Педагогический проект: Как научиться считать с помощью интерактивных тренажёров

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (469 кБ)


Предметное направление: математика.

Целевая аудитория: 5-6 класс.

Введение

Вычислять быстро, подчас на ходу - это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись, как в повседневной жизни, так и во время учёбы в школе.

Наблюдения за работой учащихся 5-6 классов, показывают, что учащиеся испытывают трудности в устных вычислениях. А всем известно, какую роль в школьном курсе обучения имеют вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии, черчению и так далее нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления. Решению данной проблемы могли бы помочь тренажёры на компьютере.

Актуальность данного проекта связана с тем, что применение компьютерных тренажёров в школе сдерживается не столько из-за отсутствия технических средств, сколько из-за несовершенства программных средств. Большая часть готовых программ не соответствует школьному дидактическому материалу по предмету или является платными. Поэтому учителю приходится создавать свои интерактивные тренажёры, желательно с использованием стандартных программ, например, приложений Microsoft Office.

Гипотеза проекта состоит в следующем: использование интерактивных тренажёров значительно повысит уровень вычислительных навыков шестиклассников и их познавательный интерес на уроках математики.

1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: создать интерактивные вычислительные тренажёры на выполнение действий с рациональными числами и оценить эффективность их применения на уроках математики в 6 классах.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  • изучить проблемы формирования вычислительных навыков в 5-6 классах;
  • изучить существующие электронные ресурсы по отработке вычислительных навыков;
  • разработать интерактивные вычислительные тренажёры на действия с рациональными десятичными дробями;
  • провести апробацию использования данных тренажёров в 6А классе и оценить их эффективность;
  • провести анкетирование обучающихся и учителей для изучения степени удовлетворенности использования интерактивных тренажёров в системе обучения.

Объектом проекта являются компьютерные тренажёры, как оптимальное средство повышения эффективности и продуктивности обучения.

Предмет проекта - интерактивные тренажёры в программе PowerPoint для повышения уровня вычислительных навыков по математике в 5-6 классах.

Теоретическая значимость проекта состоит в том, что рассмотрено использование компьютерных тренажёров в процессе изучения математики как средства интенсификации развития вычислительных навыков; изучены достоинства и недостатки существующих электронных пособий.

Практическая значимость работы заключается в разработке комплекта интерактивных тренажёров для развития вычислительных навыков по теме «Действия с рациональными числами». Эти материалы могут быть использованы учителями математики для проведения тренинга по данной теме в обучающем режиме и для проведения контроля уровня знаний, а также учениками для повышения своей вычислительной культуры.

2. Процесс реализации проекта

Условия реализации проекта:

а) изучаемая дисциплина - "Математика", раздел «Рациональные числа и действия над ними»

б) тренажёры в программе PowerPoint содержали по 20 вопросов на действия сложения, вычитания, умножения и деления с рациональными десятичными дробями в обучающем режиме;

в) общее количество испытуемых составляло 28 человек 6А класса МБОУ СОШ №4;

г) анализ результатов проводился методом наблюдения, беседы с испытуемыми, их тестированием и анкетированием в течение одного месяца;

д) комплект интерактивных тренажёров был установлен на всех компьютерах, находящихся в кабинете информатике.

Работа над проектом проводилась в три этапа:

  1. На первом этапе, который носил проблемно-поисковый характер, была изучена литература по проблемам вычислительной культуры школьников и исследованы существующие вычислительные тренажёры.
  2. На втором этапе был отобран материал и разработаны интерактивные тренажёры с помощью программы PowerPoint .
  3. На третьем этапе был проведен эксперимент с использованием созданных электронных ресурсов, анализ полученных результатов, оформление материалов проекта.

В современном информационном мире уже трудно представить себе сферу деятельности и производства, которая не требовала бы уверенного и грамотного владения ИКТ. Новая образовательная траектория нацеливает педагога на путь к новому качеству образования. Бурный рост числа электронных ресурсов предоставляет возможность использования их в образовательном процессе. Эффективное применение всей информационно - образовательной среды позволяет повышать качество знаний и умений обучающихся и формировать ключевые компетенции, о которых идет речь в инициативе председателя правительства РФ Медведева Д.А. «Наша новая школа».

