Предметное направление: математика.
Целевая аудитория: 5-6 класс.
Введение
Вычислять быстро, подчас на ходу - это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись, как в повседневной жизни, так и во время учёбы в школе.
Наблюдения за работой учащихся 5-6 классов, показывают, что учащиеся испытывают трудности в устных вычислениях. А всем известно, какую роль в школьном курсе обучения имеют вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии, черчению и так далее нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления. Решению данной проблемы могли бы помочь тренажёры на компьютере.
Актуальность данного проекта связана с тем, что применение компьютерных тренажёров в школе сдерживается не столько из-за отсутствия технических средств, сколько из-за несовершенства программных средств. Большая часть готовых программ не соответствует школьному дидактическому материалу по предмету или является платными. Поэтому учителю приходится создавать свои интерактивные тренажёры, желательно с использованием стандартных программ, например, приложений Microsoft Office.
Гипотеза проекта состоит в следующем: использование интерактивных тренажёров значительно повысит уровень вычислительных навыков шестиклассников и их познавательный интерес на уроках математики.
1. Цели и задачи проекта
Цель проекта: создать интерактивные вычислительные тренажёры на выполнение действий с рациональными числами и оценить эффективность их применения на уроках математики в 6 классах.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
- изучить проблемы формирования вычислительных навыков в 5-6 классах;
- изучить существующие электронные ресурсы по отработке вычислительных навыков;
- разработать интерактивные вычислительные тренажёры на действия с рациональными десятичными дробями;
- провести апробацию использования данных тренажёров в 6А классе и оценить их эффективность;
- провести анкетирование обучающихся и учителей для изучения степени удовлетворенности использования интерактивных тренажёров в системе обучения.
Объектом проекта являются компьютерные тренажёры, как оптимальное средство повышения эффективности и продуктивности обучения.
Предмет проекта - интерактивные тренажёры в программе PowerPoint для повышения уровня вычислительных навыков по математике в 5-6 классах.
Теоретическая значимость проекта состоит в том, что рассмотрено использование компьютерных тренажёров в процессе изучения математики как средства интенсификации развития вычислительных навыков; изучены достоинства и недостатки существующих электронных пособий.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекта интерактивных тренажёров для развития вычислительных навыков по теме «Действия с рациональными числами». Эти материалы могут быть использованы учителями математики для проведения тренинга по данной теме в обучающем режиме и для проведения контроля уровня знаний, а также учениками для повышения своей вычислительной культуры.
2. Процесс реализации проекта
Условия реализации проекта:
а) изучаемая дисциплина - "Математика", раздел «Рациональные числа и действия над ними»
б) тренажёры в программе PowerPoint содержали по 20 вопросов на действия сложения, вычитания, умножения и деления с рациональными десятичными дробями в обучающем режиме;
в) общее количество испытуемых составляло 28 человек 6А класса МБОУ СОШ №4;
г) анализ результатов проводился методом наблюдения, беседы с испытуемыми, их тестированием и анкетированием в течение одного месяца;
д) комплект интерактивных тренажёров был установлен на всех компьютерах, находящихся в кабинете информатике.
Работа над проектом проводилась в три этапа:
- На первом этапе, который носил проблемно-поисковый характер, была изучена литература по проблемам вычислительной культуры школьников и исследованы существующие вычислительные тренажёры.
- На втором этапе был отобран материал и разработаны интерактивные тренажёры с помощью программы PowerPoint .
- На третьем этапе был проведен эксперимент с использованием созданных электронных ресурсов, анализ полученных результатов, оформление материалов проекта.
В современном информационном мире уже трудно представить себе сферу деятельности и производства, которая не требовала бы уверенного и грамотного владения ИКТ. Новая образовательная траектория нацеливает педагога на путь к новому качеству образования. Бурный рост числа электронных ресурсов предоставляет возможность использования их в образовательном процессе. Эффективное применение всей информационно - образовательной среды позволяет повышать качество знаний и умений обучающихся и формировать ключевые компетенции, о которых идет речь в инициативе председателя правительства РФ Медведева Д.А. «Наша новая школа».
