Цель урока: создать условия для овладения знаниями о правописании букв н и нн в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных и отработки способа применения этих знаний на письме.
Планируемые результаты:
- Личностные:бережное и внимательное отношение к русскому языку, понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей, обогащение словарного запаса учащихся, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
- Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений микроисследования; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; извлечения информации из различных источников и её преобразования, умения делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение приходить к общему решению в совместной деятельности; создание высказываний в устной и письменной форме.
- Предметные: овладение знаниями о способах выбора н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, формировать навык написания н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, уметь графически обозначать орфограмму.
Оборудование: рабочие листы, презентация к уроку, проектор, приложение.
Ход урока
1. Организация класса. Приветствие, настрой на работу
2. Повторение пройденного. Мотивация к учебной деятельности
Учащиеся выполняют задание на рабочих листах.
Задание: Вспомните правописание суффиксов прилагательных. Вставьте Н-НН, выделите суффиксы. Объясните свой выбор (устно).
Глиня….ый, традицио…ый, ветре…ый, телефо…ый, клюкве…ый, оловя….ый, гуси….ый, карма…ый, песча…ый, революцио…ый, стари…ый, соломе…ый, ястреби…ый.
3. Актуализация знаний о причастии. Ответьте на вопросы учителя
Игра «Да-нет»
- Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак по действию.
- Причастия могут быть действительными и страдательными.
- Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным.
- Полные причастия изменяются по родам (в ед.ч.) , числам и падежам.
- -УЩ-, -ЮЩ- , -АЩ-, ЯЩ- -это суффиксы действительных причастий прошедшего времени.
- Причастный оборот - это причастие + зависимое слово.
- Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми.
- Страдательные причастия прошедшего времени имеют суффиксы -ЕНН-, -ЁНН-, -НН-, -Т-.
4. Выявления места и причины затруднения. (Столкновение с трудностью)
Решите лингвистическую задачу и ответьте на вопрос: Почему слова, образованные от одного и того же глагола, пишутся по-разному? (учащиеся затрудняются ответить на данный вопрос)
- Красить -
- крашеНый пол;
- некрашеНый пол;
- покрашеННый пол;
- непокрашеННый пол;
- крашеННый маляром пол.
5. Постановка проблемы, целеполагания
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему (записывают ее на рабочем листе) и цель.
- Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?
Учащиеся отмечают, что затруднения возникли, потому что не знают, когда в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется н и нн.
- Как бы вы сформулировали цель нашего урока?
Выяснить, когда в суффиксах причастий пишется н, когда нн.
- Как бы вы определили тему урока?
«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».
- Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?
Необходимо исследовать список слов с одной н в суффиксах, двумя нн в суффиксах, выделить опознавательные признаки орфограммы, оформить результаты исследования в виде схемы и устного высказывания (текста нового правила).
6. Открытие и изучение новых знаний (работа в паре)
Исследование № 1
Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Сделайте вывод, что влияет на написание НН в суффиксе.
Жареное мясо мясо - пережаренное мясо; кошеная трава - скошенная трава
Тканый ковёр - вытканный ковёр;
Ответ________________________________
Исследование № 2
Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Сделайте вывод, что влияет на написание НН в суффиксе.
- Тканый ковёр - тканный мастером ковёр
- Квашеная капуста - квашенная на зиму капуста
- Гружёные вагоны - гружённые товаром вагоны
Ответ___________________________
Исследование № 3
Задание: определить вид (совершенный-несовершенный) выделенных слов. Сделайте вывод, что влияет на написание НН в суффиксе.
- Кошеные травы________________вид; купленный товар______________вид
- глаженая рубашка_______________вид; решенная задача_______________вид
- моченые яблоки________________вид; брошенный мяч________________вид
Ответ______________________________
Исследование № 4
Задание: Выделите суффиксы в причастия. Какие суффиксы есть в словах? Сделайте вывод, что влияет на написание НН в суффиксе.
- утрамбованная дорога
- маринованные грибы
- асфальтированный проезд
- концентрированный сок
Ответ______________________________
7. Обобщение материала
После сообщения о результатах исследования предлагается сравнить самостоятельно сделанные выводы с теоретическими сведениями учебника (учебник с.59 Ладыженская).
8. Возвращение к лингвистической задаче, которая вызвала трудность, и ее решение
Почему слова, образованные от одного и того же слова пишутся по-разному? Объясните, используя правило.
- Крашеный пол ___________________некрашеный пол_________________
- покрашенный пол ________________ непокрашенный пол_____________
- крашенный маляром пол ___________________
9. Закрепление новых знаний и отработка способа их применения
Задание А: Вставьте Н-НН, объясните свой выбор.
Соле...ые огурцы, туше…ые в духовке овощи, рожде…ый младенец, построе…ый скворечник, купле…ый портфель, вяза…ый шарф, вычище…ые дорожки, пуга…ая ворона, нескоше…ый луг, организова…ый поход, ране…ый боец, плете…ая бабушкой корзина, реше…ая задача.
Задание Б: выполняют учащиеся сильного класса, хорошо усвоившие материал
10. Рефлексия
- Какую цель ставили?
- Удалось ли достичь поставленной цели?
- Каким способом?
- Насколько сложным был материал урока? (оцените, выбрав подходящий смайлик)
11. Домашнее задание
- Выучить правило с.59, уметь объяснять написание слов с помощью правила.
- Выполнить задание В на рабочих листах