Родительское собрание «Подросток в Интернете»

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: родительское собрание


Для нас стало нормой использование компьютера на работе, и дома. Бесспорно, электронные гаджеты приносят человеку ощутимую пользу. Это и обучение, и общение на больших расстояниях, много полезной информации и так далее. Однако, как говорит народная мудрость, из одного и того же цветка пчела берёт мёд, а паук - яд. Так и у нашей «электронной» медали есть обратная сторона.

Мы провели опрос учащихся нашей школы, параллелей 5-8 классов, он показал:

  • 88% детей имеют дома компьютер.
  • В среднем ежедневно дети проводят за ним по 2 часа в день.
  • Из видов деятельности, преобладающих в общении с компьютером, дети на первое место поставили - компьютерные игры: 67% из них каждый день играют в компьютерные игры, причем 41% может начать играть, даже не пообедав.
  • На втором месте - общение в Сети. 85% пользуются Интернетом - из них 93% общаются в социальных сетях, 49% - играют в сетевые онлайн игры.
  • Далее дети выбирают прослушивание музыки, рисование, печать документов соответственно 46%, 13,5% и 1%.
  • 34%- при определении рейтинга использования свободного времени на I место поставили компьютер, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй. Эта цифра не критическая, но тоже заставляет задуматься!

Давайте подробнее остановимся на социальных сетях:

В возрасте с 12-15 лет тема социальных сетей становится наиболее актуальной. Возможно странички у ребят были заведены и ранее, но активным пользователем сетей они становятся именно в подростковом возрасте.

Основные опасности в Интернете для детей и подростков следующие:

1. Доведение подростков и детей до суицида, а также вовлечение в опасные игры

К сожалению, на сегодняшний день возобновились случаи пребывания детей в так называемых «группах смерти». Вместе с тем в настоящее время особо актуальной становится проблема защиты детей от информации, распространяемой в так называемых закрытых группах, провоцирующих детей на суицид.

В последние недели они изменили тактику. Например, мигрировали в Instagram и Телеграмм. Известно, что в этих сообществах используют особый сленг. Ребёнок, не заходя ни в какие группы, просто пишет эту фразу на своей странице в интернете, ставит так называемый хэштег. После этого с ним связывается человек, и они начинают общаться либо в мессенджере, либо по телефону, смс, в почте, то есть в зоне личных коммуникаций. (Пример хештегов: #f58 #f57, #тихийдом, #морекитов и т.д.)

Из того, что пишут дети у себя на странице в открытом доступе, можно сделать вывод, что они получают какие-то задания. Начинается опасная игра в смерть. Первое задание - это на руке сделать надпись «КИТ», Каждый день ты должен заходить в их беседу в 4.20 утра, в это время надо слушать аудио с криками, визжанием и т.п. И каждый день ты пишешь на стене, сколько осталось дней, всего их 50. Если ребенок отказывается, его начинают пугать, что убьют семью, приедут домой….) Есть «игра про синих китов» для подростков. А есть - для малышей… - Про «Пони», который дает задания.

2. "Незнакомый друг" в социальных сетях

Исследования показывают, что среди людей, которые заходят на страничку ребенка в соцсетях, каждый второй - это человек, которого он никогда в своей жизни не видел.

"У психологов появился новый феномен под названием "незнакомый друг". Это очень большой риск, потому что за каждым из незнакомцев может стоять кто угодно... наши дети... совершенно отчаянно и бесстрашно встречаются с незнакомцами из соцсетей. Они назначают свидания, ходят по указанным адресам и т. д. Возможно, за дверью их ждет друг на всю жизнь, но с тем же успехом там может оказаться и педофил, преступник. Об этом с детьми просто необходимо говорить.

Ребенок может передать незнакомцам свои персональные данные, поделиться номером кредитки мамы, может сфотографировать квартиру, сообщить адрес, показать интерьер и ценные вещи, рассказать, что семья уезжает в отпуск, и т.д. Нужна очень серьезная кооперация всей семьи, чтобы уяснить: все, что мы выкладываем в интернет, становится достоянием огромного круга людей, которые далеко не всегда дружелюбно настроены.

