Сценарий познавательно-игровой программы "История про Петю и книжки"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 1, 2

Ключевые слова: неделя детской книги


Подготовка. Программа подготовлена для учащихся 1-2 классов к неделе Детской книги. Роли ведущих, жителей, историков и помощников исполняют 5-тиклассники. Ученики младших классов разделены на 4 команды, сидят за столами.

Ведущий.

В одной обычной школе,
Обычные где дети.
В четвертом классе, что ли,
Учился мальчик Петя.

Песенка про Петю. (на мотив песни И.Дунаевского "Ой, цветет калина…")

Жил на свете Петя,
В руки книг не брал,
Не читал ни строчки,
Букв совсем не знал.

Рвал из книг страницы,
В книжках рисовал -
Так всё время Петя
Книги обижал.

Вырос он Незнайкой,
Даже пару строк,
Собственное имя
Прочитать не мог.

И в четвёртом классе
С горем пополам
"Мама мыла раму"
Шепчет по слогам!

Нам пришлось, ребята,
Эту песню спеть,
Чтоб поменьше было
Вот таких вот Петь!

Чтоб читали книги,
Чтоб любили их,
Чтоб вы их ценили,
Как друзей своих!

Ведущий.

А как же он учился?
По честному - неважно,
Но случай с ним случился
Загадочный однажды.

На экране видеосюжет.

В классе учительница и ученик.

Учитель. Петя, почему твои книги в таком состоянии: испачканы, порваны?

Петя. Светлана Валентиновна, ну что вы так переживаете из-за каких-то бумажек. И вообще это прошлый век! Вот электронная книга - это круто!

Учитель. Ты так думаешь? Ну что же, придётся, видно, отправить тебя в Книжкино царство.

Гаснет свет. На экране появляются яркие круги, спирали, звучит волшебная музыка. Включается свет на сцену выходит Светлана Валентиновна и Петя.

Петя (удивленно). Куда это мы попали?

Учитель. Попали мы с тобой, Вася, в Книжкино царство. А вот и жители этого чудесного царства.

Появляются жители царства.

Житель 1. Да уж, Петю мы хорошо знаем, натерпелись мы от него. Пока не выполнишь наши задания, обратно не вернёшься.

Житель 2. А справиться с нашими заданиями сможет лишь тот, кто дружит с книгами и умеет с ними обращаться.

Петя (обращаясь к ребятам). Ребята, поможете мне выполнить задания, а то я отсюда никогда не выберусь.

Житель 1. Чтобы справиться с заданиями, нужно внимательно слушать наших помощников - историков. Готовы? Ну, тогда в путь.

Житель 2. Но чтобы попасть в наше царство, отгадайте загадку:

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)

Книга - удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие-то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на эти таинственные знаки, и вдруг книга на­чинает с нами говорить.

Звучит весёлая музыка. Открывается на экране книга. Выходят историки.

Историк 1. Кто же придумал книгу? Никто. Такого человека просто не существует. Ведь люди с незапамятных времен рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что знали, только вот записывать все это научились не сразу. Но вот появились буквы. Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах... А еще они записывали то, что знали и умели сами. Так появились книги.

Петя. А на чем же писали книги? Ведь в древней­шие времена не было бумаги.

Историк 2.В седой древности материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события.

Каменная книга высечена на стенах храма в Фивах. Это древняя летопись, каменные страницы которой достигают 40 метров в ширину.

В древней Ассирии царь Ашшурбанипал собрал огромную библиотеку глиняных книг, сделанных в виде табличек. Глиняные книги - самые древние и совсем не похожи на современные. На еще влажной глине писец выдавливал острой палочкой слова-значки. Потом глиняную табличку сушили и обжигали. Каждая плитка - страница была размером и толщиной примерно с книгу. Хранили гли­няные книги в деревянных ящиках.

Конкурс «Глиняные книги»

Нужно написать своё имя на дощечке, покрытой пластилином.

Помощники выносят и раскладывают на столах: дощечки, покрытые пластилином, заостренные палочки.

Историк 3. История знает и деревянные и золотые книги. Деревянная книга появилась примерно в I веке нашей эры. Она изготавливалась так: на страницы - дощечки наливали расплавленный воск и, пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску писали острой палочкой. Несколько дощечек соединяли шнурком в книжечку.

Золотую книгу обнаружили американские археологи, проводившие раскопки в Шри- Ланке. Страницы ее изготовлены из чистого золота. На драгоценных листах выгравирован текст одной из древне-индийских поэм.

Историк 4. В древней Индии материалом для первых книг служили пальмовые листья.

