Одной из приоритетных целей коррекционной работы педагогов с обучающимися с ЗПР является помощь в социализации и социальной адаптации ребенка с ЗПР в общество. Улучшение его качества жизни. А это невозможно без развития коммуникативной и социальной компетенции школьников, которую развивают социальные практики.
Образовательная практика социальной направленности «Взрослые решения» направлена на: формирование у подростков 13-16 лет с ЗПР коммуникативных и социальных компетенций.
Социальная практика помогает школьникам адаптироваться в любом социуме, учит общаться и бесконфликтно решать проблемы, выполнять различные социальные роли, знакомит с представителями разных профессий, позволяя тем самым правильно выбрать свой жизненный путь.
Актуальность программы определена:
-
спецификой особенностей учащихся с задержкой психического развития группы риска социально опасного положения, связанных с психологическим, интеллектуальным, эмоционально-личностным состоянием, здоровьем, учебной деятельностью и поведением, способствующих возникновению социально опасного положения;
- большинство учащихся целевой группы из неблагополучных семей, где родители часто не контролируют не только учебу и времяпровождение подростков, но и забывают про такие вещи как как получение паспорта в 14 лет, прохождение медицинской комиссии, помощь в самоопределение детей после окончания 9 классов и др., поэтому педагогам необходимо обучить детей данной категории делать это самостоятельно, чтобы быть социализированными во-первых, а во-вторых занятость во внеурочной деятельности поможет предупредить социально-опасное поведение.
- анализом результатов диагностики и наблюдений в учебно-воспитательном процессе за данной категорией обучающихся:
- 48% учащихся склонны к отрицанию общепринятых норм и ценностей;
- 71% учащихся имеют неадекватную самооценку;
- 82% - имеют различные виды нарушений межличностного общения и социального взаимодействия;
- 90% не сформирована информационная компетентность
- (не умеют искать, обобщать, обрабатывать информацию, не ориентируются в информационных потоках).
Актуальность и нужность реализации данной программы во всех образовательных организаций подтверждает и то, что программу я начала реализовывать в специальном учреждении КГБОУСУВУ «Уральское подворье», продолжила в МАОУ «СОШ «Петролеум +» г. Перми, где она не потеряла свою значимость, а наоборот приобрела продолжение в симбиозе с профессиональными пробами на предприятии «Лукойл-Пермь».
ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Программа образовательной практики социальной направленности (ОПСН) «Взрослые решения» является средством реализации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС и ставит перед собой цель и задачи:
Цель программы: формирование у подростков с ЗПР группы риска социально-опасного положения коммуникативных и социальных компетенций.
Задачи:
- научить работать с документацией и интернет-ресурсами;
- развить умения применять теоретические знания в конкретной ситуации;
- сформировать способность личности к активному функционированию в конкретной социальной ситуации;
- научить вступать в деловые отношения с организациями и частными лицами;
- сформировать и отработать индивидуальную модель социального поведения, получить опыт социального взаимодействия;
- научить подростков проектировать свою деятельность
Участники реализуемой программы:
- Обучающиеся группы риска социально-опасного положения с ЗПР, родители, педагог-психолог, социальные партнеры
Структура программы «Взрослые решения»
3 модуля по 12 часов. Из расчета занятий 1-2 раза в неделю.
- 1 модуль «Получение паспорта»
- 2 модуль «Прохождение медицинской комиссии»
- 3 модуль «Мир моей профессии»
Модули состоят из 4 этапов: подготовительный, практические занятия, самостоятельная практика (под наблюдением психолога) и рефлексия
Методы и приемы работы
- Поисковые задания (развитие информационной компетентности)
- Сюжетно ролевые игры (отработка вариантов поведения)
- Тренинги (развитие компетентности межличностного поведения в общении)
- Кейсы (стимулирование познавательной активности через практическую деятельность)
- Экскурсии (расширение общего кругозора, наблюдательности, анализ поведения)
- Технические задания
- Презентации
Ожидаемые результаты освоения программы
1. Сформируются личностные результаты, когда подросток
- освоит нормы и правила поведения в обществе;
- освоит роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- станет участником школьной и общественной жизни в пределах возрастной компетенции;
- у него будет сформирована коммуникативная и информационная компетентность
- Определится с профессиональной направленностью своей жизни
2. Метапредметные результаты, которые будут свидетельствовать
- Об умении самостоятельно планировать пути достижения целей;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Таблица 1
ТЗ (техническое задание) для обучающихся |
1. Составить алгоритм получения паспорта по месту жительства, составить список необходимых документов, узнать режим работы паспортного стола, отработать запись через сайт https://www.gosuslugi.ru/
|
Таблица 2
Критерии и показатели их оценки (критерии оценки деятельности учащихся)
№
|
критерии |
показатели |
баллы |
1 |
Получение паспорта |
|
1-5 баллов |
2 |
Медосмотр |
|
1-10 баллов
|
3 |
Алгоритм устройства на работу |
|
1-5 баллов
1-5 баллов |
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»;
- Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 №189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 №189);
- Постановление Правительства Пермского края от 26.11.2018 N 736-п
"Об утверждении Порядка по выявлению детского и семейного неблагополучия и организации работы по его коррекции и внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 28 сентября 2016 г. N 846-п "Об утверждении Порядка ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения".
Положением МАОУ «СОШ Петролеум +» о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированных рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Литература и интернет ресурсы
1. Э.Н.Гарсиа. Образовательные практики социальной направленности как механизм реализации ФГОС во внеурочной деятельности - замысел и перспективы. / http:// web.iro.perm.ru:8800
2. Социальное проектирование: реком. по оформ., оценке эффективности и ресурсному обеспечению соц. проектов / сост. О.Б.Коновалова, Ж.В.Рыжова. - Н. Новгород: Пед. Технологии, - 2004. - 94 с. 3. Постановление Правительства Пермского края от 26.11.2018 N 736-п "Об утверждении Порядка по выявлению детского и семейного неблагополучия и организации работы по его коррекции и внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 28 сентября 2016 г. N 846-п "Об утверждении Порядка ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения"/ http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5900201811270001
4. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия», - 2011. - 159 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования // Вестник образования. № 1. 2009.
6. https://yandex.ru/ Картинки Яндекс