Тьютор в инклюзивном образовании - это специалист, который организовывает условия для успешного включения ребенка с ограниченными особенностями здоровья (ОВЗ) в образовательную и социальную среду. Тьютор взаимодействует с учителями, специалистами службы психолого-педагогического сопровождения и дополнительного образования, с родителями.
Задачи тьютора:
- Создание условий для успешного обучения;
- Создание условий для успешной социализации;
- Максимальное раскрытие возможностей ребенка с ОВЗ.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) - широкая и неоднородная группа, основной характеристикой которой является задержки формирования развития, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Нарушение зрения разного характера, речевые нарушения, двигательные расстройства характеризуются нарушением координации, невозможности или частичному нарушению пространственного восприятия, неравномерный, дисгармоничный характер отдельных психических функций, сужение мыслительного процесса.
Развитие движений тесно связано с развитием других навыков, поэтому важно учиться не только двигаться, но и развиваться в других сферах: игре, общении, самообслуживании.
В школе, где обучается ребёнок с НОДА, должна быть создана «безбарьерная» среда позволяющая организовать комфортное школьное пространство (пандус на входе, поручни в коридорах, лифты, специализированная мебель, санузлы).
Особые образовательные потребности обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала. Важно использование наглядно-дидактического, иллюстративного материала, речевых упражнений в сочетании с другими приёмами (пояснения, указания, вопросы), вербальных средств коммуникации. Также с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с НОДА определяют необходимость применения невербальных средств коммуникации. Альтернативными (невербальными) средствами коммуникации могут являться: графические/печатные изображения, тематические наборы фотографий, рисунков, жесты, пантомимика; планшетный или персональный компьютер.
Для облегчения процесса письма можно использовать приспособления: насадки на карандаши и ручки, тренажер для письма, дополнительный дидактический материал (образец написания букв и цифр), тетради с дополнительной разлиновкой, где размеры клеток и строк увеличены, распечатка текста для чтения и списывания.
Важным условием также является организация режима дня, смена видов деятельности, проведения физкультурных пауз, комфортно-двигательная среда, зоны отдыха.
Обязательным условием также является организация работы по формированию навыков самообслуживания, гигиены, социально-бытовой ориентации у детей с двигательными нарушениями. При формировании навыков самообслуживания необходимо учитывать наличие у детей целого ряда нарушений общей моторики, познавательной деятельности, недостаточность пространственных представлений.
Не менее важным критерием является развитие коммуникации, взаимодействие с взрослыми и детьми. Педагогическая и социальная поддержка, помощь в формировании адекватных отношений между ребёнком, одноклассниками, родителями, учителями; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе.
Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, педагогов, педагога-психолога, учителя-логопеда), работающих с этими детьми. Каждый ребёнок, находясь в школе, двигается по своему маршруту. В маршрутном листе отражено ежедневное учебное расписание ребёнка, посещение специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и специалисты дополнительного образования. Таким образом, тьютор, сопровождая детей в урочной и внеурочной деятельности, контролирует взаимодействие всех участников образовательного процесса.