В Египетском царстве книги делали из речного тростника - папируса. Сгибать папирусный лист было нельзя: он ломался, поэтому его хранили в свитках. Некоторые папирусные свитки достигали удивительной длины (наибольшая длина - около 45 м), и пользоваться ими было неудобно. Не то, что обычными книгами, где листаешь страницы. Длинную папирусную книгу накручивали на палоч­ку и хранили в кожаном футляре.

Конкурс «Свитки»

Составить пословицу, склеить листы в ленту.

Когда пословицы собраны, представители каждой команды на скорость закручивают бумажную ленту на палочку.

1. Хлеб питает тело, а книга - разум.

2. Золото добывают из земли, а знания - из книг.

3. Хорошая книга ярче звездочки светит.

4. Книгу читаешь, как на крылья летаешь.

Помощники раскладывают на столах: наборы листов, на которых записаны слова пословиц, палочки. Если у команд возникают затруднения, помощники помогают справиться с заданием.

Петя. Да, в таких книгах страницы не порвёшь, не порисуешь рожицы.

Историк 5. На смену папирусу пришел новый писчий материал - ПЕРГАМЕНТ.

В древнем Пергамском государстве его выделывали из шкур животных.На большую книгу в 300 листов уходило 150 шкур. Большой лист пергамента сгибали, получался «тетрадион», означающий «лист, сложенный вчетверо». Если текст книги не помещался в один «тетрадион», то продолжали писать на втором, третьем, затем их сшивали. К сожалению, пергаментные листы быстро изнашивались, поэтому «тетрадионы» стали защищать деревянными крышками. Так появился первый переплет. Если книга предназначалась богатым людям, то ее украшали бархатом и драгоценными камнями, уголки крышек делали из серебра или золота. Хранились такие книги в монастырях и замках.

Конкурс «Тетрадион»

По сигналу участники каждой команды по очереди подбегают к своему столику, складывают лист бумаги вчетверо, затем все листы складывают в одну книгу.

Историк 6. В XI веке на Руси появились берестяные книги. Такие книги назывались берестяные грамоты. Для изготовления таких книг брали бересту, кипятили её, соскабливали внутренний слой коры, обрезали по краям, придавая форму. После этой обработки, береста становилась мягкой, эластичной. На ней писали острым железным или костяным стержнем с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Стерженёк подвешивали к поясу.

Конкурс «Берестяная грамота»

На кусочке бересты нужно написать слово.

Помощники выдают каждому участнику кусок бересты и заострённую деревянную палочку.

Историк 7. Во 2 в.н.э. в Китае изобрели БУМАГУ. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Долгое время технология изобретения бумаги держалась китайскими мастерами в секрете. От места создания до ведущих стран Европы и России бумага «шла» несколько столетий.

Историк 8. В разных странах стали создавать целые мастерские по изданию книг. Работа эта считалась очень важной и почетной. Первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художники заполняли страницы рисунками. Причудливым штрихом писали заголовок. Затем книгу «одевали» в переплет, украшали серебром и драгоценными камнями. Книги были подлинными произведениями искусства. Представляете, сколько уходило труда и времени на то, чтобы аккуратно и красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки! Работа продвигалась медленно. На изготовление одной книги уходило 5-7 лет. Писали писцы гусиными перьями.

Историк 9. И вот в XV веке немец Иоганн Гутенберг придумал металлические буквы, из которых набирал текст, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск на бумаге.

Дверь его маленькой мастерской была постоянно закрыта. В загадочном полумраке тяжело скрипела, вздыхала машина. Свое великое открытие он осуществлял и обдумывал в течение 10 лет, не посвящая никого в него, кроме ближайших компаньонов.

А первую печатную типографию в Москве открыл Иван Федоров.

Конкурс "Печатники"

Каждая команда получает наборы из 5 букв. Выбирают "наборщика". Наборщик должен построить остальных ребят так, чтобы из этих букв получилось слово. Например, слова: буква, ручка, пенал, школа.

Историк 10. Много веков прошло, прежде чем книга приобрела привычный для нас вид. Много усилий требуется от них, чтобы книга стала красивой и интересной.

Одной из самых крупных книг является географический атлас весом в 250 килограммов, созданный три века назад в Германии. А теперь попытайтесь представить себе маковое зернышко. И вот есть книга с него размером. В ней на 30 страницах по 250 букв на каждой плюс 3 иллюстрации. Омский художник Анатоль Конеко разместил в ней рассказ А.П.Чехова.

Историк 11. Чтобы родилась книга, нужен труд лесорубов, писателей, художников, редакторов, печатников. Много усилий требуется от них, чтобы книга стала красивой интересной. Начинается работа в типографии, где должны напечатать книги. За дело берутся наборщики, печатники, переплетчики.

