Игровая методика театральной педагогики как средство всестороннего развития младших школьников

Разделы: Начальная школа


Более 200 лет назад Иоганн Фридрих Шиллер сказал: «Самая настоятельная потребность времени - развитие способности чувствовать…потому, что она служит средством к внедрению лучшего понимания… Чем больше разовьется впечатлительность, чем она подвижнее, тем большую часть мира охватит человек, тем больше способностей разовьет он в себе. Человек поймет тем больше мировых явлений, тем больше форм создаст он вне себя, чем большей силой и глубиной будет обладать его личность, чем большую свободу приобретет его разум».

Современные дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. К сожалению, в последнее время компьютеры и телефоны заменили для детей общение со сверстниками, лишили их чувственности. Дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, именно на этом этапе закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина России.

В течение нескольких лет я использую на уроках и во внеурочной деятельности элементы театральной педагогики. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Разыгрывая роль персонажа, наделённого отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их, или, наоборот, культивировать положительные черты. И самое главное, что это воспитание происходит без нотаций и менторского тона, в процессе игры. Через любимую деятельность детей - игру - стараюсь помочь ребёнку адаптироваться в школе и сформироваться интересной и неординарной личностью. Известный режиссёр К.С.Станиславский сказал: "Творческая личность необходима в любой деятельности".

Я использую на уроках, на переменах театральные игры, тренинги, упражнения на развитие внимания и памяти. Игры можно условно разделить на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие упражнения развивают внимание, выдержку, наблюдательность, быстроту реакции, согласованность действий и т.д. Например, упражнения "След в след", "Нитка и иголка", "Обезьяна и зеркало", сказочные эстафеты "Конёк- горбунок", "Лиса Алиса и кот Базилио" и др.
При знакомстве детей друг с другом провожу игру «Знакомство», в ходе которой нужно по очереди, не перебивая товарищей, назвать свои имя и фамилию.

Специальные театральные игры позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других. Театральная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно на занятиях берёт на себя ученик, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания и фантазию.
Например:

  • Игры на превращения предмета или комнаты. Превратите мячик в яблоко, ёжика, котёнка и обыграйте это превращение.
  • "Окно". Вы находитесь за толстым стеклом, с помощью мимики и жестов передайте другу информацию.
  • "Зёрнышко" или "Яйцо". (Дети садятся на корточки, обхватывают руками колени). Представьте, что вы яйцо или зёрнышко.Изобразите, кто или что может появиться из этого предмета.
  • «Волшебная палочка». Дети берут в руки карандаш или ручку и «превращают» их расчёску, зубную щетку и т.п.

Выполнение игровых заданий в образе животных и сказочных героев помогает детям лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений при создании образов. Например: "Мокрые котята" или "Злая кошка", "Насос и надувная кукла", "Снежная королева" или "Снеговик". Сюда же относятся импровизации на заданные темы, этюды, работа над выразительностью жестов. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Мимика и жесты помогают не только овладеть эмоциональной стороной речи, но и служат средством психокоррекции детей (помогают раскрепостить зажатого ребёнка, учат выдержке непоседу и т.д.)

Каждый урок чтения начинаю с упражнений для развития речи, дыхания и голоса.

Дыхательные и артикуляционные упражнения ("Зевающая пантера", "Удивленный бегемот", "Горячая картошка", "Колокола" и др.) Дикционные и интонационные упражнения (скороговорки, чистоговорки и т.п.). Творческие игры со словом ("Испорченный телефон", "Снежный ком", "Вкусные слова"и т.п.)

Работая над выразительностью, предлагаю одну и ту же фразу произнести с разной интонацией: весело, грустно, обижено, как мышка или лисичка и т.д.

Благодаря этим упражнениям, совершенствуется речевой аппарат учащегося, активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Хорошим методом минутного отдыха и моментом переключения на новую достаточно сосредоточенную работу на уроке является упражнение «слушаем, что сейчас за окном (в коридоре, в классе, внутри меня)». По услышанным звукам и шорохам дети представляют себе реальные картины и как бы восстанавливают привычный ход мыслей.

На уроках русского языка и чтения при знакомстве с лексическим значением слова предлагаю изобразить с помощью мимики и жестов загаданное слово. Данное упражнение помогает ребёнку глубже понять значение многих слов, сделать речь более эмоциональной.

На уроках природоведения и чтения использую знания детей о повадках животных, об особенностях растений. Например, ученик молча показывает движение белки, особенности поведения зверька в лесу летом, зимой, осенью. А затем сам ученик или ребята комментируют его движения. Данное упражнение развивает наблюдательность, повышает уровень осведомлённости, обогащает личный опыт учащихся. Нравится ребятам упражнения «Зернышко» или «Яйцо». Дети показывают, что может появиться из маленького зернышка или яйца. Эти упражнения нацелены на развитие веры, фантазии, активизируют мыслительную деятельность.

На уроке чтения можно предложить детям сыграть живую картинку, используя иллюстрации к тексту произведения. Более сложный вариант - без использования иллюстраций. Ученики-зрители должны найти слова в тексте, которые точно соотносятся с живой картинкой.

