Гидросфера (озеро, река, водохранилище в Восточной Сибири). 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Ключевые слова: география, гидросфера


Урок выполнен в технологии педагогическая мастерская.

Педагогическая мастерская - это синтетическая, многомерная, интегрированная, рефлексивная образовательная технология, которая ориентирована на индивидуально-личностный подход в образовательной деятельности.

В эпоху информационного общества научить учеников самих добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, развить способность учащихся к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую и парную работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства, помогает технология педагогических мастерских.

Урок-мастерская - может быть представлен в различных вариантах. Главным его условием является творчество.

Правило технологии «корректируй себя, делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта».

Общая дидактическая цель: Создание условий для выявления субъектного опыта учащихся о реке Ангаре и Братском водохранилище, для получения информационного знания по теме, для понимания значимости водохранилища и реки для Иркутской области, Восточной Сибири и России.

Обеспечение самостоятельного творческого исследования.

Задачи:

  • Предметные:
    • сформировать знания о реке Ангаре и Братском водохранилище, изучить особенности географического положения, происхождения, выявить особенности природы, климата, органического мира, определить значение водохранилища и реки в природе.
  • Метапредметные:
    • продолжить развитие навыков работы со справочными материалами, учебником, компьютером; совершенствовать умения управлять своей деятельностью, обобщать, свертывать информацию, делать выводы, работать с картами, совершенствовать умения публичного выступления, развивать навыки сотрудничества.
  • Личностные:
    • формирование эмоционально - ценностное отношение к окружающей среде, экологического сознания у учащихся на примере экологических проблем реки и водохранилища;
    • формирование правильных представлений о влиянии.
    • вызвать у обучающегося чувство удовлетворения от проведенной работы и полученных результатов.

Средства обучения: физическая карта России, Южной Сибири, атлас по географии Иркутской области. атлас по географии для 8 класса, учебник, справочная литература.

Тип урока: Изучение новых знаний.

Структура урока:

Индукция - наведение, подготовка к активной познавательной деятельности.

Индукция - это и создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Самоконструкция - создание гипотез, решения, ответов.

Социализация - работа в группах, парах над задачами. Изучение новых знаний.

Презентирование - озвучивание коллективной работы.

Новое видение предмета, как озарение, как переход к новому осознанию явления. Представление участникам своих проектов, открытий, позици, текстов. И тут появляется информационный запрос. У каждого свой.

Рефлексия. Итоги урока. Самоанализ. На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы. Они учатся осознавать свои чувства и их высказывать. Для подростков этап рефлексии важен и как тренировка способности самопознания и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.

Д/з.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индукция

Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами, садитесь. Я предлагаю про слушать песню и просмотреть видео и постарайтесь определить объект, о котором пойдет речь.
Что же на территории Иркутской области можно назвать рукотворным чудом?

Слушают. Приветствуют учителя. Садятся

И Ангары полет строптивый
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы - сосны над обрывом,
И дикий ветер
И в этом без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь, И ты немыслима Россия,
И ты Восточная Сибирь. Молодцы, ребята, вы, верно, определили объект. Мы действительно будем знакомиться с этим водохранилищем и рекой
Как вы думаете, почему к данному природному объекту применимо такое сравнение Дар природы, рукотворное чудо России?
Какие чувства, эмоции у вас возникли?
Как назовем наш урок?
Итак, тема нашего урока «Рукотворное чудо Сибири». Я записываю тему урока на доске, а вы в тетради.
Слушают, думают. Догадываются по звучанию, что этот изучаемый объект относится к гидросфере, говорят, что так можно назвать Братское водохранилище и реку Ангару.
Самоконструкция Давайте, проанализируем имеющиеся у вас знания о водохранилище и реке Ангаре, для этого посовещайтесь в группах, подумайте, что вам известно об этом. Каждая группа готовит по 3-4 высказывания о водохранилище и реке.
Река Ангара берет начало в в сточном озере Байкал Что это самое глубокое озеро мира; Глубина озера 1620 метров; Что вода в озере прозрачная, чистая; Что находится оно в Сибири; В нем обитают различные животные и растения; Что это сточное пресное озеро.. Что люди летом любят отдыхать на берегу реки и озера.

Составьте 5 предложений о Байкале, Ангаре, Братском водохранилище со словом САМОЕ.
У вас хорошие познания, ну, а достаточно ли этих знаний об озере, реке и водохранилище? Можете ли вы доказать ваши высказывания?

Каждая группа читает по предложению.
Самое глубокое, пресное, чистое, прозрачное, эндемичное, уникальное. Река Ангара единственная вытекающая река, а водохранилище крупнейшее в мире.

А что поможет восполнить недостаток информации об этих географических объектах? Говорят, что этих знаний явно недостаточно, надо узнать еще о многом.
Называют, что им в этом поможет атлас, настенные карты, учебник, компьютер и электронная энциклопедия и справочная литература.