"Песня про создание книги" (на мотив песни В. Богатырёва "Про варенье" из мультфильма "Маша и медведь").

Книги в жизни все читают,
Книга каждому нужна.
Но не все, однако, знают,
Как рождается она.

Сочиняет книгу автор,
Сказку пишет или быль.
Проверяет всё редактор:
И грамматику и стиль.

Текст наборщик набирает
И в печать потом сдает.
Оформитель украшает,
Переплетчик книжку шьет.

Сделать книгу сложно очень
И запомните, друзья,
Чтоб была вам книга в помощь,
Обижать её нельзя!
Петя. Теперь я понял, как создаются книги. Сколько людей принимают участие в создании книги.

Житель 1. Да, люди многих профессий создают книги. Но сегодня мы поговорим лишь об одной из этих профессий, художнике-оформителе.

Житель 2. Посмотри, Петя, на эти две книги (показать одну книгу с красивыми иллюстрациями, а другую без иллюстраций), какую из них ты возьмешь почитать?

Петя. Конечно, книгу с картинками, она красиво оформлена.

Житель 1. Чтобы книга была интереснее, чтобы вам захотелось дочитать ее до конца, чтобы вы не только читали о жизни героев, но и видели этих героев перед собой, для этого потрудились над книгой художники.

Житель 2. Каждый художник по-своему показывает героев, события, происходящие в сказках. Во многих детских книгах художник является как бы вторым автором. Мы не представляем себе Буратино, Незнайку, иначе, чем нарисовали их художники.

Житель 1. А вы не желаете выступить в роли художников-иллюстраторов? Сейчас вы узнаете, легко ли иллюстрировать книги.

Конкурс «Художники-иллюстраторы»

Каждая команда получает раскраску с изображением Незнайки и набор цветных карандашей. Нужно правильно раскрасить литературного героя.

Житель 2. Посмотрите на Незнайку. Обратите внимание, верно ли подобрали цвета игроки? А давайте прочитаем описание Незнайки в книге:

«...Незнайка носил яркую, голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком...»

Житель 1. Так вот, прежде чем взяться иллюстрировать книгу необходимо ее... прочитать. Прочитав книгу, у художника создается определенный образ того или иного героя и, конечно же, нельзя отступать от того, каким героя видит сам автор произведения. Н.Носов именно таким видел Незнайку и художник, соответственно, его нарисовал также.

Танец "Художник и краски" (Песня "Мы рисуем" сл. и муз. А.Петряшевой)

Петя. Спасибо вам, уважаемые жители Книжкина царства! Вы с ребятами научили меня, как надо относиться к книгам.

Выходят все участники праздника.

Финальная песня-танец (на мотив песни М.Минкова "Мы пришли сегодня в порт")

Никаких секретов нет,
Никаких секретов нет,
Никаких секретов нет,
Всё, что знает белый свет,
Всё, что знает белый свет,
Всё, что знает белый свет,
Вам узнать совсем не трудно,
Вам узнать совсем не трудно,
Есть у вас надежный друг,
Заглянуть в него лишь нужно,
Заглянуть в него лишь нужно,
Всё откроется вокруг!

Вот книгу открываете,
Читать лишь начинаете -
И сразу вам ужасно интересно!
Про зверей и про моря,
Про зверей и про моря,
Про зверей и про моря,
Что хранит в себе Земля,
Что хранит в себе Земля,
Что хранит в себе Земля,
И про рыцарей отважных,
И про рыцарей отважных,
Без нее узнать нельзя,
Дел пускай так много важных,
Дел пускай так много важных,
Будьте с книгою друзья!

Вот книгу открываете,
Читать лишь начинаете -
И сразу вам ужасно интересно!

В руках некоторых участников праздника появляются плакаты с буквами.

Дети выкладывают слова "Берегите книги!"

Список литературы

  1. Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы/ М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. - 160 с. - (Школа).
  2. И.Павлов Про твою книгу /Ленинград Д.Л. 1991.111с., ил.
  3. Дацкевич, В. Как делают книгу: фотокнижка / В. Дацкевич; фотографии автора. - М.: Детская литература, 1987. - 24 с.: ил.
  4. Дьяченко, Н.П. Рождение книги / Н.П.Дьяченко; худож. Ю.С.Белопольский - М.: Просвещение, 1990. - 111 с.: ил. - (О профессиях, производстве и людях труда). - ISBN 5-09-001451-5.
  5. Ильин, М. Сто тысяч почему. Который час? Черным по белому / М.Ильин; предисл. и коммент. В.Ковичева; рис. Н.Лапшина; оформл. и макет В.Булатовой. - Л.: Дет. лит., 1989. - С. 143-215.
  6. Резник Ф.Э. Тексты песен.