2.1. Поиск существующих интерактивных тренажёров
Задача: найти в сети Интернет электронные ресурсы для отработки вычислительных навыков обучающих.
В результате поиска в сети Интернет было обнаружено достаточно небольшое количество электронных ресурсов для отработки вычислительных навыков с рациональными числами, которые можно разделить на следующие группы:
- интерактивный тренажёр по математике для шестого класса к учебнику А.Г.Мерзляка и др. обеспечивает возможность тренировки ученика в решении всех типов задач и примеров для шестого класса с предложением в каждом типе задач 3-5 вариантов постановки вопроса и неограниченного количества изменений численных значений используемых объектов (входит в электронное учебное пособие к учебникам математики для 5-6 классов);
- сайт - проект "Математика онлайн", который содержит интерактивный учебник по математике, включающий в себя теоретический материал курса математики 5-6 классов и тренировочные задания по каждой теме;
- авторские разработки интерактивных тренажёров с рациональными числами учителей математики и информатики.
2.2. Достоинства и недостатки рассмотренных ресурсов
Задача: изучить найденные компьютерные пособия, выявить их достоинства и недостатки для использования в школьном процессе обучения
Ресурсы
|
Достоинства |
Недостатки |
Интерактивный тренажёр по математике из электронного пособия к учебнику |
Красочное, яркое оформление.
|
Задания на умножение и деление только с целыми числами, нет десятичных и обыкновенных дробей. |
Интерактивный учебник на сайте "Математика онлайн" |
Наличие правил.
|
Работает только при подключении сети Интернет, что в школьных условиях далеко не всегда доступно. |
Авторские разработки интерактивных тренажёров |
Большое разнообразие и по содержанию, и по оформлению. |
Мало заданий с десятичными положительными и отрицательными числами, почти нет с обыкновенными дробями. Большинство ресурсов на отдельное арифметическое действие. |
2.3. Интерактивные вычислительные тренажёры в программе PowerPoint
Задача: разработать вычислительный тренажёр с помощью программы PowerPoint.
В программе PowerPoint в ходе проекта был создан комплект тренажёров по математике для 6 класса на отработку вычислительных навыков с рациональными десятичными дробями. Комплект состоит трех ресурсов обучающего характера:
- тренажёр из 20 примеров (по 5 примеров на каждое действие) с интерактивными цифровыми клавишами, при верном нажатии на которые в ответе появляется соответствующая цифра, при неверном - клавиша становится серого цвета, что сразу отображает ошибку;
- тренажёр - пазл из 20 примеров (по 5 примеров на каждое действие) с четырьмя вариантами ответа, при нажатии на верный ответ появляется деталь пазла, неверный ответ - исчезает;
- тренажёр - раскраска из 20 примеров (по 5 примеров на каждое действие) с тремя вариантами ответа, при нажатии на верный ответ закрашивается часть картинки, неверный ответ - появляется сообщение об ошибке.
3. Ожидаемые результаты проекта
3.1. Результаты апробации созданных тренажёров
Задача: провести занятия с использованием разработанных тренажёров и проанализировать результаты их применения.
Апробация созданных ресурсов проводилась на уроках математики в кабинете информатики, который имеет 14 компьютеров. Исследование проходило в пять этапов, на которых испытуемым была предложена работа на тренажёрах сначала в обучающем режиме, затем - в режиме контроля.
После начала регулярного использования интерактивных материалов, у всех обучаемых было отмечено проявление следующих положительных изменений в поведении:
а) повысилась активность работы на занятии;
б) появился дух состязательности;
в) увеличилось количество положительных эмоций в ходе занятия;
г) усилился интерес к самостоятельной подготовке.
