдаете ли Вы от пассивной деятельности кишечника (от запоров)?
- Принимаете ли Вы мочегонные средства?
- Употребляете ли Вы алкогольные напитки?
- Очень ли Вы активно занимаетесь спортом?
- Едите ли мало овощей и фруктов?
- Редко ли салат и овощи попадают на Ваш стол и в маленьких ли количествах?
- Едите ли Вы мало картофеля?
- Во время готовки картофеля и овощей используете ли Вы длительную водную обработку или варите их в большом количестве воды?
- Редко ли Вы употребляете фруктовые и овощные соки?
- Редко ли Вы едите сухофрукты?
Если на большинство вопросов Вы ответили «да», то Вашему организму не хватает калия.
Мною собран богатый материал творческих работ о вредном влиянии алкоголя на организм подростка, взрослого, женщин; разработки внеклассных мероприятий и нетрадиционных уроков.
С экранов телевизоров реклама не устает напоминать нам о кислотно-щелочном балансе. Насколько важно знать, а нужен ли он вообще этот баланс. В 11 классе есть возможность рассказать о водородном показателе на примере биожидкостей.
Химические реакции, протекающие в организме, - крови, желудочном соке, слюне, моче и др. - зависят от содержания в ней ионов водорода и имеют большое значение для нормального протекания процессов обмена веществ. Жидкость нейтральна, если концентрация ионов водорода (Н+) равна концентрации гидроксид-ионов (ОН-). Химики определяют соотношение этих ионов формулой рН – это показатель ионов водорода (водородный показатель, показатель у чистой воды равен 7, у кислот ниже 7, у оснований выше от 7 до 14.
Таблица 1. рН некоторых органов, тканей и биожидкостей
Органы, ткани, биожидкости |
рН |
Спинной мозг | 7,35-7,45 |
Кожа | 6,2-7,5 |
Печень | 6,4-7,4 |
Слюна | 6,35-6,85 |
Желудочный сок | 0,9-1,6 |
Плазма крови | 7,35-7,45 |
Лимфа | 7,4 |
Моча | 4,8-7,5 |
Желчь в протоках | 7,4-8,5 |
Эти границы концентрации ионов водорода (рН) не должны нарушаться, т.е. показатели не должны быть выше или ниже, так как все биохимические реакции, происходящие в процессе обмена веществ, зависят от этих совершенно специфических соотношений концентраций ионов водорода. Например, если рН крови равно 7,2, то это означает, что в организме произошли серьезные нарушения нормальной деятельности. Если рН 7,1, то появились необратимые изменения, грозящие смертью. Такое значение рН и даже ниже имеет жидкость клеток, пораженных раком.
Благодаря пропорциональному, полноценному питанию и буферной системе организма, у здорового человека не может произойти изменений в реагирующей среде. Однако этого нельзя ожидать, если у человека нарушен обмен веществ в результате, например, диабета, лечебного голодания, высокой температуры, заболевания почек и пр., в таких случаях в организме наблюдается перекисление. Оно также связано с ревматизмом и отложением камней. К перекислению может привести однообразное питание.
Гербет Шелтон [5, 73], ссылаясь на мнение крупнейшего биохимика Рагнера Берга, более 100 лет тому назад разделил продукты кислотные и щелочные. Берг доказал, что оптимальным для организма является поддержание щелочной внутренней среды, что достигается подбором соответствующих продуктов. Для сохранения постоянного состава внутренней среды необходимо употребление на 1 часть кислотной пищи – 2 части щелочной. Щелочная среда организма свойственна здоровым людям. Длительное закисление несет болезни и старость.
Таблица 2. Разделение продуктов на щелочные и кислотные
Кислотные | Щелочные |
Мясо, рыба, яйца, сыр, земляные орехи, молочные продукты, изделия из муки грубого помола, сахар, изделия из белой муки. | Овощи, зеленые салаты, картофель, зелень, сырое молоко, орехи (кроме арахиса) |
Таким образом, при желании педагога, каждой теме, изучаемой в курсе химии можно подобрать материал, который, так или иначе, соприкасается со здоровьем человека.
Литература:
- Базарный В.Ф. Нервно-психологическая утомляемость обучающихся в традиционной школьной среде / В. Ф. Базарный. – Сергиев Посад : из-во научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования, 1995. 175 с.
- Ивченко Л.А. Валеология на уроках неоргнической химии: из практики работы средней школы №9 г. Ноябрьска / Л. А. Ивченко, А. А. Макареня. – Тюмень: ТОГИРРО, 1998. - 101с.
- Колесов Д.В. Современный подросток. Взросление и пол: учеб. пособие / Д. В, Колесов; Рос. акад. образования, Моск. псих.-соц. ин-т. – М. : МПСИ : Флинта, 2003. – 197 с.
- Формирование здоровьсберегающей компетенции педагога образовательного учреждения в системе непрерывного повышения квалификации: методическое пособие / авт-сост. Т. В. Шелкунова, М. Б. Федорцева, О. А. Дубнова, Л. М, Лучшева. – Новокузнецк: Из-во МОУ ДПО ИПК, 2006. – 163 с.
- Шелдон Г. Голодание и здоровье / Г. Шелдон. – М. : Грэгори-Пэйдж, 1998 – 500 с