Социализация

Ну, а теперь мы приступаем к самому главному - поиску доказательств.
Для этого вы выбираете вопросы и литературу, осуществляете поиск нужной информации и эту информацию представляете в кратком, точном виде.
Спикер (капитан) выбирает конверт по цвету. В каждом конверте находится задание.
План для 1,2,3 групп
1. Географическое положение
2. размеры, рельеф, острова, береговая линия
3. климатические показатели (температура, ветра…)
4. характеристика вод (температура, прозрачность, ледостав…)
5. растительный и животный мир.
Составляют в виде карты/схемы

выбирают из предложенной литературы нужные источники, ищут ответы на вопросы.
1 группа - Байкал.
2 группа - Река Ангара
3 группа - Братское водохранилище.
4 группа - Экологические проблемы

Презентирование Прежде чем вы, ребята, начнете защиту, я предлагаю выслушать ребят, которые расскажет нам о происхождении, возрасте и названии озера, реки и водохранилища. Индивидуальная защита.
Ребята, давайте, послушаем, что удалось отыскать каждой группе. Просьба к выступающим: давать четкие ответы на все вопросы. Слово предоставляется 1 группе. Все внимательно слушают, потому что эту информацию должен знать каждый. После выступления выделяем главные мысли и фиксируем в тетради.
Спасибо за хорошее выступление.
Название «Байкал» - означает золотое озеро, море. Происхождение названия озера точно не установлено. Наиболее распространённые версии происхождения топонима «Байкал»:От названия народности и страны байырку (байегу, байирку, От якутского баай - богатый и кюел-озеро.
Слушаем 2 группу, будьте, пожалуйста, внимательны.
Очень четко вы представили свою информацию. А теперь, еще раз назовите главные моменты и давайте их запишем в тетрадь.
Река Ангара единственная втекающая река, правый приток Енисея, несет свои воды на север. Относится к бассейну Северного Ледовитого океана.
Братское водохранилище самое крупное водохранилище на Ангаре из целого каскада гидроэлектростанций построенных на реке
Характеристика Байкала
Характеристика реки Ангары
Характеристика водохранилища
Слушаем 3 группу, их информация нам очень важна.
Спасибо за ценную информацию. Запишем ключевые моменты. Обратите внимание на правильность употребленных названий. (Помещаю их в словаре).
Значение Байкала: Байкал красив, его живописные берега и острова привлекают много туристов. Целебный воздух, минеральные источники служат базой для создания курортов и зон отдыха. Его называют «музеем живых древностей», так как его растительный и животный мир неповторим. По продолжительности солнечного сияния Байкал не уступает Средиземноморью.

Давайте, послушаем выступления ребят, которые подготовили информацию о значении и проблемах этих объектов.

Ребята, данная информация говорит об угрозе, нависшей над Байкалом. А как его можно спасти? Какие вы могли бы предложить пути спасения?

Вода Байкала уже мало способна к самоочищению, за год разрушается 30-40% загрязнителей. В воде обнаружены ядовитые вещества - токсины. В планктоне, яйцах птиц, гнездящихся на Байкале, обнаружены диоксиды. Они способны разрушать нормальную жизнедеятельность клеток и организма, вызывают «старение», действуют на эндокринную систему, вызывают серьезные заболевания. Источниками их появления озера, реки и водохранилища являются:
1.Целлюлозно - бумажная промышленность;
2.Металлургия;
3.Химическая промышленность;
4.Окисление и сжигание органических веществ;
5.Дикий туризм.
Сооружение каскада ГЭС, Селенгинского картонного комбината, Братского и Усть-Илимского лесохимических комбинатов и других промышленных предприятий, строительство нефтепровода отрицательно влияют на природу Байкала. Мы должны его сохранить во имя всех землян, т.к. Байкал имеет планетарное значение, храня 10% пресных вод Земли.
Мы думаем, что нужно бережно использовать воду, прекратить сброс сточных вод с предприятий, находящихся на берегах. Нефтепровод строить на значительном удалении. Сохранять мальков рыбы, способствовать увеличению численности рачка - эпишуры. Не вырубать ценные породы деревьев.

Разрыв

Почему же Байкал называют чудом природы. А водохранилище - рукотворным чудом? Напишите минисочинение (10-20 предложений)

Пишут. В конце можно прочитать 1-2 сочинения

Рефлексия

Метод Благодарю для спикеров (командиров) команд. Надо выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Острова
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о.Радости, о.Грусти, о.Недоумения, о.Тревоги, о.Ожидания, о.Просветления, о.Воодушевления, о.Удовольствия, о.Наслаждения.
Карта островов вывешивается на доске и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока

По очереди благодарим, потом выставляем свое настроение на островах

Д/з

На выбор:
1. Подготовьте информацию о заповедниках и эндемиках Байкала
2. Напишите письмо от имени реки Ангары к человеку. (Защита реки)

звучит песня о Байкале.

Выбирают и записывают задание на дом.