Современные образовательные технологии при интегрированном обучении

Разделы: Информатика


Презентация

(слайд 1) Тема выступления: «Современные образовательные технологии при интегрированном методе преподавания»

(слайд 2-3) ИНТЕГРАЦИЯ - это процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

(слайд 4) Главная цель интеграции - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.

(слайд 5) Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является основным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, соотнести с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

(слайд 6) Цель выступления состоит в том, чтобы наглядно показать использование современных педагогических технологий на уроках информатики, физики, математики и тд, которые так же применяются в современном педагогическом процессе.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Применяя современные образовательные технологии на своих уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков я использую следующие образовательные технологии:

(слайд 7) Технология проблемного обучения

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает.

(слайд 8) Одно из межпредметных заданий, включающих технологию проблемного обучения рассмотрим здесь:

  • Математическая задача. «Решение квадратных уравнений» с помощью программирования.

Проблемное обучение включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;
  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);
  • проверку правильности решения.

Описание: данная программа, созданная на языке программирования, решает квадратное уравнение.

В данной математической задаче, конечно же прослеживается связь математики и информатики. Таким образом, с помощью знаний по программированию, можно решить любое математическое уравнение или задачу.

(слайд 9) 2. «Ковёр».

Описание: программа запрашивает разнообразие синего, зелёного и красного цветов в изображении, а также ширину экрана и промежутки между «Основными» пикселями. Если оно больше нуля, то компьютер просит вас ввести цвет RGB промежутков.

(слайд 10) Можно сказать, что в данной задаче мы наблюдаем интеграцию математика (геометрия)+ информатика +изо. Данные задания очень интересны для ребят творческих, они могут экспериментировать весь урок. Конечно же в данном задании также прослеживается технология проблемного обучения, включающая такие этапы, как: осознание проблемы, анализ, решение и проверка.

(слайд 11) Следующая рассматриваемая технология ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) напрямую ставит задачу получения новых знаний, идей. Причём, даёт методы эффективного, малозатратного, прямого их получения. Вообще, её автор Генрих Саулович Альтшуллер поставил фантастическую задачу - ввести искусство изобретательства в рамки науки («поверить алгеброй гармонию»). Судя по результатам, это ему удалось. Однако, в области массового образовании Теория решения изобретательских задач, которую прозвали «русским чудом», до сих пор не получила должного распространения. В чём причина не могу сказать.

Возможно, это из-за необычности метода, возможно - из-за мощи его инструментария, возможно - из-за недостаточной проработанности. Но оно и понятно: загнать творчество в рамки науки непросто, а обучить этой науке - вдвойне сложнее.

Попытки делаются, однако, и небезуспешные.

(слайд 12 - 16) Попробуем использовать методы ТРИЗ. Идеальный конечный результат должен представляться так: код может быть сложным, но негативные стороны этого усложнения не проявляются. Исходим из того, что любая сложная задача состоит из более простых подзадач, т. е. любая сложная задача внутренне структурирована. А что, если внутреннюю структуру задачи отразить в программе, т. е. простые подзадачи оформлять отдельными программными кусками. В программировании есть понятие подпрограммы - это автономная часть программы, которая как раз решает некоторую частную задачу. В большинстве языков программирования эту роль играют процедуры и функции. Как, например, в игре-тренажере «Неуловимый кубик», «Рисование мышью», или «Солнечная система».

Можно попробовать использовать эти возможности. Встаёт, однако, вопрос, каков должен быть механизм взаимодействия процедуры и основной программы? И насколько независимой от программы должна быть процедура? Так вот - максимально независима. Почему? Чем меньше зависит подпрограмма от программы, тем выше её универсальность, т. е. возможность использования в других программах.

Это парадигма процедурного программирования.

(Слайд 17) Еще интересные задания, где рассматриваются примеры, задачи и загадки по ТРИЗ с ответами можно найти, если перейти по ссылке https://4brain.ru/triz/zadachi.php, т.е. их можно разобрать с ребятами на уроке или задать некоторые на дом.

(слайд 18-20) Технология проектного обучения

Учебные проекты применяются как одна из форм работы по информатике. Итоги своей деятельности дети демонстрируют на заключительной конференции. Здесь же они формируют первичную схему работы над проектом с применением вычислительной техники.

Предлагаемая технология проведения интегрированных уроков предполагает серьезный процесс проектирования уроков и систематическую работу учителей над подготовкой серии совместных уроков в соответствии с учебными планами дисциплин. Рекомендуется включать подобные уроки в рабочие программы учителей на текущий учебный год.

(слайд 21-24) В 9-м классе проект может идти как основная учебная деятельность на уроках информатики и совмещаться с изучением разделов "Моделирование" и "Основы алгоритмизации и программирование", И, конечно же, при подготовке материала задействованы многие предметы: математика, физика, география, литературное чтение и тд. Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока.

(слайд 25) На сегодняшний день, существует большое количество Интернет-ресурсов для создания интерактивных упражнений. Они могут быть схожими по своим функциональным возможностям, а могут отличаться между собой как функционалом, так и интерфейсом. Какие-то из сервисов можно освоить очень быстро, а над некоторыми приходится изрядно потрудиться, чтобы научиться в них работать. С помощью одного сервиса мы можем быстро и качественно создать викторину. Другой сервис поможет нам в составлении кроссвордов. Тем не менее, каждому из нас хотелось бы иметь под рукой такой инструмент для создания дидактических материалов, который смог бы нам помочь в любой ситуации, и мы смело могли бы назвать его универсальным.

(слайд 26-27) Как один из вариантов такого универсального инструмента является веб-сервис Learning Apps. (ЛЁНИНГ ЭПС)

Конструктор интерактивных заданий Learning Apps предназначен для поддержки процесса обучения с помощью интерактивных модулей - упражнений. Пользователи могут использовать имеющиеся упражнения, модифицировать их и создавать новые упражнения с использованием предлагаемого конструктора и шаблонов.

В LearningApps.org есть богатая копилка уже готовых разработанных игр, которые для удобства разбиты на категории.

И в данном сервисе можно самостоятельно создать свою игру.

Основная идея интерактивных заданий, которые могут быть созданы благодаря данному сервису, заключается в том, что обучающиеся могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию их познавательного интереса к определенной учебной дисциплине.

Данный сервис обладает рядом преимуществ, для продуктивного использования в образовательном процессе:

  • имеет очень простой и удобный для пользователя интерфейс;
  • дает возможность создавать разные виды интерактивных упражнений без чьей-либо подсказки, т.к. все подсказки размещены во всех шаблонах упражнений;
  • многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео;
  • прежде чем создать новое упражнение, можно ознакомиться с имеющимися примерами учебного материала и сразу же увидеть конечный результат;
  • без регистрации можно пользоваться уже созданными упражнениями, т.к. они находятся в общем доступе;
  • моментальная проверка правильности выполнения задания;
  • возможен поиск упражнений по категориям (по предметам);
  • постоянно развивается.
  • можно делиться ссылкой.

К недостаткам данного интернет-ресурса можно отнести: работать можно только в режиме онлайн; отсутствует статистика с результатами упражнений, фактически задания выполняются для самоконтроля.

Таким образом, сервис LearningApps.org существенно облегчает работу педагога. Знакомство с новыми сервисами позволяет повышать информационно-коммуникационную компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ-технологий.

(слайд 28) Вывод: Преимущества многопредметного интегрированного урока с использованием современных образовательных технологий перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.

Проведение интегрированных и межпредметных уроков несомненно является одним из эффективных инструментов внедрения новых образовательных стандартов.

(слайд 29) Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов во всех Ваших начинаниях!