Методы и приемы экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


«Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В.А.Сухомлинский

Экологическая обстановка, характерная для современного мира, диктует нам, взрослым, необходимость переосмысления обществом безответственного отношения к природным ресурсам. Отсутствие культуры общения с природой ставят перед прогрессивным человечеством глобальный вопрос о необходимости проведения активной работы по вопросу рационального использования природных богатств и формированию понимания ответственного отношения к родной природе. Кроме того, необходимо уделить особое внимание выработке навыков экологически грамотного поведения со стороны человечества. Формировать основы экологической культуры необходимо именно в дошкольный период детства. Ведь именно на этом этапе начинается становление основ личности, и ребенок начинает взаимодействовать с окружающим миром. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка любить и беречь его. Согласно ФГОС целью экологического воспитания детей является формирование положительного отношения к природе, приобретение экологических знаний, формирование умения рационального распоряжения природными богатствами. Начинать данную работу целесообразно с развития заинтересованности детей к познанию мира природы.

Знаменитый русский писатель И.С.Соколов-Микитов справедливо говорил: «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства». Прививать любовь к родной природе необходимо именно с раннего возраста. Малыши открыты всему новому. Они охотно и эмоционально воспринимают информацию о жизни животных и растений, восхищаются и наслаждаются запахами трав, цветов, пейзажами лесов, полей и рек.

Экологические знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. Но даже если ребёнок владеет элементарными сведениями об использовании людьми природных богатств, об охране природы, сам он далеко не всегда может свои знания применить на практике. Дети нередко совершают отрицательные действия по отношению к природе. Нарвать травки и молодых листочков для игры или собрать букетик цветов для мамы - любимое занятие детворы. Даже сажая жука в спичечный коробок, ребёнок не задумывается о том, что это не хорошо. И тут в игру должны вступать мы - взрослые, подыгрывая и аккуратно объясняя, что к чему.

Природа воздействует на ребёнка своими красками, разнообразием и великолепием, оставляя в детской душе тёплые, добрые чувства. Каждый из наших детей - первооткрыватель, каждый скажет, что это он первым услышал кваканье лягушки в пруду на даче, первым увидел как распустился подснежник на полянке в детском саду, первым узнал из чего состоят снежинки. Это первое детское природовосприятие. Природа заинтересовывает детей, притягивает к себе, возбуждает, заставляет задумываться. Каждый день дети хотят узнавать что - то новое, интересное, делиться этим с друзьями, родителями, вместе радоваться. Общение с природой благоприятно влияет на общее развитие ребёнка, даёт возможность познать закономерности развития живой природы, развивает умение жить в ладу с природой, любить и уважать её.

Земля - огромный общий дом, где всё живое взаимодействует друг с другом. Наши дети - наше будущее, будущее всей планеты, и сейчас мы должны позаботиться о том, чтобы это будущее было здоровым и счастливым. Поэтому экологическое образование детей является одним из основных направлений в дошкольной педагогике. Воспитание любви к природе является составляющей в некотором смысле, патриотического образования подрастающего поколения. Живя на Земле невозможно её не любить, не гордиться, не беречь. Формирование экологической культуры дошкольников - это совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Дети с любопытством и интересом разглядывают окружающий мир, не замечая иногда главного и основного. А мы, взрослые, должны им помочь, вместе с ними удивляясь и восхищаясь, научить не только смотреть, но и видеть, рассказать что-то интересное и познавательное. Ребёнок постепенно познаёт мир, сначала он знакомится с тем, что окружает его дома, потом идёт в детский сад, и его познания обогащаются, появляется первый опыт общения с миром природы. Мы должны позаботиться о том, чтобы этот опыт не стал бесполезным или негативным, наши дети действуют по подражанию, списывают все наши поступки, стараясь казаться взрослыми и самостоятельными, а значит, мы не имеем права оступиться.

Именно в детстве формируются человеческие убеждения, и одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами - воспитать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Если ребенка чаще знакомить с тайнами природы, показывать что-то интересное из жизни растений и животных, открывать новые факты о природных явлениях, он быстрее и крепче полюбит мир. Восприятие природы помогает развивать жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому, способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Ребенок, полюбивший природу, никогда не станет бездумно ломать ветки, рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, и задача воспитателя состоит в том, чтобы как можно доступнее и увлекательнее дать детям элементарные экологические знания, развить в них правильные навыки и умения, способность сопереживать. При этом мы всегда должны быть вместе с детьми, не навязывая своего мнения, а лишь только направляя детскую деятельность на правильный путь, с уважением относясь к личности каждого ребёнка.

Экологическое воспитание и образование осуществляется в нескольких направлениях:

  • образовательное раскрывает для детей суть экологических проблем времени, возможных путей их решения;
  • развивающее дает подрастающему поколению интеллектуальные, практические навыки для оценки состояния природы, самостоятельной деятельности по улучшению местной среды;
  • воспитательное формирует стремление к здоровому образу жизни, мотивацию и привычку правильного экологического поведения.

