Формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся основного общего и среднего общего образования

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог


Уровень развития науки и техники в государстве - это показатель уровня развития общества. Соответственно, государство предъявляет особые требования к уровню естественнонаучной грамотности выпускника школы. Естественнонаучная грамотность определяется как способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Результаты международного исследования PISA-2015, где особое внимание уделялось естественнонаучной грамотности 15-летних школьников, говорят о снижении её уровня у учащихся основной и старшей школы по сравнению с учащимися начальной школы. При переходе из начальной школы в основную происходит переориентация учащихся на антропоцентрические ценности, когда усваивается культура человека-потребителя, а полученные естественнонаучные знания носят отвлечённо-теоретический характер. Исследования констатируют достаточно высокий уровень овладения предметными знаниями и умениями у учащихся и затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Все это позволяет сделать вывод о недостаточном уровне естественнонаучной грамотности ученика основной и старшей школы.

Модель естественнонаучной грамотности исследования PISA

Контексты: личные, местные/национальные и глобальные проблемы, как современные, так и исторические, которые требуют понимания вопросов науки и технологий.

От учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте.

Компетенции: способность научно объяснять явления, применять методы естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Знания и отношение определяют результаты учащихся:

  • Отношение: отношение к науке, которое характеризуется интересом к науке и технологиям, пониманием ценности научного изучения вопросов, там, где это необходимо, и осведомленностью о проблемах окружающей среды, а также осознанием важности их решения.
  • Знания: понимание основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания. Такое знание включает в себя знание о природе и технологиях (знание содержания), знание о методах получения научных знаний (знание процедур), понимание обоснованности этих процедур и их использования (методологическое знание).
  • Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация. Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:
    • здоровье;
    • природные ресурсы;
    • окружающая среда;
    • опасности и риски;
    • связь науки и технологий.

Три уровня рассмотрения ситуации:

  1. Личностный - связан с самим учащимся, его семьей, друзьями.
  2. Местный национальный - связан с проблемами данной местности или страны.
  3. Глобальный - рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира.

От учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте:

  • научно объяснять явления;
  • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Результаты учащихся определяются, в первую очередь, отношением к науке, которое характеризуется интересом к науке и технологиям, пониманием ценности научного изучения вопросов, там, где это необходимо, и осведомленностью о проблемах окружающей среды, а также осознанием важности их решения. Кроме того, на результаты учащихся оказывает понимание основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания. Такое знание включает в себя знание о природе и технологиях (знание содержания), знание о методах получения научных знаний (знание процедур), понимание обоснованности этих процедур и их использования (методологическое знание).

Трудность любого вопроса - это сочетание его собственной интеллектуальной сложности (т.е. сложности требуемых мыслительных процедур) и объема знаний и умений, необходимых для выполнения задания. Выделяются следующие познавательные уровни:

  • Низкий - выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.
  • Средний - использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.
  • Высокий - анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Типы научного знания

Содержательное знание - можно формально соотнести с предметными знаниями:

  • «Физические системы» - это преимущественно материал физики и химии;
  • «Живые системы» - биология;
  • «Науки о Земле и Вселенной» - география, геология, астрономия.

Однако с точки зрения содержания задания по естественнонаучной грамотности, используемые в PISA, имеют межпредметный характер.

Процедурное знание - включает в себя знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур. Оно в равной мере относится ко всем естественнонаучным предметам, что, в первую очередь, и позволяет объединять их в одну группу и говорить именно о естественнонаучной, а не о какой-то узко предметной, грамотности.

Модель заданий по естественнонаучной грамотности типа PISA обязательно включает в себя следующие категории:

  • оцениваемые умения;
  • тип знания;
  • реальную ситуацию;
  • контекст.

В начальной школе вводный курс естественнонаучной грамотности начинается с изучения предмета «Окружающий мир». В 5 классе - появляются биология и география. Курс географии 5 класса включает основы элементарной астрономии. В 7 классе в дополнение к биологии и географии из естественнонаучных предметов изучается физика. Химию обучающиеся начинают постигать в 8 классе. В результате формируются общие предметные результаты для предметной области «Естественнонаучные предметы».

