Психологическое сопровождение выпускников в период подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) является необходимым направлением работы педагога-психолога образовательной организации.
На сегодняшний день имеется достаточное количество материалов, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к ГИА. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к испытанию. Между тем, при отсутствии психологической подготовки, нередко бывает так, что выпускник знает предмет, умеет решать те или иные задачи, но в итоге не справляется с экзаменационными заданиями, поскольку не уверен в своих силах, не умеет управлять своими эмоциями, не умеет контролировать и регулировать свою деятельность, не владеет навыками, определяемыми особенностями процедуры ГИА.
В СП МБОУ СОШ №3 г. Алагира работа по психологическому сопровождению подготовки обучающихся 9-11 классов к ГИА, ведется в соответствии с планом работы педагога-психолога по данной проблематике, а так же программой «Готовимся к экзаменам с интересом», цель которой: формирование психологической готовности обучающихся 9-11 классов к сдаче ГИА, через тренировку навыков саморегуляции, при помощи методов арт-терапии и тренинговых занятий.
План работы по психологическому сопровождению подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ разработан по следующим направлениям:
- диагностическое
- коррекционно-развивающее
- консультационное
- просветительское
- экспертное
Программа «Готовимся к экзаменам с интересом» включает в себя четыре этапа:
- вхождение в мир ОГЭ и ЕГЭ
- работа с родителями
- основной этап ( самопознание; стресс, как ресурс; мотивация на успех)
- закрепляющий этап
Программа «Готовимся к экзаменам с интересом» рассчитана на 10 занятий по 45 минут. Режим занятий 1 раз в неделю. Срок реализации программы - 3 месяца (январь, февраль, март).
С начала 2020/2021 учебного года в ОУ был реализован следующий план мероприятий:
- проведено коррекционно-развивающее занятия в форме тренинга, на тему «Позитивный стресс». Цель которого, выстроить у обучающихся объективное отношение к стрессу и конструктивное решение выхода из стрессовых ситуаций. В процессе занятий реализуются диагностические инструментарии, проективные методики, тесты-опросники, методы наблюдения, арт-технологии и элементы сказкотерапии.
- проведено 14 индивидуальных консультации с обучающимися (преимущественно 9-й класс), 3 групповых беседы по проблеме подготовки к ОГЭ и ЕГЭ,
В школе организован консультативный пункт, каждый четверг с 15:00 до 17:30, для родителей и обучающихся по проблемам, связанных со сдачей ГИА.
В период с 13.01.2021г. по 18.02.2021г. мною были проведены диагностические мероприятия в учебных группах 9, 11 классов по выявлению уровня сформированности у обучающихся информационной, регулятивной и эмоциональной готовности к ГИА.
Гипотеза исследования: социально-психологическая готовность обучающихся к ГИА - это сложный многофакторный процесс, в ходе которого подросткам необходимо приобрести умения осуществлять ведущую деятельность в новых, отличных от обучения в ОУ условиях (другая школа, незнакомые преподаватели, ограниченные временные промежутки выполнения заданий и т.п.). Признаками успешной готовности будут являться не только удовлетворительное усвоение программного материала, но и стабильно положительное эмоциональное состояние в процессе ГИА.
Цели и задачи исследования:
- определить уровень осведомленности обучающихся о процедурных вопросах сдачи ЕГЭ и ОГЭ;
- выявить уровень самоорганизации и самоконтроля обучающихся;
- выявить уровень экзаменационной тревожности в учебных группах;
- выявить обучающихся «группы риска» ( с недостаточным уровнем психологической готовности к ГИА);
- разработать систему психологической помощи обучающимся, классным руководителям, учителям-предметникам, специалистам, администрации.
Предмет исследования: эмоционально-мотивационная сфера личности подростков.
Объект исследования: обучающиеся учебных групп 9, 11 классов.
Оцениваемые УУД: регулятивные, личностные
Методы исследования: тестирование, статистический анализ
Описание методики исследования: анкета «Самооценка психологической готовности к ГИА» (модификация методики М. Ю.Чибисовой).
Название шкалы |
Тестовые методики |
Исследуемая функция |
Фактор, влияющий на результат |
Психологическая готовность к ГИА |
Анкета по методике
|
Наличие или отсутствие тревожных состояний, уровень информированности о процедуре ГИА, уровень саморегуляции |
Субъективность обследуемых в оценке своего состояния |
Данная анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ и ОГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета проводится для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности педагогов по подготовке обучающихся к ГИА.
Результаты исследования
В исследовании приняли участие 27 обучающихся 9-го класса и 16 обучающихся 11 класса, всего 43 человека.
Таблица 1
Класс |
Кол-во учащихся |
Уровень осведомленности в процедурных вопросах ГИА |
|||||||||
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
|||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
9 |
27 |
- |
- |
- |
- |
8 |
29% |
8 |
29% |
11 |
42% |
11 |
16 |
- |
- |
- |
- |
2 |
12% |
5 |
31% |
9 |
57% |
Всего |
43 |
- |
- |
- |
- |
10 |
23% |
13 |
30% |
20 |
47% |
Как видно из таблицы, большинство учащихся выпускных классов отмечают у себя высокий уровень информированности о процедурных сторонах ГИА - 47% среди всех опрошенных, наибольшее количество таких учеников в 11 (57% соответственно). Вместе с тем в каждой учебной группе есть учащиеся, которые отмечают средний, т.е. неполный объем информированности о процедуре ГИА -23% от числа всех опрошенных. Такие учащиеся могут столкнуться с проблемами в работе с КИМ, иметь недостаточную информированность о последовательности разных этапов ГИА, временных промежутках, которые отводятся на выполнение заданий, критериях оценивания экзаменационных работ и т.п. Наибольшее количество указанных учащихся в 9 классе.
