Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью на уроках через элементы ручного труда

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: мелкая моторика, дети с умственной отсталостью


Нарушение интеллекта (умственная отсталость) - стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, в которой на первых этапах обучения упор делается на занятия по социально-бытовой адаптации, ориентировке в окружающем, по коррекции эмоций, речи и моторики.

Одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков у умственно отсталых детей, является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии познавательной деятельности, формировании трудовых навыков, последующей социальной адаптации. Развитие навыков мелкой моторики связано и с развитием речи. Препятствием в овладении ребенком простейшими жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания являются существенные отклонения в развитии моторики у умственно отсталых детей. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка в ознакомлении с окружающим его предметным миром. Движения таких детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны.

Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности.

Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия. Своевременная работа по развитию мелкой моторики становится катализатором успешного социального развития детей с умственной отсталостью.

Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают различные упражнения для развития двигательного аппарата руки, укрепления его, они делают пальчики более ловкими, подвижными, послушными. При разработке программы необходимо больше внимания уделять лепке. [1]

Во время работы с различными пластичными материалами развиваются психодинамические процессы, творческий потенциал и благоприятное принятие мира, который окружает школьника (известно, что лепка используется в арт-терапии).

Также чрезвычайно важна лепка из разнообразных пластичных материалов (полимерная глина, обычная глина, пластилин, соленое тесто), поскольку именно в лепке идеальным образом совмещаются и движения каждого пальчика, и тактильные, и цветовые ощущения ребенка. Также с пластилином великолепно чередовать соленое тесто. У соленого теста плотность и вязкость не похожа на пластилин, что дает еще один толчок к развитию мелкой моторики. Чтобы получить разные цвета, используют пищевой краситель или гуашь, которые необходимо вмешивать в тесто. От качества перемешивания зависит и качество окрашивания, что еще раз подстегивает ребенка делать работу более качественно. Второй вариант работы с соленым тестом - это раскрашивание. Готовую и засушенную (запеченную) поделку нужно раскрасить, например, гуашью. [2]

В первые минуты каждого урока, которые называются «организационный момент», было бы идеально ввести не только минутку пальчиковой гимнастики, но и самомассаж кистей рук, поскольку он корректирует работу всех внутренних органов, так как еще из древней китайской медицины известно, что на ладонях рук отображаются проекции наших внутренних органов. Также учителям начальных классов необходимо развивать мелкую моторику своих учеников не только во время уроков ручного труда и ИЗО, но и на остальных уроков. [3]

На мой взгляд, необходимо разнообразить работу детей на уроке. Нужно включать плетение из ниток, конструирование (мы используем лего-дупло). Например, при изучении букв, во время первого урока ознакомления с буквой, даются задания нарисовать, раскрасить изучаемую букву или вылепить ее из пластилина. Во время уроков математики ученики рисуют и раскрашивают простые фигуры (прямоугольники, квадраты, треугольники по клеточкам), прежде чем изучить состав числа и производить элементарные расчеты. Во время уроков «Мир природы и человека» школьники рисуют и раскрашивают элементы природы. Даже во время урока речевая практика учащиеся работают в рабочей тетради, где так же есть задания на раскрашивание или соединение предметов по признакам. Работа всегда проводится с активной помощью учителя и наглядными пособиями. Необходимо просить ребят раскрашивать цветными карандашами (не фломастерами), поскольку только цветными карандашами можно добиться разного нажима, и, соответственно интенсивности цвета рисунка, а также научить детей смешивать цвета, что дает еще и эстетическое восприятие работы.

Все эти приемы и методика помогают умственно отсталым школьникам развивать зрительно-моторную координацию, мышечный аппарат, чувствительность, внимание и психорегуляцию.