Для организации образовательного процесса в 2022-2023 учебном году необходимо учитывать изменения, которые внесены в ФГОС НОО в соответствии с приказом Минпросвещения России № 286 от 31 мая 2021 года. «В основе ФГОС лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом...» (п.4). Для развития индивидуальных возможностей продумана вариативность содержания программ, которая обеспечивается во ФГОС за счёт «возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся» (п.6.3.) Индивидуальный учебный план формируется с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения.
«Срок получения начального общего образования составляет не более четырех лет. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок получения начального общего образования может быть сокращен» (п.17) с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
В соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.15 «образование может быть получено в Организациях с учётом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объёма обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме». То есть у родителей (законных представителей) появилась возможность не только выбирать форму обучения, но и ещё участвовать вместе с педагогическими работниками «в разработке и реализации индивидуальных учебных планов» (п.34.2) своего ребёнка, который (план) возможно будет реализовываться менее 4-х лет. «В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами Организации» (п.21). В этих условиях «при реализации программы начального общего образования Организация вправе применять:
- различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, дистанционные образовательные технологии;
- модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий» (п.19). Так же «реализация программы начального общего образования осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы» (ч.1.ст.15 ФЗ «Об образовании в РФ») Эту возможность необходимо учитывать, особенно при составлении программ внеурочной деятельности. «Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий» (п.31.1).
При реализации программы начального общего образования, в том числе и по средствам индивидуального учебного плана, необходимо соблюдение психолого-педагогических условий (п.37), а именно «индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений», «психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, тьютором, социальным педагогом) участников образовательных отношений (п.37.5)
При реализации индивидуальных учебных планов по новым ФГОС НОО появилась уникальная возможность для одаренных детей и детей с уровнем знаний выше среднего, обучаться в начальной школе менее 4-х лет. Конечно, реализация такого плана обучения, для образовательной организации, будет удобна, если сформируется группа детей, претендующий на «ускоренное» обучение. «Организация образовательной деятельности по программе начального общего образования может быть основана на делении обучающихся на группы и различное построение учебного процесса в выделенных группах с учётом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов» (п.20). Это нововведение позволяет максимально дифференцировать обучение в начальной школе. Воспользоваться возможностью деления обучающихся на группы смогут не все образовательные учреждения, так как материально-техническая база не позволяет выделить дополнительные кабинеты, увеличить сетку часов и привлечь дополнительное количество педагогических работников.
Кроме индивидуальных учебных планов в соответствии с новыми ФГОС НОО, которые будут реализовываться с 01.09.2022 года, в образовательных организациях, на протяжении нескольких лет реализуются индивидуальные учебные планы для обучающихся на дому и детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС НОО, утверждённый приказом Минпросвещения России № 286 от 31 мая 2021 года, «...не применяется для обучения обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (п.2). Обучающиеся, которые имеют только справку для обучения на дому, на основании заключения врачебной комиссии поликлиники, будут обучаться по новым ФГОС.
Индивидуальные учебные планы, которые составляются в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ на основании примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования подразделяются для обучающихся:
- Слепых;
- Слабовидящих;
- Глухих;
- Слабослышащих и позднооглохших;
- С тяжелыми нарушениями речи;
- С растройствами аутистического спектра;
- С задержкой психического развития;
- С нарушением опорно-двигательного аппарата
- С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Эти примерные программы одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15 и размещаются на официальном сайте Министерства Просвещения Российской Федерации https://fgosreestr.ru/?edl=1
Индивидуальные учебные планы на основании адаптированных основных общеобразовательных программ составляются для обучающихся только в случае предоставления родителями заключения центральной психолого - медико - педагогической комиссии. В заключении ЦПМПК проставляется номер программы, прописываются рекомендации по созданию специальных условий обучения и воспитания ребёнка в образовательной организации.
Подводя итог, хотелось бы обобщить вышеизложенную информацию в виде таблицы.
Несмотря на то, что обучение ребёнка может проходить по индивидуальному учебному плану, сохраняется возможность выбора формы образования и выбора формы обучения. «Начальное общее образование может быть получено в Организациях и вне Организаций (в форме семейного образования). Обучение в Организациях с учётом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объёма обязательных занятий педагогического работника с обучающимся осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме» (п.18).