Патриотическое воспитание на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Вопросы патриотического воспитания постоянно находятся в центре внимания общества и государства. Процесс этот длительный и весьма сложный, требующий усилий многих социальных институтов и организаций. Школа по-прежнему является одним из самых действенных из них. Понятно, что воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины.

Наш предмет располагает большими возможностями для развития патриотических чувств учащихся. Перед уроками русского языка ставятся следующие задачи: воспитывать любовь и уважение к русскому языку как родному и как языку межнационального общения; воспитывать у детей любовь и преданность Родине, уважение к героическому прошлому нашей страны; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать чувство гордости за великую культуру, литературу, искусство.

Какие возможности предоставляют для этого программа и учебники?

Учебники содержат материал, который можно использовать с этой целью: во-первых, сведения о русском языке, сообщаемые на первых уроках каждого года и специальная тема «Общие сведения о языке», завершающая школьный курс русского языка; во-вторых, дидактический материал: тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, темы сочинений.

Он вбирает в себя и бережно хранит исторический опыт народа, следы жизни каждого поколения, голос родной природы. Чтобы постичь самобытный характер народа, надо изучить его язык. Ученики, как правило, принимают это суждение, ищут изречения русских писателей о родном языке, стихи. Некоторые высказывания включаю в тексты тренировочных упражнений, стихи звучат на уроке. Развиваю общие представления о языке как средстве общения при изучении разных разделов курса.

Например, при изучении раздела «Лексика» предлагаю художественный текст М.Пришвина об охотниках в лесу, который своим содержанием позволяет подчеркнуть, как возвышает человека в мире живой природы обретенный им в ходе развития дар речи. Под впечатлением этого текста пятиклассники пытаются придумать собственные слова, передающие звуки птиц и зверей.

В разделе «Морфемика» можно показать, как использует слова с уменьшительно-ласкательным и суффиксами С.Маршак в стихотворении «Сказка о глупом мышонке». Как пример авторского словообразования можно использовать стихотворение поэта В.Иванова о городе Хищенске, где жил «Пан Злодислав Злодиевский. И супруга - Злодеюга, И дочурка - Злодеюрка, И сыночек Злодеечек. И собачка Злодеячка, И котенок Злодеенок».

Богатые описательные возможности прилагательного можно рассмотреть на примере и прозаических текстов. В 5 классе дети с удовольствием работают с текстом-описанием «Лягушка-невеста».

- Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толстовата, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода... Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша!»

Потом дети охотно сочиняют описание других животных, используя прилагательные-эпитеты, пытаются «юморить».

Употребление глагола рассмотрим в «Бородино» М.Лермонтова, покажем стремительность, динамику действия, быструю смену событий.

Таким образом, примеры использования слов в поэзии помогают ученику понять красоту поэтической речи, точность изображения жизни.

Для привлечения внимания учащихся к изучаемым явлениям языка важно разумно использовать элементы занимательности. Ученикам нравятся стихотворные правила о членах предложения, рифмовки помогают лучше запомнить правила, стихотворение С.М.Бондаренко о стране, «где исчезла частица не» помогает запомнить слова, не употребляющиеся без «не».

Много возможностей воспитания любви к русскому языку заключено в языке художественных произведений. Например, наполнение смыслом, обыгрывание смыслового звучания отдельных слов:

Да, есть слова глухие,
Они мне не родня,
Но есть слова такие,
Что посильней огня!

Они других красивей -
С могучей буквой «р»,
Ну, например, Россия,
Россия, например!
(А.Прокофьев «О Русь, взмахни крылами»)

Воспитание у детей любви и преданности Родине, уважения к героическому прошлому нашей страны - одна из важных задач в процессе патриотического воспитания на уроках. Патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Оно требует постоянного внимания в течение всего обучения в школе. Решению задачи помогает дидактический материал (тексты упражнений учебника, диктантов и изложений), подобранные с учетом возрастных особенностей учащихся.