2.1. Поиск существующих интерактивных тренажёров

Задача: найти в сети Интернет электронные ресурсы для отработки вычислительных навыков обучающих.

В результате поиска в сети Интернет было обнаружено достаточно небольшое количество электронных ресурсов для отработки вычислительных навыков с рациональными числами, которые можно разделить на следующие группы:

  • интерактивный тренажёр по математике для шестого класса к учебнику А.Г.Мерзляка и др. обеспечивает возможность тренировки ученика в решении всех типов задач и примеров для шестого класса с предложением в каждом типе задач 3-5 вариантов постановки вопроса и неограниченного количества изменений численных значений используемых объектов (входит в электронное учебное пособие к учебникам математики для 5-6 классов);
  • сайт - проект "Математика онлайн", который содержит интерактивный учебник по математике, включающий в себя теоретический материал курса математики 5-6 классов и тренировочные задания по каждой теме;
  • авторские разработки интерактивных тренажёров с рациональными числами учителей математики и информатики.

2.2. Достоинства и недостатки рассмотренных ресурсов

Задача: изучить найденные компьютерные пособия, выявить их достоинства и недостатки для использования в школьном процессе обучения

Ресурсы

Достоинства

Недостатки

Интерактивный тренажёр по математике из электронного пособия к учебнику

Красочное, яркое оформление.
Понятный интерфейс.
Многообразие заданий.

Задания на умножение и деление только с целыми числами, нет десятичных и обыкновенных дробей.

Интерактивный учебник на сайте "Математика онлайн"

Наличие правил.
Тестовые задания разной степени сложности.

Работает только при подключении сети Интернет, что в школьных условиях далеко не всегда доступно.

Авторские разработки интерактивных тренажёров

Большое разнообразие и по содержанию, и по оформлению.

Мало заданий с десятичными положительными и отрицательными числами, почти нет с обыкновенными дробями. Большинство ресурсов на отдельное арифметическое действие.

2.3. Интерактивные вычислительные тренажёры в программе PowerPoint

Задача: разработать вычислительный тренажёр с помощью программы PowerPoint.

В программе PowerPoint в ходе проекта был создан комплект тренажёров по математике для 6 класса на отработку вычислительных навыков с рациональными десятичными дробями. Комплект состоит трех ресурсов обучающего характера:

  • тренажёр из 20 примеров (по 5 примеров на каждое действие) с интерактивными цифровыми клавишами, при верном нажатии на которые в ответе появляется соответствующая цифра, при неверном - клавиша становится серого цвета, что сразу отображает ошибку;
  • тренажёр - пазл из 20 примеров (по 5 примеров на каждое действие) с четырьмя вариантами ответа, при нажатии на верный ответ появляется деталь пазла, неверный ответ - исчезает;
  • тренажёр - раскраска из 20 примеров (по 5 примеров на каждое действие) с тремя вариантами ответа, при нажатии на верный ответ закрашивается часть картинки, неверный ответ - появляется сообщение об ошибке.

3. Ожидаемые результаты проекта

3.1. Результаты апробации созданных тренажёров

Задача: провести занятия с использованием разработанных тренажёров и проанализировать результаты их применения.

Апробация созданных ресурсов проводилась на уроках математики в кабинете информатики, который имеет 14 компьютеров. Исследование проходило в пять этапов, на которых испытуемым была предложена работа на тренажёрах сначала в обучающем режиме, затем - в режиме контроля.

После начала регулярного использования интерактивных материалов, у всех обучаемых было отмечено проявление следующих положительных изменений в поведении:

а) повысилась активность работы на занятии;

б) появился дух состязательности;

в) увеличилось количество положительных эмоций в ходе занятия;

г) усилился интерес к самостоятельной подготовке.

