В работе приводятся основные требования к использованию метода проектов, описаны правила организации и последовательные этапы проектной деятельности учащихся 4-го класса, проводимой на уроках литературного чтения.
Ключевые слова: определение задачи (defining the task), выдвижение гипотезы (hypothesizing), сбор данных (data collection), анализ (analysis), презентация (presentation).
Тема: "Произведение С.В.Михалкова «Как старик корову продавал»".
Форма проведения: творческий ролевой (игровой) проект «Играем в издательство».
Комплектация групп: четыре группы по четыре–пять участников в каждой (предусматриваются дифференцированные задания).
Цели:
- Формирование знаний о разных видах художественных произведений.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Развитие культуры речи.
- Формирование коммуникативной культуры (умения общаться и работать в группах).
Планируемый результат: презентация коллективного продукта.
Материалы: иллюстрации к произведению, 4 чистых листа бумаги, клей, ножницы, ватман 16*20 см; текст произведения, разрезанный на фрагменты, комплект ролевых карт.
Предлагаемые роли:
1-я группа: художники-оформители.
Задание: выстроить по порядку имеющиеся иллюстрации к сказке С.В.Михалкова «Как старик корову продавал»; дополнить иллюстративный ряд.
2-я группа: редакторы.
Задание: восстановить «разрушенный» текст произведения, наклеить его в правильной последовательности на лист ватмана.
3-я группа: критики-исследователи.
Задание: определить, к какому виду относится данное произведение; выделить его особенности.
4-я группа: рекламный отдел.
Задание: создать рекламу произведения в любом виде (слоган, клип, инсценировка и пр.)
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей; определение источников информации; постановка задач и выбор критериев оценки результатов.
Каждая группа обсуждает своё задание.
Установка на успех:
- вы представляете один проект от всей группы, с которым все согласны, и пусть у каждого будет своя роль в его разработке;
- каждый из вас получит свою роль, которая очень существенна для успеха работы всей группы (для успешной разработки проекта необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность);
- критерии успеха: ваша группа успешно выполнит задание, если вы разработаете проект, с которым все согласны, который полностью соответствует поставленной задаче; если ваше выступление будет ярким, полным;
- ожидаемое поведение: хочется видеть, как вы работаете совместно, помогая друг другу, ответственно исполняя порученные каждому роли. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа - сбор и уточнение информации.
Учащиеся самостоятельно работают с информацией: индивидуально, в группах и парах; анализируют и синтезируют идеи. На протяжении всей работы учитель по мере необходимости осуществляет помощь любой группе. При этом всегда нужно оставаться доброжелательным, говорить тихо, приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждение спокойно, не повышая голоса.
Этап 3. Оценка результатов
Задача этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Участники готовятся представить свой проект классу. Все ученики группы должны принять в презентации активное участие.
Этап 4. Защита проекта
Задача этапа – коллективная защита проекта: презентация продукта.
Ученики выступают перед одноклассниками.
Если кто-то из читателей не помнит произведения С.В.Михалкова «Как старик корову продавал», предлагается текст:
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!- Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!- Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет проклятая. Прямо беда!- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока…Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя не легка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой!
- А много ль корова даёт молока?
- Не выдоишь за день – устанет рука.Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!