3. Кибер-террор (кибербуллинг) или «троллинг»

Проще говоря, это травля пользователя через все каналы сетевого общения: социальные сети, форумы, чаты. Проводить травлю могут как одноклассники, интернет-друзья и т.д., так и совершенно посторонние люди.

«Троллинг» может принимать разные формы: оскорбления через личные сообщения, публикация и распространение конфиденциальной, провокационной информации о жертве. В интернете, как правило, ребенок находится один на один с потенциальным обидчиком, который к тому же уверен в своей анонимности и может действовать более нагло.

Помощь могут оказать на бесплатном телефоне доверия: 8-800-2000-122.

4. Безопасность доступа в Сеть и кража личных данных техническими средствами

Каждый второй из нас сталкивался с блокировкой компьютеров и внедрением на них вредоносных программ и вирусов, а также взломами личных профилей в социальных сетях и блогах.

5. Кибермошеничество

Для кражи личной информации пользователя, применяются все более сложные фишинговые схемы, в том числе с использованием узнаваемых брендов. И здесь, наверное стоит упомянуть Микрозаймы….. участились случаи когда дети играют на деньги. Делают ставки, соответственно, чаще проигрывая, начинают копить долги и появляется ряд вытекающих последствий.

6. Просмотр сайтов для взрослых

По результатам исследования «Лаборатории Касперского», из всех сайтов с маркировкой 18+ наибольший интерес для российских детей представляют эротические и порнографические сайты - 46,4%, на втором месте оружейная тематика - 26,4%, на третьем - нецензурная лексика - 10,7%.

Чего хочется большинству детей? Поскорее стать взрослыми. И любая маркировка "только для взрослых" еще больше разжигает интерес.

Что делать если ребенок смотрит сайты для взрослых?

  • Включите на компе функцию «родительский контроль».
  • Купите и положите ему на стол книгу «Сексуальная энциклопедия для подростков». Это как минимум.
  • Скажите отцу (или дедушке) пусть поговорят с сыном о интересующих мальчика вопросах секса. Здесь не место ханжеству.

"Ребенок найдет всю необходимую ему информацию - в интернете ли, от сверстников ли, но найдет обязательно. Так же как любые другие знания о жизни. Особенно заинтересованно будет искать, если почувствует, что родители ведут себя как-то странно: эмоционально подчеркивают особенность темы, называют "для взрослых". У большинства здоровых детей потребности в самих сексуальных отношениях еще нет. Ребенок просто интересуется сферой. Наиболее разумные родители снимают с темы ажиотаж."

Нельзя не затронуть такую угрозу как «Зависимость» от гаджетов.

Распознать компьютерную зависимость у ребёнка можно по следующим симптомам:

  • Потеря интереса к другим занятиям.
  • Трата всего своего свободного времени на компьютер, планшет.
  • Сведения общения с другими детьми только посредством онлайн общения или только на тему компьютерных игр.
  • Не особое стремление к общению с другими людьми, поверхностный характер общения.
  • Формальные ответы на вопросы, избегание разговоров по душам. Утрата контакта с родителями.
  • Появление лжи, чтобы заполучить желаемое.
  • Скрытие ребёнком, сколько он на самом деле времени провёл за компьютером или планшетом.
  • Нервная реакция на любые ограничения, связанные с компьютером, планшетом или смартфоном: сильные переживания, обида, грубость, плач.
  • Потеря ребёнком контроля над временем, проведённым за экраном.
  • Приём пищи у компьютера. Рвение к компьютеру, планшету с самого утра.
  • Сразу после прихода из школы ребёнок включает компьютер или берёт планшет.

Каковы причины компьютерной зависимости детей и подростков?

