Цель: профилактика эмоционального выгорания.
Задачи:
- сплотить коллектив;
- снизить эмоциональное напряжение;
- способствовать повышению самооценки педагогов;
- способствовать развитию позитивного мышления.
1. Введение в тему занятия
Цель: настрой на занятие, создание мотивации.
Эмоциональное выгорание - это состояние нарастающего эмоционального, мотивационного, а также физического истощения, которое сопровождается чувством опустошённости и беспомощности, циничным отношением к работе и другим людям. Это защитная психологическая реакция, при которой «выключается» проявление эмоций на те воздействия, которые могут задеть или травмировать человека. Так организм защищается от чрезмерной перегрузки, заставляет нас дозировать и экономить энергетические ресурсы.
В главной группе риска эмоционального выгорания - люди, чья работа связана с большой ответственностью, сильной эмоциональной вовлечённостью в процесс, постоянным контактом с людьми. Это врачи, полицейские, пожарные, учителя, психологи, журналисты, работники сферы услуг.
Сегодня мы на практике попытаемся справиться с эмоциональным выгоранием с помощью психологических упражнений.
2. Упражнение «Приветствие»
Цель: настрой на занятие, снижение эмоционального напряжения.
Делим педагогов по рядам.
- Первый ряд выходит к доске, они должны приветствовать друг друга, как японцы (поклон друг другу).
- Второй ряд, как в Тибете - показать язык.
- Третий ряд, как эскимосы (трутся носиками).
Важно! Необходимо выходить из привычных ролей. Ведите себя по-детски! Работа - это только часть вашей большой и интересной жизни!
3. Упражнение «Аквариум»
Цель: развитие позитивного мышления, сплочение коллектива.
Образуем два круга. Внутренний круг не движется. Внешний круг движется. Необходимо проявлять эмоции, проговаривая фразу «Как я рад Вас видеть».
- Скандальный родитель вашего класса ждет вас у кабинета.
- Вы покупаете спиртное в магазине, где продавец ваш бывший ученик.
- Завуч возмущен тем, что вы не сдали отчет.
- Вас вызвали к директору за то, что вы не пришли брызгать руки с утра.
- Вы поймали учеников в туалете, парящих вейп.
- Родители идут поздравить вас с праздником.
Важно! Выражайте свои эмоции, не оставляйте их внутри себя. Это приведет к болезни. Делитесь своими положительными и отрицательными эмоциями.
4. Упражнение «Ассертивность»
Цель: сплочение коллектива через взаимодействие.
Ассертивность - это естественность и независимость от оценок, способность регулировать свое поведение и отвечать за него.
Добровольцу завязываем глаза. Он по ощущению прикосновения участников к своим ладоням делит их на застенчивых, уверенных и агрессивных.
Важно! Люди все разные по своим психологическим характеристикам. Это их стиль поведения. Вас не оценивают как профессионала. Вы работаете с разбором ситуации, а не личности.
5. Упражнение «Рисунок»
Цель: снижение эмоционального напряжения, профилактика эмоционального выгорания.
Каждый получает листок и карандаш, в течение одной минуты изображает неприятную ситуацию. Давайте обрисуем ее так, чтобы рисунок стал смешным. Если есть желание, можно порвать рисунок.
Важно! Следует выплескивать негативные ситуации. С помощью рисования, проговаривания, написания на бумаге. Это поможет нам сохранять свое психическое здоровье!
6. Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение самооценки, профилактика эмоционального выгорания.
Раздаем бумажки с комплиментами. Называем комплимент, встают участники, получившие данную надпись, все им аплодируют.
Важно! Помните, что вы самое ценное, что есть у вас! Успех вашей работы зависит от эмоционального состояния. В день должно быть хотя бы 15 минут времени для себя! Это залог успеха. Хвалите себя!
7. Рефлексия
Цель: отреагирование своих эмоций, сплочение коллектива.
Желающие говорят о своих чувствах.