В работе по экологическому воспитанию детей в нашем детском саду используются различные методы и приёмы. На занятиях по ознакомлению дошкольников с природой у детей формируется система элементарных знаний с учетом требований программы в определенной последовательности с учетом возможностей воспитанников и особенностей природного окружения. Разработаны и проводятся интегрированные занятия: «Путешествие в лес», «Кто они, наши меньшие братья», «В гостях у Лесовика» и другие. Проводятся целевые и тематические прогулки и экскурсии, во время которых воспитатель создаёт эмоциональный контакт ребенка с природой: самостоятельное рассматривание деревьев, сбор природных материалов, прислушивание к птичьим голосам, к шуршанию листвы, наблюдение за облаками. Да, конечно же, наблюдение - основной и действенный метод в экологическом воспитании.

В групповых комнатах отведены светлые места для выращивания зеленого лука, петрушки. «Огород на окошке» задействован в течение всего года. В уголках природы множество разнообразных невредных растений, уход за которыми осуществляют дети с помощью взрослых. Вместе мы ведём дневник наблюдения за развитием растений, оформляем дневники наблюдения за погодой.

Последнее время огромной популярностью в дошкольных образовательных учреждениях пользуется проектный метод изучения той или иной проблемы. Проектная деятельность позволяет не только объединить деятельность детей, родителей и педагогов, она позволяет ребенку почувствовать себя исследователем, а порой даже первооткрывателем. В реализации проектной деятельности по экологическому воспитанию мы используем метод образовательного терренкура. Это своего рода специальные маршруты для дошкольников разных возрастных групп по территории детского сада с посещением игровых зон на уличном участке группы, центров познавательной активности, исследовательских центров, экологических и оздоровительных троп, которые способствуют оздоровлению организма дошкольников, повышают познавательную, творческую, двигательную активность ребенка. Иными словами, образовательный терренкур - тропа удивительных экологических открытий, которые ребенок совершает при помощи воспитателя. Наши экологические маршруты включают в себя следующие остановки: «Прогноз погоды», «Юные экологи», «Наш огород», «Знайка», «Игротека», «В гостях у сказки», «Звуки природы», «Волшебная кисточка», «Юные спортсмены».

Остановка «Прогноз погоды» учит дошкольников наблюдать за погодой, формировать представления о значении погоды в жизни человека, знакомит ребят с приборами, необходимыми для наблюдения за погодой: термометром, барометром, осадкометром, флюгером. Старшие дошкольники с огромным интересом знакомятся с профессией гидрометеоролога, примеряют на себя его профессиональные обязанности. Ребята с огромным интересом снимают показания с метеорологических приборов и составляют свои прогнозы погоды.

Остановка «Юные экологи» помогает развить интерес к окружающему миру, формировать у дошкольников доброе и заботливое отношение к родной природе, выработать умение замечать сезонные изменения в природе, закрепить названия представителей флоры и фауны и знания о том, какую пользу они приносят человеку, изучить и закрепить на практике правила поведения в природе. Дошкольники с удовольствием оказывают посильную помощь в уборке территории от опавшей листвы, веточек, снега, участвуют в посадке кустарников, оформлении клумб, поливе цветников, установлении кормушек для птиц, осуществляют наблюдение за птицами, собирают природный материал для гербариев.

На остановке «Наш огород» дети узнают о многообразии овощей, фруктов и зелени, их значении в жизни и здоровье человека, осуществляют практическую деятельность по выращиванию огородных культур в условиях детского сада, заботятся о комнатных растениях, совместно с родителями принимают участие в осенней выставке «Наш урожай». Остановка «Наш огород» оснащена всем необходимым: инвентарем для ухода за растениями, комплектами рабочей одежды, перчатками, увеличительными стеклами, необходимыми для наблюдения за растущими растениями.

Остановка «Знайка» - это своего рода лаборатория. Она помогает формировать у дошкольников представления об экологии, ее значении в жизни человека, экологическую культуру, а также осознание исследования, как способа познания окружающего мира. Помимо этого, экспериментальная деятельность помогает развивать мыслительные способности детей, умение обобщать основные понятия об экологии и существующих в ней взаимосвязях, формировать необходимые навыки экологически грамотного поведения, развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Наша лаборатория оснащена всем самым необходимым: лупами, микроскопом, компасом, термометрами, центрифугой, мензурками, пробирками и подставками для них, фильтровальной бумагой, предметными стеклами. Исследовательская деятельность «Песок и глина», «Какими бывают камни», «Воздух и его свойства», «Вода и ее свойства», «Определяем возраст дерева» помогает ребятам на практике получить много новой информации по экологии окружающего мира. Особенный интерес у ребят вызывает исследовательская деятельность «Определяем возраст дерева». Дети узнают, что возраст дерева определяется по годовым кольцам и делают вывод о том, что на восстановление каждого уничтоженного дерева потребуется очень много лет и восстановление лесных массивов - процесс длительный и трудоемкий. Поэтому намного проще сохранить то, что мы имеем, нежели создавать новое. Ценность экспериментальной деятельности экологического характера заключается в том, что она дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и взаимодействии этого объекта с окружающей средой.

