Исследовательская и проектная деятельность на уроках физики в условиях реализации ФГОС

Разделы: Физика

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, ФГОС, развивающее обучение, ФГОС по физике


В настоящее время выпускнику уже недостаточно только теоретических знаний. Ученик должен научиться успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру, именно это является основой его социальной успешности. Поэтому в современной школе обучение выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения учащимися знаниями и приобретения опыта решения проблем.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования возрастает актуальность применения педагогических средств, методов, технологий, которые позволяют формировать метапредметные и личностные образовательные результаты.

ФГОС нового поколения предусматривают формирование универсальных учебных действий УДД (совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений)

Виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Наиболее эффективно, на мой взгляд, УДД формируются в процессе проектной деятельности. Учащиеся учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике, находить решения учебных и научных проблем.

Отечественная история образования имеет дело преимущественно со следующими образовательными моделями:

1. Классическое (традиционное) обучение.

2. Развивающее обучение.

Развивающее обучение, авторами которого являются Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов - это учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека, направлен на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

  • проблемность обучения, изложение учебного материала в рамках проблемного урока считаю необходимым для формирования потребности к самообразованию;
  • оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);
  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.

В рамках этой системы считаю необходимым применять эвристический подход к решению задач. Одним из источников эвристической деятельности является информация (опыт), накопленная в памяти ученика, решающего задачи.

Во время эвристического поиска он извлекает нужную ему информацию, которая будет способствовать решению задачи. Этот сложнейший мыслительный акт извлечения актуальной информации называют актуализацией, приспособление извлеченной информации к решаемой задаче - ее организация. Механизм актуализации и организации информации при эвристически направленном поиске может быть различным. Один из них основан на распознавании в задаче знакомых элементов, которые уже встречались при решении других задач. Использование способов их решения может приблизить решающего к результату.

Как пример можно привести решение следующей задачи: Чтобы нагреть 5 кг идеального газа на 2°C при постоянном давлении потребовалось на 41, 55кДж больше теплоты, чем на нагревание того же газа на 2°C при постоянном объеме. Определите молярную массу газа.

В первую очередь встает вопрос, а почему при постоянном давлении энергии потребовалось больше, чем при постоянном объеме?

Учащиеся сравнивают формулу первого закона термодинамики для изобарного и изохорного процессов и приходят к выводу, что эта разность из-за работы в изобарном процессе. Изменение внутренней энергии одинаковое, так как зависит только от температуры. Далее используя формулу для работы в изобарном процессе, получают формулу ΔQ=(m/M)RΔΤ из которой, выразив молярную массу, получают расчетную формулу.

Другие механизмы актуализации и организации информации: изоляция элементов, деталей задачи друг от друга, комбинация их в нужном для эвристического поиска направлении. Изоляция и комбинация, дополняя друг друга, продвигают процесс решения задачи. Разлагая целое на составные части, а затем, воссоединяя их в нужных комбинациях, мы расширяем и углубляем понимание задачи, переходя к более перспективной (например, практической) ситуации.

Известный психолог Джером Брунер, писал, что любому ребенку на любой стадии его развития доступны любые знания при адекватных методах их преподнесения. Психическое развитие протекает не как спонтанное созревание, а в процессе обучения и широкого использования активного практического опыта.

3. Педагогика сотрудничества. Основополагающая идея этой модели - обучение детей и подростков методам и формам самообразования ("учитель не учит, а помогает учиться") в процессе выполнения творческих заданий, преимущественно коллективного характера. Главное внимание уделяется развитию нравственных качеств личности и творческих способностей за счет дифференцированного и личностно-ориентированного подхода с учетом интересов, способностей и возможностей каждого учащегося в процессе коллективной творческой деятельности.

Все больше число учителей проявляют интерес к деятельностным технологиям обучения.

Проектная деятельность обеспечивает учащимся самостоятельность и относительную свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы. Использование проектной деятельности в педагогической практике позволяет целенаправленно решать задачи индивидуально ориентированного образования.

Метод проектов возник в 20-е годы XΙX века в США. Его назвали методом проблем. Основатель американский философ и педагог Джон Дьюи. Его ученик и последователь В.Килпатрик, определяя суть этого метода, назвал его «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской.

С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию.

В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов XX века.

Надо отметить, что сама исследовательская работа не является проектом, это лишь этап проектной работы. В рамках урока можно исследовать, наблюдать, выявлять закономерности, а на обобщающих уроках проводить защиту проекта по теме. Приведу пример организации исследовательской деятельности учащихся на уроке изучения нового материала по теме «Электрические явления».

На обобщающем занятии возможна защита проекта «Электрические явления в доме и их влияние на жизнь человека»

Для самостоятельной работы дома по сбору информации для проекта предлагаются задания, например:

  1. Рассчитать электроэнергию, потребляемую за 1 день, за 1 неделю, за 1 месяц по электросчетчику и определить стоимость потребленной энергии.
  2. Составить электрическую схему электропроводки в своем доме.
  3. Какие вы знаете предохранители? Где человек использует предохранители, с какой целью? Чем опасны самодельные предохранители?
  4. Описать характеристики электрических лампочек, которые используются в вашем доме.
  5. Составить список тканей, которые хорошо электризуются и которые плохо электризуются, а также наименования предметов из них изготавливаемые. Как влияют на здоровье человека статические заряды?
  6. Что делает человек для того, чтобы безопасно жить в своем доме? Какие электрические явления представляют опасность для жизни человека в его доме?
  7. Как неисправная электропроводка и неисправные электроприборы могут привести к пожару, к поражению током?

Отличительная особенность исследования от проектирования прослеживается в том, что исследование не предполагает создание какого-либо планируемого объекта, модели или прототипа. Результат проекта, как правило, предполагается весьма отчетливо, а результат исследования заранее не известен.

К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно-управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.

В современной образовательной организации, образовательная программа которой соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), ребёнок учится посредством двух видов деятельности: учебно-познавательной и проектной.

Проектная деятельность на уроках физики требует от учителя дополнительной работы, выходящей за рамки урока. Прежде чем начать работу по подготовке проекта, необходимо продумать весь ход работы, методы и формы работы, промежуточный и итоговый контроль, просчитать возможный результат этой деятельности, грамотно распределить роли и обязанности в групповом проекте, изучить интересы учащихся.

Литература

  1. Роготнева А.В., Л.Н.Тарасова и др. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС : метод. пособие - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 120 с.
  2. Байбородова Л.В., Л.Н.Серебренников. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013.-175 с.
  3. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 127 с.