Развивают воображение, пополняют словарный запас, активизируют ассоциативное мышление, развивают быструю реакцию такие игры, как «Волшебная корзинка» (подбор слов на заданную тему), «Сочини сказку», «Расскажи сказку от имени героя», «Придумай диалог" (например, между Колобком и Репкой, Буратино и Незнайкой). В процессе театральных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

В списке театральных упражнений для начальной школы существует серия специальных заданий. «Одно и то же дело делаем по-разному». Каждый ребенок разыгрывает живую картинку, по которой нужно отгадать: кто этот человек, что он делает, где находится.

Например, задание «иди». Возможные варианты:

а) иди по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) иди по горячему песку;

в) иди по палубе корабля;

г) иди по бревну или по узкому мостику;

д) иди по узкой горной тропинке.

Развивают внимание, выдержку, согласованность действий, умение действовать с партнером такие игры, как «Эстафета», «Капитаны», «Как один», «Ай да я!» и др.

Скороговорки - это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах. Например, «фраза по кругу» - дети произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией и громкостью; «главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.

Благодаря театральным упражнениям, я могу влиять на реализацию индивидуально накопленного опыта своих учеников, понять слышали ли они вежливую речь и научить детей её законам: дослушивать того, кто к тебе обратился, отвечать, подумав. На наших занятиях мы учимся культуре речи, учимся общаться друг с другом и с другими людьми, отстаивать своё мнение и уважать чужоё.

Через ролевые игры, тренинги мы знакомимся с правилами поведения в школе, на улице, в общественных местах, учим правила этикета и уважительного отношения к людям.

Итогом этой работы являются такие внеклассные мероприятия как «День матери», «Праздник первой отметки», «Осенины», «Мой край родной», "Под Рождественской звездой", «Новогоднее телеобозрение», "Стояли со взрослыми рядом" и т.п., где учащиеся и выступают в роли ведущих, разыгрывают сценки, исполняют песни и танцы. Готовясь к этим мероприятиям, учащиеся знакомятся с историей своей страны, с обрядами и традициями своего народа. Ребятам нравится подбирать костюмы, гримироваться, репетировать. Знают не только свою роль, но и роль своего товарища. Подсказывают, если кто-то забыл свои слова. Мы каждый год готовим и показываем для родителей, учеников нашей школы музыкальные спектакли: "Кошкин дом», «Питер Пен», «Шоколадная страна», «Доктор Чики», «Зайка-Зазнайка», «Волшебник Ох». Этот учебный год мы закончили показом спектакля «В стране невыученных уроков». Костюмы и декорации дети готовят сами. Это еще больше повышает самоуважение и бережное отношение к труду товарищей, воспитывает чувство гордости за свой класс, школу. Театр учит трудиться и побеждать.

Создание спектакля с детьми - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В наших представлениях принимают участие все ребята. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

Готовясь к нашим мероприятиям, подбираю такой материал, который обогащает жизненный опыт ребёнка, пробуждает интерес к новым знаниям, расширяет творческие возможности каждого ребёнка. Со 2-ого класса включаю ребят в процесс подбора материала и подготовки к нашим мероприятиям. Подбирая материал к викторинам, конкурсам, театрализованным представлениям, дети учатся работать со справочной литературой, расширяют свой кругозор, обогащают словарный запас, т.е. развивают речь. Благодаря этой работе, стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Детей нужно только "зажечь", подвинуть к самотворчеству, а остальное они всё сделают сами и смогут реализовать замысел без постоянной опеки учителя. Готовясь, к КВНам, конкурсам, инсценировкам ребята разбиваются на творческие группы, распределяют роли, подбирают музыку, костюмы, репетируют. Мне остаётся только немного направлять и корректировать работу ребят. Я стараюсь не навязывать ребятам своего мнения, даю им возможность проявить инициативу и творчество. Вовремя подготовки к этим мероприятиям ребята учатся работать в группах, проявляют организаторские способности, пробуют себя в роли режиссёра, постановщика, учатся слушать и слышать друг друга.

Театрализованные представления помогают детям лучше познакомиться с традициями и обрядами нашего народа, воспитывают чувство патриотизма и любви к своей Родине. Мы показали такие представления, как «Осенины», «Под рождественской звездой», «Стояли со взрослыми рядом», «Как хорошо, что есть театр!», «Как на Руси Новый год отмечали»и др.

Дети вместе со своими героями сопереживают, сочувствуют, радуются. Хочется верить, что пропустив через себя чужую боль, ребёнок не захочет причинить боль другому человеку или живому существу.

"По-моему, самое важное - воспитать в маленьком человеке интерес к другим, стремление понять всех, подчас похожих на самого себя, а подчас и не похожих, но достойных внимания живых существ, - писала Н.Сац, основательница Детского Музыкального театра "Синяя птица"

Литература

  1. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - Л.: Искусство, 1967.
  2. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная пресса, 2010.
  3. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001.
  4. Чистякова М. Психогимнастика. - М., 1990.
  5. Уроки театра на уроках в школе./ Сост. А.П.Ершова. - М., 1992.