Остановка «Игротека» способствует формированию интереса к окружающему миру, проблемам экологии и путям их решения, воспитывает бережное отношение, заботу о родной природе. Сюжетно - ролевые, дидактические, настольные игры «Береги природу», «Лекарственные растения», «Кто в лесу живет», «Что за животное», «Прогулка в лес», «В гостях у лесника» помогают ребятам увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы в целом, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами. В результате дети самостоятельно приходят к выводу, что все части природы взаимосвязаны, человек обязан предвидеть результаты своей деятельности, ограничить, а во многих случаях и запретить ее. Викторина «По тропинкам экологии» становится для ребят настоящим путешествием. Отвечая на вопросы викторины, ребята знакомятся с интересными фактами из жизни животных и птиц, отличают съедобные грибы от несъедобных, ищут лекарственные растения, расставляют на лесной тропинке природоохранные знаки и объясняют их значение. Викторина помогает ребятам расширить свои познания о природе родного края и вызывает желание заботиться о ней.

На остановке «В гостях у сказки» ребята знакомятся с фольклором, художественной литературой и стихами о природе. Произведения Н.И.Сладкова «Рассказы и сказки о природе», В.В.Бианки «Лесные домишки», М.М.Пришвина «Рассказы о природе», «Кладовая солнца», И.С.Соколова-Микитова «Рассказы о природе», И.А.Бунина «Осень. Чащи леса», «В лесу», А.А.Александрова «Лесные шорохи», Е.Ульяновой «Спасай планету», Э.Шима «Рассказы и сказки о природе» помогают ребятам накапливать определенный багаж знаний на тему экологии родного края, воспитывают интерес и любовь к природе. Ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует им. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности. Особый эмоциональный отклик у наших ребят вызвало прочтение познавательной книги Ольги Захаровой «Живая природа». Книга открыла для ребят мир природы, который живет как единый организм. Дошкольники сделали для себя вывод о том, что каждый элемент природы - это часть целого, и каждую такую часть нужно знать и беречь, а значит любить.

Музыкальная деятельность всегда дает массу положительных эмоций, она позволяет развить у дошкольника доброжелательность, творческий подход, жизнерадостность, умение работать в коллективе и наполняет жизнь ребенка яркими впечатлениями. Остановка «Звуки природы» знакомит дошкольников с классическими музыкальными произведениями А.Л.Вивальди «Времена года», Ф.Шопена «Таинственный лес», Н.А.Римского-Корсакова «Полет шмеля», «Гимн природе», Л.Гласса «Симфония №3 Лесная», П.Чайковского «Благословляю вас, леса», П.И.Чайковский «Вальс цветов», Д.Шостаковича «Песнь о лесах», которые учат ребят эмоциональной отзывчивости и чувственному восприятию природы родного края. Во время режимных моментов и образовательной деятельности мы подключаем аудиоресурсы «Звуки природы», которые помогают разнообразить звуковой опыт детей и создают эмоционально-благоприятный фон.

Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Образовательная деятельность, осуществляемая в детском саду при реализации экологического воспитания, направлена также и на развитие художественных и эстетических чувств. На остановке «Волшебная кисточка» художественное описание уже знакомых растений, животных или явлений природы обретает конкретные очертания. Полученные знания детей по экологии закрепляются в продуктивных видах деятельности, которая помогает отразить впечатления детей, выразить эмоциональный отклик на красоту объектов природы. Пластилинография «Вот какое дерево», рисование «Весенний луг», конструирование «Еловый лес», продукты которого используются ребятами в дидактической игре «Кто в лесу живет»; аппликация «Осенний лес»; коллективная поделка из природного материала, собранного на территории детского сада «Веселый ежик», вызывают у ребят восхищение красотой и многообразием родной природы.

Двигательная активность на остановке «Юные спортсмены» позволяет дошкольникам сохранять и укреплять физическое здоровье, закреплять полученные знания о животных и их повадках, формировать интерес к проблемам экологии.

Данный метод экологического воспитания актуализирует проблему разнообразия жизни и её сохранения. Он способствует воспитанию бережного и разумного отношения человека к природе и подводит дошкольников к пониманию того, что природа беззащитна перед человеком и нуждается в нашей помощи и охране. И только тогда мы можем говорить об экологической культуре ребёнка, когда он сумеет заметить антигуманные действия других людей, научится давать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей, сумеет противостоять этим действиям.