Результаты применения тренажёров говорят о том, что после выполнения заданий на компьютере все показатели обученности шестиклассников по избранной теме стали гораздо лучше:
- количество неудовлетворительных оценок («1» и «2») с 28% снизилось до 0%;
- число положительных отметок («4» и «5») отметок с 28% поднялось до 65%, из которых 28% - это оценки отлично «5»;
- степень обученности учащихся стабильно повышалась с 37% до 65%;
- качество знаний увеличилось на 38%;
- успеваемость стала 100%;
- среднее время выполнения заданий сократилось почти в два раза.
3.2. Результаты анкетирования обучающихся и учителей
Задача: провести анкетирование учащихся 6А класса и учителей для изучения степени удовлетворенности использования интерактивных тренажёров в системе обучения нашей школы.
В ходе реализации проекта было проведено анкетирование (опрошено 28 учеников 6А классов, 10 учителей МБОУ СОШ №4).
Из результатов обработки анкет можно сделать вывод, что:
- большая часть учителей (70%) часто и постоянно используют в своей работе тренажёры;
- практически все учителя (95%) считают, что электронные тренажёры высокоэффективны в процессе обучения;
- 93% обучающимся понравилось заниматься на интерактивных тренажёрах;
- большинство (86%) учеников считают, что тренажёры помогли им научиться лучше считать.
Заключение
В данной работе рассматривается эффективность применения интерактивных тренажёров по математике как оптимального средства повышения результативности и продуктивности обучения.
Использование тренажёров выполняет следующие взаимосвязанные функции:
- Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний учащегося.
- Обучающая функция состоит в мотивировании учащегося к активной работе.
- Воспитательная функция проявляется в неизбежности контроля. Это дисциплинирует деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Анализ применения созданных в процессе реализации проекта интерактивных тренажёров позволяет сделать вывод, что данные ресурсы:
- простоты и удобны в использовании,
- наглядны и интересны для обучающихся,
- имеют следующие положительные характеристики: проверка большого объема учебного материала; объективность оценки результатов выполненной работы; быстрота проверки выполненной работы; оценивание достаточно большого количества учащихся и т.д.
- эффективны в процессе обучения: положительная динамика по всем показателям уровня знаний - повышение степени обученности, рост успеваемости, улучшение качества знаний; позитивное отношение участников эксперимента.
Результаты опытного применения разработанного комплекта интерактивных тренажёров подтвердили выдвинутую гипотезу данного проекта об эффективности использования данных ресурсов в учебном процессе.
Практическая значимость проекта заключается в разработке комплекта интерактивных тренажёров для развития вычислительных навыков по теме «Действия с рациональными числами». Эти материалы могут быть использованы учителями математики для проведения тренинга по данной теме в обучающем режиме и для проведения контроля уровня знаний, а также учениками для повышения своей вычислительной культуры.
Дальнейшие перспективы: продолжить работу по созданию и использованию интерактивных тренажёров по математике (например, на действия с рациональными обыкновенными дробями), а также и по другим предметам для эффективности и интенсификации обучения.
Список литературы
- Мельникова Н. Развитие вычислительной культуры учащихся // Математика в школе.- 2008.- №18.
- Жохов В.И. Математический тренажёр. 6 класс: пособие для учителей и учащихся. М.: Мнемозина, 2012г.
- Минаева С. Формирование вычислительных умений в основной школе // Математика в школе - 2008 год. - № 2.
- Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Просвещение, 2006.
- Фотина И. В. Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления. Волгоград: Учитель, 2011.
- Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5-6 класс / Сост. Л.П.Попова. М.: ВАКО, 2012
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. М.: Академкнига, 2010
- Жохов В.И., Чесноков А.С, Шварцбурд С.И. - М.: Мнемозина, 2008
- Жохов В.И., Митяева И.М. Математические диктанты. 5-6 класс: пособие для учителей и учащихся, М.: Мнемозина, 2010
- Струнникова Э.П., Мельникова Н.И. // Устный счет. - 2007 год. - № 3. - с. 18
- Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся 5-9 классов // Математика. - 2004 год. - № 35. - с. 3
- Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика. - 2004 год. - № 36. - с. 2