Таблица 2
Класс
|
Кол-во учащихся |
Уровень самоорганизации и самоконтроля в процессе ГИА |
|||||||||
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
|||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
9 |
27 |
- |
- |
- |
- |
13 |
48% |
6 |
22% |
8 |
30% |
11 |
16 |
- |
- |
- |
- |
2 |
12% |
7 |
44% |
7 |
44% |
Всего |
43 |
- |
- |
- |
- |
15 |
35% |
13 |
30% |
15 |
35% |
Самооценка учащимися своего уровня самоорганизации и самоконтроля, необходимых в процессе ГИА продемонстрировала, что менее половины выпускников считают, что имеют высокий уровень сформированности этих качеств - 35% от общего числа опрошенных, наименьшее число учащихся с высоким уровнем регулятивных УУД - в 11 классе, наибольшее - в 9 классе. В этих же учебных группах определились учащиеся, которые отмечают средний, т.е. не вполне сформированный уровень самоорганизации. Всего среди опрошенных таких учащихся 35%. Учащиеся указанной категории опасаются, что не смогут правильно спланировать время выполнения заданий во время экзаменов, эффективно распределить интеллектуально-эмоциональные ресурсы, выбрать наиболее конструктивную стратегию деятельности в процессе ГИА. Кроме того, учащиеся также отметили, что не умеют выбирать наиболее рациональный способ выполнения экзаменационных заданий.
Таблица 3
Класс
|
Кол-во учащихся |
Уровень самооценки экзаменационной тревожности |
|||||||||
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
|||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
9 |
27 |
2 |
7% |
7 |
26% |
10 |
37% |
5 |
19% |
3 |
11% |
11 |
16 |
1 |
6% |
4 |
24% |
7 |
42% |
2 |
12% |
2 |
12% |
Всего |
43 |
3 |
7% |
11 |
20% |
17 |
40% |
9 |
21% |
5 |
12% |
Как известно, экзаменационная тревожность может носить как объективный характер (когда ученик осознает те или иные пробелы в знаниях и учебных умениях), так и субъективный (когда тревожность выступает в качестве устойчивой черты характера). Наличие умеренного, незначительного уровня тревожности в период подготовки к ГИА является положительным фактором, так как позволяет регулировать процесс подготовки и повышать уровень мотивации и личной ответственности за результативность ГИА. Как видно из таблицы 60% опрошенных учащихся имеют низкий и средний уровень экзаменационной тревожности. В то же время полное отсутствие тревожности может свидетельствовать либо о недостаточном осознании ответственности и важности предстоящего события (в данном случае ГИА), либо о защитной реакции по типу отрицания, либо об абсолютной уверенности в своих силах. В учебных группах 9 и 11 классов таких учащихся 7%. Наибольшего внимания, как правило, требуют учащиеся с повышенным и высоким уровнем экзаменационной тревожности, таких выпускников выявлено 33%, причем наибольшее количество учеников с высоким уровнем тревожности в 9 классе. Наименьшее количество выпускников с повышенным уровнем тревожности в 11 классе.
Выводы по результатам исследования
- Уровень психологической готовности выпускников 9 и 11 классов к ГИА и ОГЭ по фактору осведомленности в процедурных вопросах ГИА является высоким.
- Большинство выпускников демонстрируют высокий уровень самоорганизации и самоконтроля необходимых в процессе ГИА.
- У большинства выпускников выявлен оптимальный уровень экзаменационной тревожности, однако 33% учащихся демонстрируют высокие показатели по данному фактору.
Рекомендации по результатам исследования
- Учителям-предметникам продолжить формирование у обучающихся необходимых регулятивных УУД, таких как умения по самоконтролю и самоорганизации в процессе работы с КИМ, умений по распределению времени, подбору наиболее рациональных способов выполнения заданий.
- Педагогу-психологу организовать групповые и индивидуальные консультации для учащихся с повышенным и высоким уровнем экзаменационной тревожности с целью выяснения объективности или субъективности переживаемых состояний, анализа индивидуально-характерологических особенностей, приводящих к формированию тревожных состояний, формирования адекватной самооценки и умений по саморегуляции в стрессовых ситуациях.
- Педагогу-психологу сорганизовать индивидуальные консультации для учителей-предметников и классных руководителей по вопросам профилактики экзаменационной тревожности у выпускников.
План мероприятий в рамках программы «Готовимся к экзаменам с интересом» рассчитан на три месяца. В связи с этим он будет реализован в марте 2021 года.
С соответствие с программой далее будут проведены коррекционно-развивающие занятия в 9 и 11 классах:
- направленные на самопознание (1 занятие в форме тренинга «Мои маски») - март;
- направленные на стресс, как ресурс: «Ресурсы работы со стрессом» (2 коррекционно-развивающих занятия), «Снятие напряжения» (1 занятие в форме тренинга), «Проектирование успешного выполнения экзамена» (1 занятие в форме тренинга) - январь, февраль;
- направленные на мотивацию на успех: «Мотивация кинотерапией», «Психологическая игра «Мафия»» - запланировано на конец март;
- закрепляющая диагностика (повторная диагностика экзаменационного стресса) - вторая неделя марта.
В свою очередь прошу содействия администрации школы и классных руководителей для дальнейшего психологического сопровождения выпускников по вопросу успешного прохождения ГИА, а именно обеспечение посещений обучающимися коррекционно-развивающих и диагностических занятий, для осуществления планируемых мероприятий в срок.
На школьном сайте, в разделе «Страничка психолога», опубликованы план работы, рабочая программа и памятки-буклеты, к которым имеют доступ все заинтересованные участник образовательного процесса.