Ролевой проект урока литературного чтения для учащихся 4-го класса. Тема: "Произведение С.В.Михалкова «Как старик корову продавал»".

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение, С.Михалков


В работе приводятся основные требования к использованию метода проектов, описаны правила организации и последовательные этапы проектной деятельности учащихся 4-го класса, проводимой на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: определение задачи (defining the task), выдвижение гипотезы (hypothesizing), сбор данных (data collection), анализ (analysis), презентация (presentation).

Тема: "Произведение С.В.Михалкова «Как старик корову продавал»".

Форма проведения: творческий ролевой (игровой) проект «Играем в издательство».

Комплектация групп: четыре группы по четыре–пять участников в каждой (предусматриваются дифференцированные задания).

Цели:

  • Формирование знаний о разных видах художественных произведений.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Развитие культуры речи.
  • Формирование коммуникативной культуры (умения общаться и работать в группах).

Планируемый результат: презентация коллективного продукта.

Материалы: иллюстрации к произведению, 4 чистых листа бумаги, клей, ножницы, ватман 16*20 см; текст произведения, разрезанный на фрагменты, комплект ролевых карт.

Предлагаемые роли:

1-я группа: художники-оформители.

Задание: выстроить по порядку имеющиеся иллюстрации к сказке С.В.Михалкова «Как старик корову продавал»; дополнить иллюстративный ряд.

2-я группа: редакторы.

Задание: восстановить «разрушенный» текст произведения, наклеить его в правильной последовательности на лист ватмана.

3-я группа: критики-исследователи.

Задание: определить, к какому виду относится данное произведение; выделить его особенности.

4-я группа: рекламный отдел.

Задание: создать рекламу произведения в любом виде (слоган, клип, инсценировка и пр.)

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей; определение источников информации; постановка задач и выбор критериев оценки результатов.

Каждая группа обсуждает своё задание.

Установка на успех:

  • вы представляете один проект от всей группы, с которым все согласны, и пусть у каждого будет своя роль в его разработке;
  • каждый из вас получит свою роль, которая очень существенна для успеха работы всей группы (для успешной разработки проекта необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность);
  • критерии успеха: ваша группа успешно выполнит задание, если вы разработаете проект, с которым все согласны, который полностью соответствует поставленной задаче; если ваше выступление будет ярким, полным;
  • ожидаемое поведение: хочется видеть, как вы работаете совместно, помогая друг другу, ответственно исполняя порученные каждому роли. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа - сбор и уточнение информации.

Учащиеся самостоятельно работают с информацией: индивидуально, в группах и парах; анализируют и синтезируют идеи. На протяжении всей работы учитель по мере необходимости осуществляет помощь любой группе. При этом всегда нужно оставаться доброжелательным, говорить тихо, приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждение спокойно, не повышая голоса.

Этап 3. Оценка результатов

Задача этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Участники готовятся представить свой проект классу. Все ученики группы должны принять в презентации активное участие.

Этап 4. Защита проекта

Задача этапа – коллективная защита проекта: презентация продукта.

Ученики выступают перед одноклассниками.

Если кто-то из читателей не помнит произведения С.В.Михалкова «Как старик корову продавал», предлагается текст:

На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

- Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!

- Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет проклятая. Прямо беда!

- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока…

Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя не легка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой!
- А много ль корова даёт молока?
- Не выдоишь за день – устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!