Мастер-класс "Выявление и поддержка одарённых детей посредством технологии "Лэпбукинг"

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Ключевые слова: одаренные дети


Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки одарённых детей на основе использования лэпбука.

Задачи:

  • Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).
  • Повысить уровень мастерства педагогов.
  • Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и последовательностью работы с ним.

Оборудование: мультимедийное оборудование; выставка лэпбуков.

План проведения мастер-класса:

  1. Вступительное слово педагога с показом презентации: представление лэпбука как средства выявления и поддержки одарённых детей.
  2. Учебно-практическое занятие со слушателями.
  3. Рефлексия.

Ход мастер-класса

Одним из многих принципов начального образования является работа с одарёнными детьми. Формы работы с одарёнными детьми постоянно меняются. Всё больше внимания сало уделяться индивидуальным особенностям обучающихся.

Одной из таких форм работы является лэпбук. Большинство из присутствующих здесь педагогов уже знакомы с этим понятием (Слайд 2). В переводе с английского - это «книга на коленях», интерактивная тематическая папка или тетрадь с кармашками, вкладками, окошками, кроссвордами, подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определённой теме (Слайд 3).

Это отличный способ выполнить исследовательскую работу, провести опыт, эксперимент, наблюдения, выполнить какую-либо творческую работу в виде сочинительства, рисования или моделирования (Слайд 4). Что получается? У ребёнка развивается творческий потенциал, он учится нестандартно мыслить, действовать креативно, предлагая свои идеи. Наша с Вами задача придавать учащимся уверенность в своих силах. А ещё лэпбук - отличный способ повторения пройденного. Причём он воспринимается учащимися как некое «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать и вспоминать информацию. Создание лэпбука может осуществляться как индивидуально, так и в группе на уроке или во внеурочной деятельности, можно задать в качестве домашнего задания.

(Слайд 5) В зависимости от назначения тематические папки могут быть: учебными, игровыми, поздравительными, праздничными, автобиографическими и т.д. Я хочу представить Вашему вниманию в качестве примера несколько лэпбуков, изготовленных моими учениками.

  1. «Дорогами сказок А.С.Пушкина» (детям предлагалось по иллюстрациям вспомнить название и содержание сказок; раскрутив волшебный барабан, назвать героев сказок; составить синквейн, разгадать кроссворд по сюжетам сказок; ответить на вопросы по изучаемому разделу)
  2. «Былины» (изучив данный раздел, мы с ребятами подвели итоги, вспомнив определение данного жанра, признаки былин, имена и подвиги богатырей, иллюстрируя каждого героя; подобрали подходящие к теме пословицы; а так же детям представилась возможность сочинить собственную былину).
  3. «Системы организма человека» (ребята находили подходящие к той или иной системе загадки; изучали с помощью энциклопедий интересные факты; листая книгу, учащиеся могли поместить изображение органа человека в надлежащее место).
  4. «Дом, в котором живёт сказка» (работая над проектом «Сказка складка, послушать сладко», мы коллективно сочинили сказку «Кусток - маленький росток» и поместили в книгу под названием «Дом, в котором живёт сказка». Так же детям было предложено сочинить сказку в семейном кругу).
  5. «Дед Мороз» (эта книга дала возможность проявить творческие способности, узнать много интересных фактов о месте проживания Деда Мороза, о его помощниках, волшебных атрибутах и т.д.).

Как же сделать лэпбук? С чего начать? Работа проходит в несколько этапов (Слайд 6):

  1. выбор темы
  2. обсуждение плана
  3. создание макета
  4. практическое воплощение

Итак, начинаем с выбора темы какого-либо учебного лэпбука. Темы могут быть как общими, например «Млекопитающие», так и частные, например какое-нибудь одно животное. Сегодня я предлагаю тему «Вода» (окружающий мир 2 класс).

Поле того, как выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и подумать, что должен включать в себя план, чтобы полностью раскрыть тему.

План

  1. Свойства воды.
  2. Состояния воды.
  3. Путешествие воды в природе.
  4. Вывод (определение).

Теперь надо подумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана (создать макет). Здесь нет границ для фантазии. Формы могут быть любые: от самого простого до игр и развивающих заданий. Макет можно нарисовать на простом листе или в Word (Paint или программе-проектировщике). Я это обычно делаю в Paint. (Слайд 7). Вместе с ребятами на данном этапе мы продумываем, какой вид будут иметь кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация. Теперь можно приступать к самому интересному этапу - практическому воплощению (оформлению).

(Слайд 8) Данная форма работы является хорошим подспорьем в педагогической практике. Способствует эффективному усвоению и закреплению учебного материала, оказывает помощь в создании разнообразных занятий, объединяет взрослых и детей. Помогает педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества. В процессе наблюдения педагог узнает, что ребенок делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития нестандартно мыслящей личности, мотивации и способностей ребенка.

Спасибо за внимание! Надеюсь, данная информация пригодится Вам в педагогической практике.