Результаты применения тренажёров говорят о том, что после выполнения заданий на компьютере все показатели обученности шестиклассников по избранной теме стали гораздо лучше:

  • количество неудовлетворительных оценок («1» и «2») с 28% снизилось до 0%;
  • число положительных отметок («4» и «5») отметок с 28% поднялось до 65%, из которых 28% - это оценки отлично «5»;
  • степень обученности учащихся стабильно повышалась с 37% до 65%;
  • качество знаний увеличилось на 38%;
  • успеваемость стала 100%;
  • среднее время выполнения заданий сократилось почти в два раза.

3.2. Результаты анкетирования обучающихся и учителей

Задача: провести анкетирование учащихся 6А класса и учителей для изучения степени удовлетворенности использования интерактивных тренажёров в системе обучения нашей школы.

В ходе реализации проекта было проведено анкетирование (опрошено 28 учеников 6А классов, 10 учителей МБОУ СОШ №4).

Из результатов обработки анкет можно сделать вывод, что:

  • большая часть учителей (70%) часто и постоянно используют в своей работе тренажёры;
  • практически все учителя (95%) считают, что электронные тренажёры высокоэффективны в процессе обучения;
  • 93% обучающимся понравилось заниматься на интерактивных тренажёрах;
  • большинство (86%) учеников считают, что тренажёры помогли им научиться лучше считать.

Заключение

В данной работе рассматривается эффективность применения интерактивных тренажёров по математике как оптимального средства повышения результативности и продуктивности обучения.

Использование тренажёров выполняет следующие взаимосвязанные функции:

  1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний учащегося.
  2. Обучающая функция состоит в мотивировании учащегося к активной работе.
  3. Воспитательная функция проявляется в неизбежности контроля. Это дисциплинирует деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.

Анализ применения созданных в процессе реализации проекта интерактивных тренажёров позволяет сделать вывод, что данные ресурсы:

  • простоты и удобны в использовании,
  • наглядны и интересны для обучающихся,
  • имеют следующие положительные характеристики: проверка большого объема учебного материала; объективность оценки результатов выполненной работы; быстрота проверки выполненной работы; оценивание достаточно большого количества учащихся и т.д.
  • эффективны в процессе обучения: положительная динамика по всем показателям уровня знаний - повышение степени обученности, рост успеваемости, улучшение качества знаний; позитивное отношение участников эксперимента.

Результаты опытного применения разработанного комплекта интерактивных тренажёров подтвердили выдвинутую гипотезу данного проекта об эффективности использования данных ресурсов в учебном процессе.

Практическая значимость проекта заключается в разработке комплекта интерактивных тренажёров для развития вычислительных навыков по теме «Действия с рациональными числами». Эти материалы могут быть использованы учителями математики для проведения тренинга по данной теме в обучающем режиме и для проведения контроля уровня знаний, а также учениками для повышения своей вычислительной культуры.

Дальнейшие перспективы: продолжить работу по созданию и использованию интерактивных тренажёров по математике (например, на действия с рациональными обыкновенными дробями), а также и по другим предметам для эффективности и интенсификации обучения.

Список литературы

  1. Мельникова Н. Развитие вычислительной культуры учащихся // Математика в школе.- 2008.- №18.
  2. Жохов В.И. Математический тренажёр. 6 класс: пособие для учителей и учащихся. М.: Мнемозина, 2012г.
  3. Минаева С. Формирование вычислительных умений в основной школе // Математика в школе - 2008 год. - № 2.
  4. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Просвещение, 2006.
  5. Фотина И. В. Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления. Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5-6 класс / Сост. Л.П.Попова. М.: ВАКО, 2012
  7. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. М.: Академкнига, 2010
  8. Жохов В.И., Чесноков А.С, Шварцбурд С.И. - М.: Мнемозина, 2008
  9. Жохов В.И., Митяева И.М. Математические диктанты. 5-6 класс: пособие для учителей и учащихся, М.: Мнемозина, 2010
  10. Струнникова Э.П., Мельникова Н.И. // Устный счет. - 2007 год. - № 3. - с. 18
  11. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся 5-9 классов // Математика. - 2004 год. - № 35. - с. 3
  12. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика. - 2004 год. - № 36. - с. 2