Федеральным институтом педагогических измерений в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности» разработана типология моделей заданий для обучающихся 7 - 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.

Приведу два примера таких заданий.

Пример 1. Задание для 8 класса «Вездесущий йод»

Йод - это кристаллическое вещество чёрно-серого цвета с металлическим блеском. Обладает замечательным свойством: при нагревании, не плавясь, т.е. минуя жидкое состояние, переходит в газообразное состояние. Пары йода имеют резкий запах и фиолетовую окраску, откуда и произошло название данного элемента - «фиалковый» (греч.).

В виде свободного вещества ядовит: при вдыхании паров йода появляется головная боль, кашель, насморк, может быть отёк лёгких.

Йод - это редкий элемент, его содержание в земной коре составляет около одной стотысячной процента. Вместе с тем с помощью современных методов анализа можно обнаружить присутствие хотя бы незначительных следов йода в почве, воде, растениях, организмах животных. Морские водоросли накапливают йод. «Йод вездесущий», - писал о нём академик А.Е.Ферсман.

Особую роль йод играет в жизни животных и человека. Добавление небольших доз йода в корм скоту увеличивает удой молока у коров, ускоряет рост шерсти у овец, повышает яйценоскость кур. При недостатке йода у человека нарушается интеллект, развивается базедова болезнь, которая обусловлена сбоем в выработке гормона и нарушением функционирования щитовидной железы. Наибольшую славу йод приобрёл благодаря активному использованию в качестве средства для дезинфекции кожи вокруг места повреждения.

Другое применение спиртовой настойки йода в домашних условиях - нанесение йодной сетки на кожу в месте ушиба, шишки (гематомы).

1 задание. Йод - неметалл, однако имеет металлический блеск. С учётом расположения йода в Периодической системе химических элементов (5-й период, VIIА группа) объясните твёрдое агрегатное состояние йода и наличие у него металлического блеска.

Ответ: у йода 5 электронных слоев (по номеру периода), что предполагает большой радиус атома химического элемента. А с увеличениемпорядкового номера химического элемента металлические свойства усиливаются.

Дан верный ответ, объясняющий твёрдое агрегатное состояние и металлический блеск йода - 1 балл.

Другие ответы или ответ отсутствует - 0 баллов.

2 задание. Известно, что во многих районах нашей страны в пище человека и кормах для животных содержится недостаточное количество йода. Как эта проблема решается в нашем государстве? Почему выбран именно такой вариант?

Ответ: в России соединения йода добавляют в поваренную соль - йодируют соль. Поваренную соль используют для приготовления пищи в каждой семье.

Возможен вариант: включение в рацион и добавление в пищу продуктов, содержащих йод - морепродукты (морская капуста), рыба, яйца и др.

Назван процесс йодирования поваренной соли, приведено объяснение, почему используется поваренная соль - 2 балла.

Назван только процесс йодирования - 1 балл.

Другие ответы или ответ отсутствует - 0 баллов.

3 задание. При нагревании йод сублимирует (возгоняется), превращаясь в пары фиолетового цвета, а при охлаждении при атмосферном давлении пары йода
кристаллизуются, т.е. переходят в твёрдое состояние, минуя жидкое. К каким явлениям (физическим, химическим, биологическим) относится данный процесс?
Обоснуйте свой ответ.

Ответ: этофизическое явление, так как происходит только изменение агрегатного состояния; или: так как не образуется новое вещество

Приведён правильный ответ и его обоснование - 1 балл.

1 балла

Другие ответы или ответ отсутствует - 0 баллов.

4 задание. На чём основано действие «йодной сетки» - спиртового раствора йода, нанесённого на место ушиба в виде сетки?

Ответ: действие йодной сетки основано на раздражающих свойствах йода и спирта. При контакте с кожей они стимулируют, прилив крови к тканям и ближайшей к ним поверхности. В результате усиления кровотока, сопровождающегося увеличением количества проходящих через больной участок эритроцитов, уменьшаются проявления воспалительного процесса.

