Контрольно-измерительные материалы по предмету "Экология"

Разделы: Экология


Пояснительная записка

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации предназначены для оценки качества освоения обучающимися программы учебной дисциплины Экология (обязательная аудиторная нагрузка - 36 час), входящей в общеобразовательный цикл ОПОП.

Задания подготовлены по основным разделам программы учебной дисциплины:

  • Экология как научная дисциплина
  • Среда обитания человека и экологическая безопасность
  • Концепция устойчивого развития
  • Охрана природы

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта за счет времени, отведенного на данную учебную дисциплину. Время выполнения - 90 минут.Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых содержит инструкцию по выполнению, критерии оценки, 25 заданий разного уровня.

В заданиях 1-12 следует выбрать один правильный ответ (за правильный ответ - 1 балл). Задания 13-15 требуют записи пропущенных слов (за правильный ответ - 1 балл). В заданиях 16-17 нужно установить соответствие между содержанием первого и второго столбца (максимальное количество баллов - 3). В заданиях 18-19 нужно продолжить запись определения понятия (за правильный ответ - 2 балла). Задания 20-25 требуют записи развернутого ответа, своих примеров, высказывания своего мнения (2 балла - задание выполнено на 50%, 4 баллов - задание выполнено правильно). Максимальное количество баллов - 45.

Результаты дифференцированного зачета фиксируются в журнале теоретического обучения.

Критерии оценки заданий:

  • «5» - 41 - 45 баллов
  • «4» - 36 - 40 баллов
  • «3» - 32 - 35 баллов
  • «2» - менее 32 баллов

Вариант 1

Инструкция

На выполнение зачетной работы отводится 90 минут. Работа состоит из 25 заданий разного уровня. Каждое задание оценивается в баллах, максимальное количество баллов - 45.

В заданиях 1-12 следует выбрать один правильный ответ (за правильный ответ - 1 балл). Задания 13-15 требуют записи пропущенных слов (за правильный ответ - 1 балл). В заданиях 16-17 нужно установить соответствие между содержанием первого и второго столбца (максимальное количество баллов - 3). В заданиях 18-19 нужно продолжить запись определения понятия (за правильный ответ - 2 балла). Задания 20-25 требуют записи развернутого ответа, своих примеров, высказывания своего мнения (2 балла - задание выполнено на 50%, 4 баллов - задание выполнено правильно).

Критерии оценки заданий:

  • «5» - 41 - 45 баллов
  • «4» - 36 - 40 баллов
  • «3» - 32 - 35 баллов
  • «2» - менее 32 баллов

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Часть 1. Выберите один правильный ответ

1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука
1) систематика
2) зоология
3) ботаника
4) экология

2. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют
1) видовое разнообразие
2) биоценоз
3) биомасса
4) популяция

3. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют
1) хемотрофы
2) продуцентами
3) редуцентами
4) автотрофами

4. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)
1) биомасса
2) видовое разнообразие
3) плотность популяции
4) все перечисленное

5. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются
1) консументами
2) продуцентами
3) редуцентами
4) гетеротрофами

6. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы
1) пирамида численности
2) экологическая пирамида
3) пирамида энергии
4) пирамида массы

7. Самая низкая биомасса растений и продуктивность
1) в степях
2) в тайге
3) в тропиках
4) в тундре

8. Сигналом к сезонным изменениям является
1) температура
2) длина дня
3) количество пищи
4) взаимоотношения между организмами

9. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением устойчивости сообщества, называется
1) сукцессией
2) флуктуацией
3) климаксом
4) интеграцией

10.Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе
1) антропогенные и абиотические
2) антропогенные и биотические
3) абиотические и биотические
4) нет верного ответа

11.Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется
1) экологической борьбой
2) экологическими последствиями
3) экологической ситуацией
4) экологическим мониторингом

12. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а также используемые для отдыха и в культурных целях
1) заповедник
2) заказник
3) ботанический сад
4) национальный парк

Часть 2

В заданиях 13-15 вставьте пропущенные слова:

13. Лес, луг, озеро - примеры ______ экосистем

14. Описание полового и возрастного состава популяций называют ________

15. Гумус - органическое вещество ________

В заданиях 16-17 найдите соответствие:

16. Основные среды жизни

Примеры обитателей сред жизни

1) водная
2) живые организмы
3) наземно-воздушная

а) насекомые
б) паразиты
в) кальмары

17. Биотические связи

Примеры организмов

1) прямые
2) взаимовыгодные
3) нейтральные

а) землеройка, горностай
б) синица, мышь
в) цветок, пчела

В заданиях 18-19 дайте определение термина:

18. Ареал - …

19. Симбиоз - …

Часть 3. Для ответов на задания 21-25 запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ к нему:

20. Опишите с помощью примеров негативные последствия для природных экосистем, возникающие вследствие загрязнения природы теплом.

21. В чем причина массовых миграций животных?

22. Приведите пример цепи питания, начинающейся с растений.

23. Приведите примеры деятельности людей, приводящих к сменам различных биоценозов.

24. Приведите примеры применения закона оптимума.

25. Перечислите процессы, происходящие в популяциях.

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

Вариант 1

№ вопроса

Правильный вариант ответа

Кол-во баллов

Ч. 1

За правильный ответ - 1 балл

1

4

1

2

2

1

3

3

1

4

3

1

5

2

1

6

1

1

7

4

1

8

2

1

9

1

1

10

3

1

11

4

1

12

4

1

Ч. 2

за правильный ответ - 1 балл

13

природных

1

14

демографией

1

15

почвы

1

максимальное количество баллов - 3

16

1-в, 2-б, 3-а

3

17

1-а, 2-в, 3-б

3

за правильный ответ - 2 балла

18

общая территория, занимаемая определенным видом

2

19

тесное взаимовыгодное сожительство разных видов

2

Ч. 3

2 балла - задание выполнено на 50%, 4 баллов - задание выполнено правильно

21

4

22

4

23

4

24

4

25

4

Часть 3

Предполагаемые ответы:

20. Вредные вещества, например неочищенные сточные воды, отбросы, выхлопные газы, радиоактивные вещества, попав в экосистему, не исчезают бесследно. Например, тяжелые металлы передаются из растений корове, оттуда в молоко, а с молоком человеку. Инсектициды поступают с отравленными насекомыми в насекомоядную рыбу, а затем к человеку или птице, съевшей эту рыбу.

21.
1. Недостаток или отсутствие кормовой базы
2. Инстинкт миграции в период размножения.
3. Интенсивное размножение (увеличение) численности вида.
4. Природные катаклизмы (наводнение и др.)

22. Растения - гусеницы - насекомоядные птицы - хищные птицы

23. Вырубка леса, осушение и обводнение земель, выработка торфяников, прокладка дорог и т.д.

24. Растение недотрога вянет, если воздух не насыщен водяными парами, а ковыль хорошо переносит изменения влажности и не погибает даже в засуху. Уменьшение и усиление воздействия за пределами этой меры ведет к гибели организмов.

25. Рождаемость, смертность, вселение (иммиграция), выселение (эмиграция).

См. продолжение статьи