Учебник для 5 класса содержит замечательные тексты, заставляющие учеников задуматься, что такое Родина, с чего она начинается, почему мы ею дорожим. При изучении собственных и нарицательных существительных обязательно обращаю внимание детей на текст из статьи О.Берггольц о Бородинском поле и на текст упражнения, начинающийся словами: «Каменной сказкой издавна называли Московский Кремль, история которого уходит корнями в глубину столетий». Эти тексты никого не оставляют равнодушными: дети говорят о чувстве гордости за славное историческое прошлое, о восхищении Московским Кремлем.

Тексты в учебнике 6 класса предоставляет богатые возможности для бесед об истории городов, о красоте и богатстве Сахалина, Урала, Арктики. Учебники для 7-9 классов тоже богаты текстами патриотического содержания, которые помогают ученикам осознавать себя гражданами нашей страны.

При работе с текстами можно использовать следующие методы: попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл текстов; фронтальная беседа но теме, на которую учащиеся будут составлять предложения или писать сочинение; словарно-семантическая работа над публицистической лексикой.

В 5 классе можно организовать работу со словами и словосочетаниями: Российский флаг, Российский герб, гимн России, Красная площадь, гражданин, паспорт, Конституция Российской Федерации. Постепенно такая работа усложняется, расширяется. Таким образом, на уроках учащиеся овладевают общественно-политической лексикой.

Если в 7-8 классах работу по патриотическому воспитанию эффективнее всего проводить на текстах, описывающих героические поступки людей, то в старших классах, когда учащиеся достаточно подробно знакомы с историей своей страны, им будет интересно познакомиться с рассуждениями о патриотизме, национальном идеале и национальном характере, высказать свои мысли об этом.

Интересно читать сочинения на тему «Мой Владивосток», в которых ребята описывают дорогие им места, с гордостью повествуют об интересных архитектурных памятниках, о замечательных людях, которыми гордится наш город. Говоря об активной гражданской позиции, можно провести параллель: патриот класса - патриот школы - патриот города - патриот своей страны. Таким образом, воспитание любви к Родине в силу специфики нашего предмета реализуется в основном в результате деятельности учителя и через текстовый материал.

Воспитание любви к родной природе - одна из важнейших сторон патриотического воспитания.

Любовь к природе закладывается в детстве. Чтобы ребята могли воспринимать ее красоту по-настоящему, нужно их специально к этому готовить, иначе они останутся глухи к природе. Эту задачу решает система упражнений учебника для 5 класса. В нем около 50 текстов, темой которых является описание природы. Работая с ними, развиваем наблюдательность и эстетические чувства детей, учим их находить радость в общении с природой.

Учебник для 6 класса содержит тексты, которые пробуждают у учащихся любовь и бережное отношение к ней. Повторяя тему «Виды предложений по цели высказывания», обращаемся к публицистическому отрывку. Определив основную мысль: «Присоединяйтесь же к походу в защиту зеленого друга!» - мы останавливаемся на отношении учащихся к природе. Что они делают, как защищают растительный и животный мир?

В учебнике 7 класса тексты вызывают у учащихся восхищение красотой природы, воспитывают гордость, уважение к Родине.

«Восхищение красотой земли, где жили наши деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь, повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас», - это лейтмотив текстов в 8 и 9 классе, они подводят учащихся к мысли, что бережное отношение к природе - это защита жизни, защита Родины. Подготовленные рядом подобных текстов школьники рассуждают на темы экологии, а в процессе рассуждений складывается позиция гражданина, воспитывается чувство ответственности за сохранение природы.

Подводя итог, еще раз отмечу, что деятельность учителя и богатый дидактический материал позволяют успешно решать задачи патриотического воспитания.

Список использованных источников

  1. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 93-101.
  2. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. - СПб: КАРО, 2004.-224 с.
  3. Русский язык. Учебник для общеобразовательных школ. 5 класс. - М.: Просвещение, 2017. - 234 с.