Дан верный ответ: указано раздражающее воздействие спирта и/или йода на кожу, что стимулирует прилив крови к верхним тканям - 1 балл.

Другие ответы или ответ отсутствует - 0 баллов.

5 задание. Врачи рекомендуют сразу после ушиба прикладывать к месту ушиба (гематоме) холод, а уже на другой день наносить йодную сетку. Как объяснить такие рекомендации врачей?

Ответ: в день получения травмы важно предотвратить увеличение гематомы, а для этого нужно сузить сосуды, приложив холод. А потом нужно способствовать усилению притока крови, а для этого можно использовать йодную сетку.

Указано, что есть необходимость сужения сосудов (в первый день) и необходимость улучшения кровоснабжения на второй день - 2 балла.

Верно описан только один из этапов - 1 балл.

Другие ответы или ответ отсутствует - 0 баллов.

Пример 2. Задание для 9 класса «Исследование «Скорость химической реакции»

После того как человек провёл первую химическую реакцию - разжёг костер, ему пришлось задуматься о том, как управлять течением химических реакций. Сегодня человек умеет управлять реакцией: может замедлять нежелательные превращения веществ или ускорять реакции для получения большего количества нужного продукта. Скорость химической реакции определяется как изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени. Известно, что скорость химических реакций зависит от температуры, концентрации реагирующих веществ, природы реагирующих веществ, наличия катализатора или ингибитора (вещества, замедляющего реакцию).

На уроке химии, учащиеся проводили эксперименты с целью определить факторы, которые влияют на скорость различных реакций. Они провели несколько опытов.

Опыт 1. Ученики взяли 10 г соляной кислоты с массовой долей вещества 20% и опустили в этот раствор гранулы цинка. Наблюдали выделение газа.

Опыт 2. К соляной кислоте из первого опыта добавили 30 г воды. Затем отобрали 10 г получившегося раствора и опустили гранулы цинка. Наблюдали выделение газа.

1 задание.

1) В каком из опытов ученики наблюдали более интенсивное выделение газа?

2) Действие какого фактора, влияющего на скорость реакции, наблюдали учащиеся?

Возможный ответ

1) в первом опыте;

2) фактор - концентрация реагирующих веществ

Даны два верных ответа - 2 балла.

Дан один верный ответ - 1 балл.

Даны другие ответы, или ответ отсутствует - 0 баллов.

Опыт 3. В пробирку с раствором серной кислоты поместили немного чёрного порошка оксида меди (II). В течение 3 минут признаков протекания реакции не наблюдали. Тогда ученики нагрели пробирку с реакционной смесью. В результате наблюдали появление синей окраски раствора.

2 задание.

1) Действие какого фактора, влияющего на скорость реакции, наблюдали учащиеся?

2) Приведите пример использования знания о влиянии этого фактора на скорость химических реакций в быту.

Возможный ответ

1) фактор - температура;

2) например, хранение продуктов в холодильнике, приготовление пищи при нагревании.

Даны два верных ответа - 2 балла.

Дан один верный ответ - 1 балл.

Даны другие ответы, или ответ отсутствует - 0 баллов.

Скорость химической реакции

На графике представлена зависимость концентрации C исходных веществ и продуктов реакции от времени t протекания реакции:

3 задание. Какая кривая описывает изменение концентрации исходных веществ, а какая - продуктов реакции.

Возможный ответ

Кривая А соответствует исходным веществам; кривая В - продуктам реакции.

Дан верный ответ - 1 балл.

Даны другие ответы или ответ отсутствует - 0 баллов.

Таким образом, учитывая актуальность этой темы в настоящее время, необходимо использовать задания, формирующие грамотность в области естественных наук. Конечно, формировать естественнонаучную грамотность можно не только с использованием специально созданных заданий. Важно учить школьников работать с информацией в непривычной ситуации и применять знания для достижения цели. Естественнонаучная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Используя самые разные методы и технологии, мы формируем практическое применение знаний и универсальных учебных действий учащихся, в том числе и естественнонаучной грамотности.