  • Недостаток общения. У ребёнка, у которого по тем ли иным причинам ограничен круг общения, либо же он не чувствует родительского тепла, могут появляться разного рода отклонения поведения, в том числе и компьютерная зависимость. В семьях, где родители полноценно участвуют в жизни ребёнка, интересуясь его внутренним миром, такие проблемы случаются гораздо реже.
  • Отсутствие любимых занятий, увлечений. Лучше, когда у ребёнка, подростка, есть хобби, не связанные с компьютером. А предложить такие занятия должны родители. Иначе весь круг его интересов может сузиться вокруг виртуального мира, что может стать весомой предпосылкой для появления компьютерной зависимости.
  • Неразвитые коммуникативные способности. Бывает так, что ребёнок в силу своих индивидуальных черт характера (например, застенчивости, стеснительности или же наличие физических недостатков) не умеет налаживать отношения с окружающими. Эти предпосылки приводят к нежеланию, а значит, неумению, вступать в даже самые необходимые контакты с окружающими, заводить друзей. В таком случае виртуальный мир кажется ему зоной комфорта.
  • Неудачливость. Бывает, что у ребёнка далеко не всё получается: и в школе учится не лучше всех, и в спорте не силён, и не душа компании, да и с родителями часто возникают сложности. Если ребёнок не доволен сложившимися обстоятельствами, то он будет искать себе ситуации, где он может стать главным героем, победителем. А мир компьютерных игр и виртуального пространства вполне подходит для такой цели. Игрок может создать себе образ, который будет противоположным реальному.

Родителям нужно знать, какие последствия могут ожидать ребёнка, страдающего от компьютерной зависимости:

  • Влияние на формирование характера: Негативные социальные качества: замкнутость, недружелюбность, неумение общаться и сострадать, агрессивность, асоциальное поведение, что в комплексе приводит к дезадаптации.
  • Потеря чувства реальности, ощущение безнаказанности, что может подтолкнуть к проявлениям насилия и вседозволенности в реальной жизни (трансляция сюжетов и действий игр в реальной жизни).
  • Изменение ценностных ориентаций: под влияем компьютерных игр у ребёнка могут сформироваться неправильные жизненные ценности. Он будет путать добро и зло, дружбу и предательство, милосердие и жестокость, любовь и ненависть.
  • Возникновение эмоциональной холодности, неспособности к сопереживанию, инфантильности (неумения брать на себя ответственность и контролировать свои поступки). «Личность с правильными ценностными установками и адекватным поведением формируется исключительно в живом общении с другими людьми».
  • Влияние на здоровье: ухудшение зрения, возникновение синдрома «сухого глаза» нарушения осанки проблемы пищеварительного тракта, связанные с нарушением питания (гастрит, запоры, геморрой), истощение организма, связанное с перевозбуждением и хронической усталостью.

Фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернете:

  • Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.
  • Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
  • Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
  • Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.
  • Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в и Интернете, так и в реальной жизни.
  • Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.
  • Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы - музыки, компьютерных игр и других программ - является кражей.
  • Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
  • Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, - правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
  • Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.

Я не призываю Вас прийти сегодня домой и заблокировать интернет. Методы опеки и контроля для подростков уже не подойдут, поскольку перед вами уже достаточно сформировавшаяся личность. При этом недостаточно интересоваться, как ребенок учится. Старайтесь задавать не стандартные вопросы «Как дела в школе?», а «Как прошел твой день?» «Как поживают твои друзья?», «Нужна ли тебе моя помощь?» и возможно, ребенок, сам того не понимая, раскроет вам какие-то проблемы и тайны, чем живет, интересуется. А когда произойдет контакт - тогда уже можно будет поговорить о социальных сетях, и об опасности, которую они могут нести.

В заключение хочу добавить пару слов: наши дети, в большинстве своем, нас не слышат, они нас видят! Поэтому давайте начнем с себя! Возможно, многим из нас так же стоит ограничить время пребывания в интернете. Мы можем бесконечно оправдывать себя тем, что ищем исключительно рабочую и полезную информацию, но дети первостепенно видят нас за гаджетами, а то, чем мы занимается там уходит для них на второй план. Больше общайтесь с детьми, будьте для них живыми, а не виртуальными, как в той шутке: вчера отключили Интернет - пообщался с родными, а приятные, оказывается люди! Как альтернативу соц.сетям и интернет-играм хочется предложить вам игры настольные. Ничего так не сближает как совместное общение и захватывающая игра.