Обращение к личному опыту учащегося как составляющая личностно-ориентированного обучения

Разделы: Начальная школа


«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
дай мне сделать - и я пойму»

Конфуций

Прошли тысячелетия, а изречение Конфуция актуально и в наши дни. Ещё и нашли своё отражение во ФГОС в понятии «учебная деятельность».

Для меня, как для учителя, важен вопрос - как организовать учебный процесс так, чтобы повысить мотивацию и результативность обучения? Если с теорией по этому вопросу более или менее ясно, то с практикой - всё обстоит сложнее… Задача учителя - найти те приёмы, способы обучения, которые будут работать на достижение предметных и метапредметных результатов.

Взяв во внимание разнообразный состав класса по уровню развития, психических процессов, темпа работы, были выбраны приемы, которые, позволяют учитывать личностные особенности развития каждого ребенка и его личный опыт.

Дальше, немного из практики…

«Как корабль назовёшь - так он и поплывёт»

Необычное начало урока - это залог успеха всего урока. Будет скучно нашему ученику или у него появится в глазах интерес, всё зависит именно от этого этапа. Здесь на помощь придёт интересная история из жизни, умело связанная с темой урока, мини-соревнование или фрагмент из популярного фильма. Например, эпизод игры в квиддич из известного большинству детей фильма «Гарри Поттер и Тайная комната», может стать удачным проводником к знакомству в 3 классе с задачами на движение. А если обратиться к старому доброму советскому мультфильму «В стране невыученных уроков», то фрагменты, продолжительностью 15-20 секунд, не займут много времени от урока, зато какое увлекательное введение и в изучение орфограмм русского языка, и в разбор математических заданий. Сериал «Фиксики» и «Азбуки…» Смешариков - повод для написания отдельного методического пособия для использования на уроках в начальной школе на разных этапах урока. Главное, помнить про целесообразность.

Актуализация знаний

На данном этапе уроке можно работать с понятиями через обращение к личному опыту ученика.

Например, прописываем число 1. На что похожа цифра? Что можете сказать о числе? Назовите ассоциации с этим числом - жизнь, сердце, 1 место в конкурсе, сижу на первом ряду, 1 голова, Формула 1 и так далее. Слово «Русь» - что можете сказать о лексическом значении слова? О грамматическом? Какое задание можете предложить с этим словом? Здесь можно использовать множество идей, которые, несомненно, вызовут заинтересованность у нашего ученика.

Практическая значимость изучаемых понятий

Акцентирование на практической значимости изучаемых понятий (например, овладение способом измерения площади пригодится при малярных работах, для посадки овощей и т.п.; скорость движения - для расчетов скорости, задания «Определи на глаз» - для ориентации в условиях, когда линейки под рукой нет, при переходе дороги, например) наиболее действенно для формирования мотивации у обучающихся.

Применение своих знаний для решения практических задач, например, оформление афиши для проведения праздника «Дня доброты», написание открытки и т.д., позволит задействовать и воспитательную функцию урока.

«На ошибках учатся»

«Неверный» ответ одного ученика подталкивает других к верным выводам или правильному решению. И тут важно отметить приветливым словом ребенка, который, совершив ошибку, дал возможность другим детям проанализировать ситуацию и найти правильное решение. Не это ли ситуация успеха в, казалось бы, неловкой ситуации?

Подбор учебного материала с учетом личного опыта учащегося

Составить задачу или преобразовать имеющуюся, исходя из актуальной для детей информации, выполнимая задача для учителя, ориентированного на успех своих учеников. Это могут быть и выражения, задачи, операции с числами, составление басни на примере из жизни, написание письма другу, поздравительной открытки и так далее. Даже опоздание ученика на урок может стать поводом не для отчитывания ребенка за нерасторопность, а введением в тему или проблемной ситуацией по темам: скорость движения, единицы измерения времени, расстояния и другие. Всё зависит от гибкости и креативности учителя.

Разноуровневые задания и задания с возможностью выбора формы выполнения (вставь пропущенные буквы, выпиши слова, составь карточку для соседа по парте, проверь карточку соседа, выполни задание на компьютере и т.п.) также ориентированы на каждого ученика, его индивидуальность.

Разные формы представления результатов (устно, письменно, в паре, в виде презентации, разыгрывании ситуации, её театрализация и т.п.) тоже опираются на личный опыт учащегося. И от мастерства педагога зависит, будет ли этот опыт обогащаться, расширяться или нет.

Выбор форм работы: парной, групповой или индивидуальной, должен исходить не только от учителя, но и от ученика. Выбор должен быть и за ним.

Самооценка своей работы на уроке и работы других. Как результата работы, так и процесса. Здесь могут помочь индивидуальные сигнальные фишки для оценивания. В математике, русском языке это плюс - минус, на уроках литературного чтения, окружающего мира - зеленые, жёлтые, красные. Наиболее ценно в использовании этой системы оценки то, что работает каждый ученик на уроке, промолчать не получится никому. При этом важно обосновать свою оценку, применив свой личный опыт.

Поддержание эмоционального настроя класса и каждого в нем.

Здесь важно учитывать личностные особенности каждого ребенка, его тип характера, особенности социальной ситуации развития. Эффективны в поддержании благоприятного эмоционального настроя - тон, громкость голоса учителя, его доброжелательность; регулярная похвала, одобрение и улыбка. Чуткость к ребенку, способность улавливать его эмоциональный настрой «здесь и сейчас» - очень важное умение педагога.

Выше рассмотрены некоторые приёмы работы на уроках, опирающиеся на обращение к личному опыту учащихся, которые показали свою эффективность.

И как сказал Константин Дмитриевич Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».