Урок-исследование по теме «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных


Цель урока: создать условия для овладения знаниями о правописании букв н и нн в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных и отработки способа применения этих знаний на письме.

Планируемые результаты:

  • Личностные:бережное и внимательное отношение к русскому языку, понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей, обогащение словарного запаса учащихся, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
  • Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений микроисследования; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; извлечения информации из различных источников и её преобразования, умения делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение приходить к общему решению в совместной деятельности; создание высказываний в устной и письменной форме.
  • Предметные: овладение знаниями о способах выбора н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, формировать навык написания н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, уметь графически обозначать орфограмму.

Оборудование: рабочие листы, презентация к уроку, проектор, приложение.

Ход урока

1. Организация класса. Приветствие, настрой на работу

2. Повторение пройденного. Мотивация к учебной деятельности

Учащиеся выполняют задание на рабочих листах.

Задание: Вспомните правописание суффиксов прилагательных. Вставьте Н-НН, выделите суффиксы. Объясните свой выбор (устно).

Глиня….ый, традицио…ый, ветре…ый, телефо…ый, клюкве…ый, оловя….ый, гуси….ый, карма…ый, песча…ый, революцио…ый, стари…ый, соломе…ый, ястреби…ый.

3. Актуализация знаний о причастии. Ответьте на вопросы учителя

Игра «Да-нет»

  • Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак по действию.
  • Причастия могут быть действительными и страдательными.
  • Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным.
  • Полные причастия изменяются по родам (в ед.ч.) , числам и падежам.
  • -УЩ-, -ЮЩ- , -АЩ-, ЯЩ- -это суффиксы действительных причастий прошедшего времени.
  • Причастный оборот - это причастие + зависимое слово.
  • Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми.
  • Страдательные причастия прошедшего времени имеют суффиксы -ЕНН-, -ЁНН-, -НН-, -Т-.

4. Выявления места и причины затруднения. (Столкновение с трудностью)

Решите лингвистическую задачу и ответьте на вопрос: Почему слова, образованные от одного и того же глагола, пишутся по-разному? (учащиеся затрудняются ответить на данный вопрос)

  • Красить -
  • крашеНый пол;
  • некрашеНый пол;
  • покрашеННый пол;
  • непокрашеННый пол;
  • крашеННый маляром пол.

5. Постановка проблемы, целеполагания

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему (записывают ее на рабочем листе) и цель.

- Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

Учащиеся отмечают, что затруднения возникли, потому что не знают, когда в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется н и нн.

- Как бы вы сформулировали цель нашего урока?

Выяснить, когда в суффиксах причастий пишется н, когда нн.

- Как бы вы определили тему урока?

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».

- Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?

Необходимо исследовать список слов с одной н в суффиксах, двумя нн в суффиксах, выделить опознавательные признаки орфограммы, оформить результаты исследования в виде схемы и устного высказывания (текста нового правила).

6. Открытие и изучение новых знаний (работа в паре)

Исследование № 1

Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Сделайте вывод, что влияет на написание НН в суффиксе.

Жареное мясо мясо - пережаренное мясо; кошеная трава - скошенная трава

Тканый ковёр - вытканный ковёр;

Ответ________________________________

Исследование № 2

Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Сделайте вывод, что влияет на написание НН в суффиксе.

  • Тканый ковёр - тканный мастером ковёр
  • Квашеная капуста - квашенная на зиму капуста
  • Гружёные вагоны - гружённые товаром вагоны

Ответ___________________________

Исследование № 3

Задание: определить вид (совершенный-несовершенный) выделенных слов. Сделайте вывод, что влияет на написание НН в суффиксе.

  • Кошеные травы________________вид; купленный товар______________вид
  • глаженая рубашка_______________вид; решенная задача_______________вид
  • моченые яблоки________________вид; брошенный мяч________________вид

Ответ______________________________

Исследование № 4

Задание: Выделите суффиксы в причастия. Какие суффиксы есть в словах? Сделайте вывод, что влияет на написание НН в суффиксе.

  • утрамбованная дорога
  • маринованные грибы
  • асфальтированный проезд
  • концентрированный сок

Ответ______________________________

7. Обобщение материала

После сообщения о результатах исследования предлагается сравнить самостоятельно сделанные выводы с теоретическими сведениями учебника (учебник с.59 Ладыженская).

8. Возвращение к лингвистической задаче, которая вызвала трудность, и ее решение

Почему слова, образованные от одного и того же слова пишутся по-разному? Объясните, используя правило.

  • Крашеный пол ___________________некрашеный пол_________________
  • покрашенный пол ________________ непокрашенный пол_____________
  • крашенный маляром пол ___________________

9. Закрепление новых знаний и отработка способа их применения

Задание А: Вставьте Н-НН, объясните свой выбор.

Соле...ые огурцы, туше…ые в духовке овощи, рожде…ый младенец, построе…ый скворечник, купле…ый портфель, вяза…ый шарф, вычище…ые дорожки, пуга…ая ворона, нескоше…ый луг, организова…ый поход, ране…ый боец, плете…ая бабушкой корзина, реше…ая задача.

Задание Б: выполняют учащиеся сильного класса, хорошо усвоившие материал

10. Рефлексия

  • Какую цель ставили?
  • Удалось ли достичь поставленной цели?
  • Каким способом?
  • Насколько сложным был материал урока? (оцените, выбрав подходящий смайлик)

11. Домашнее задание

  1. Выучить правило с.59, уметь объяснять написание слов с помощью правила.
  2. Выполнить задание В на рабочих листах