Психологическое занятие с педагогами "Профилактика эмоционального выгорания"

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: профессиональное выгорание


Цель: профилактика эмоционального выгорания.

Задачи:

  • сплотить коллектив;
  • снизить эмоциональное напряжение;
  • способствовать повышению самооценки педагогов;
  • способствовать развитию позитивного мышления.

1. Введение в тему занятия

Цель: настрой на занятие, создание мотивации.

Эмоциональное выгорание - это состояние нарастающего эмоционального, мотивационного, а также физического истощения, которое сопровождается чувством опустошённости и беспомощности, циничным отношением к работе и другим людям. Это защитная психологическая реакция, при которой «выключается» проявление эмоций на те воздействия, которые могут задеть или травмировать человека. Так организм защищается от чрезмерной перегрузки, заставляет нас дозировать и экономить энергетические ресурсы.

В главной группе риска эмоционального выгорания - люди, чья работа связана с большой ответственностью, сильной эмоциональной вовлечённостью в процесс, постоянным контактом с людьми. Это врачи, полицейские, пожарные, учителя, психологи, журналисты, работники сферы услуг.

Сегодня мы на практике попытаемся справиться с эмоциональным выгоранием с помощью психологических упражнений.

2. Упражнение «Приветствие»

Цель: настрой на занятие, снижение эмоционального напряжения.

Делим педагогов по рядам.

- Первый ряд выходит к доске, они должны приветствовать друг друга, как японцы (поклон друг другу).

- Второй ряд, как в Тибете - показать язык.

- Третий ряд, как эскимосы (трутся носиками).

Важно! Необходимо выходить из привычных ролей. Ведите себя по-детски! Работа - это только часть вашей большой и интересной жизни!

3. Упражнение «Аквариум»

Цель: развитие позитивного мышления, сплочение коллектива.

Образуем два круга. Внутренний круг не движется. Внешний круг движется. Необходимо проявлять эмоции, проговаривая фразу «Как я рад Вас видеть».

- Скандальный родитель вашего класса ждет вас у кабинета.

- Вы покупаете спиртное в магазине, где продавец ваш бывший ученик.

- Завуч возмущен тем, что вы не сдали отчет.

- Вас вызвали к директору за то, что вы не пришли брызгать руки с утра.

- Вы поймали учеников в туалете, парящих вейп.

- Родители идут поздравить вас с праздником.

Важно! Выражайте свои эмоции, не оставляйте их внутри себя. Это приведет к болезни. Делитесь своими положительными и отрицательными эмоциями.

4. Упражнение «Ассертивность»

Цель: сплочение коллектива через взаимодействие.

Ассертивность - это естественность и независимость от оценок, способность регулировать свое поведение и отвечать за него.

Добровольцу завязываем глаза. Он по ощущению прикосновения участников к своим ладоням делит их на застенчивых, уверенных и агрессивных.

Важно! Люди все разные по своим психологическим характеристикам. Это их стиль поведения. Вас не оценивают как профессионала. Вы работаете с разбором ситуации, а не личности.

5. Упражнение «Рисунок»

Цель: снижение эмоционального напряжения, профилактика эмоционального выгорания.

Каждый получает листок и карандаш, в течение одной минуты изображает неприятную ситуацию. Давайте обрисуем ее так, чтобы рисунок стал смешным. Если есть желание, можно порвать рисунок.

Важно! Следует выплескивать негативные ситуации. С помощью рисования, проговаривания, написания на бумаге. Это поможет нам сохранять свое психическое здоровье!

6. Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение самооценки, профилактика эмоционального выгорания.

Раздаем бумажки с комплиментами. Называем комплимент, встают участники, получившие данную надпись, все им аплодируют.

Важно! Помните, что вы самое ценное, что есть у вас! Успех вашей работы зависит от эмоционального состояния. В день должно быть хотя бы 15 минут времени для себя! Это залог успеха. Хвалите себя!

7. Рефлексия

Цель: отреагирование своих эмоций, сплочение коллектива.

Желающие говорят о своих чувствах.