Формирование у учащихся 3-го класса умения устанавливать экологические связи в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Разделы: Начальная школа, Экология

Класс: 3


Введение

В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. В концепции также определены важнейшие задачи воспитания: формирование ответственности за свои действия, за судьбу общества и страны, за охрану окружающей среды.

В государственном стандарте начального общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной, т.е. кроме формирования знаний, образование направленно на развитие различных умений у школьников.

Большое значение проблеме развития умений придавали педагоги и психологи, такие как Пидкасистый П.И., Селевко Г.К., Сластенин В.А., Немов Р.С., Богословский В.В., Степанов А.А. и др.

Особая роль в начальной школе отводится учебному предмету «окружающий мир», являющемуся интегрированным курсом, направленным на формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе «человек - природа - общество», воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней [15, с. 56].

Основополагающими принципами концепции учебно-методического комплекта «Школа России» (авторский коллектив под руководством А.А.Плешакова) является эколого- и гражданско-ориентированное образование учащихся. Учебный модуль «окружающий мир» представлен в УМК «Школа России» программой интегрированного курса «Окружающий мир» (А.А.Плешаков), в которой одной из задач естественно-научного образования в начальной школе является формирование и развитие у учащихся начальных классов разнообразных умений.

В исследованиях психологов и педагогов не раз отмечалось, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями природы, о экологических связях между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными, грибами), между природой и человеком на доступном уровне. Эти представления успешно развиваются у учеников в курсе "Окружающий мир" (1 класс).

Для чего все это надо изучать? Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нем. Это относится и к экологическим связям. Изучение этих связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи.

В процессе познания природы младшими школьниками необходимо, чтобы они осознали разнообразные экологические связи. Для успешного изучения школьниками окружающего мира необходимо формировать умение устанавливать экологические связи в процессе изучения данного курса.

Педагоги и методисты прошлого уделяли большое внимание проблеме развития умения устанавливать экологические связи у учащихся начальной школы. Я.А.Коменский придавал особое значение непосредственному ознакомлению детей с изучаемыми вещами и явлениями, раскрытию взаимосвязей между последними, приучению к их обнаружению и анализу. В учебнике Л.С.Севрука «Начальный курс естествознания» учебный материал был расположен в следующем порядке: неживая природа (земля, воздух, вода) - живая природа (растения, животные). Этот порядок позволяет раскрыть взаимосвязи в природе. Севрук: «Как знакомство с явлениями неживой природы подготавливает к пониманию явлений живой природы, так знакомство с устройством и проявлением жизни у растений делает более доступным понимание устройства тела у животных <…>.» Вопрос о раскрытии взаимосвязей в природе поднимали Д.Н.Кайгородов, А.П.Павлов. Но особую роль в этом сыграл В.В.Половцев. Он разработал так называемый «биологический метод», сущность которого заключается в том, что при изучении предметов природы как живой, так и неживой, должны раскрывать взаимосвязи и взаимоотношения.

Большое внимание формированию познавательных умений, в том числе и устанавливать связи, уделяли: Л.И.Бурова, А.А.Плешаков, Л.Ф.Мельчаков и другие.

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся 3 класса умения устанавливать экологические связи в процессе изучения курса «Окружающий мир»

1.1.Понятие «формирование умения» в науке

Как было сказано выше, современное образование носит развивающий характер и ориентировано, прежде всего, на формирование практической деятельности у школьников. Воспроизведение деятельности характеризуется особыми качествами личности - умениями и навыками.

Прежде, чем рассмотреть процесс формирования умений, дадим определение понятия «умение».

В толковом словаре под редакцией Кузнецова С.А. дается такое определение: «Умение - навык в каком-нибудь деле, опыт» [30, с. 867].

В педагогической литературе встречаются различные определения данного понятия.

И.П.Подласый дает такое определение: «Умение - овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике [24, с. 295].

Селевко Г.К. определяет умение как «способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях» [25, с.26].

В педагогическом словаре Коджаспирова Г.М. дает такое определение: «умение - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта[10, с.153].

По определению Казанского Н.Г. и Назаровой Т.С. «умение - это знание в действии, это система приемов, которая обеспечивает готовность и способность человека сознательно и самостоятельно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Умения, которыми овладевают учащиеся в учебном процессе, очень разнообразны: умения наблюдать и делать правильные выводы из наблюдений, умение размышлять, сравнивать и др.» [9, с.30].

Различные определения умений свидетельствуют об отсутствии единого подхода к данному вопросу в педагогической и методической литературе. Причиной этого является сложность понятия, многогранность его свойств. Следует так же учесть, что подходы к определению данного понятия в педагогической и методической литературе во многом берут начало в исследованиях психологов.

Под «умением» Петровский А.В. подразумевает освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях [19, с.97].

По мнению В.А.Крутецкого: «умением называют освоенный человеком способ выполнения деятельности» [12, с.64].

Как отмечает Р.С.Немов «умение - это элементы деятельности, позволяющие человеку делать что-либо с высоким качеством» [16, с. 49].

В психологической литературе также нет единого подхода к определению понятия «умение», так как рассматривается две стороны умений: умения, как готовность и способность человека применять знания на практике и умения, как система приемов, обеспечивающих эту способность.

Умения бывают первичные и вторичные. Первичные умения представляют собой начальную стадию формирования навыков, которые могу автоматизироваться. Вторичные умения не могут быть автоматизированными и предполагают элемент творчества.

П.И.Пидкасистый выделил основные признаки (свойства) умений:

  • гибкость (способность рационально действовать в разных ситуациях);
  • стойкость (сохранение точности и темпа, несмотря на внешние помехи);
  • прочность (умение не утрачиваться в тот период, когда оно практически не применяется);
  • максимальная приближенность к реальным условиям и задачам.

Существует классификация Р.С.Немова, в которой выделяются следующее умения:

а) двигательные - включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности;

б) познавательные - включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации;

в) теоретические - связаны с абстрактным интеллектом, выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории;

г) практические - проявляются в творческой рабате, связанной с получением идеального продукта мысли [16, с. 87].

Формирование умений представляет собой сложный процесс аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в зоне которых создаются и закрепляются ассоциации между заданием, необходимыми знаниями и применением знаний на практике. Повторные действия укрепляют эти ассоциации, а вариации заданий делают их более точными. Через регуляцию таких действий осуществляется управление умениями, которое заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действий, т.е. получение в результате надежного итога действия.

Умения, в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включает в себя процесс мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умение от навыка. Активная интеллектуальная деятельность в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации.

Умения предполагают воплощение знаний в физическое действие. Тогда термин «умение» определяется как «владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности, имеющимися у субъекта знаниями и навыками»[5, с. 36].

Умение включает в себя знание теоретических основ действия, способов выполнения действия, их содержание и последовательность, практический опыт выполнения аналогичных действий, элементы творческого подхода - нахождение оригинальных способов выполнения действий.

Умение принято характеризовать, как возможность осуществить какое-либо действие, операцию. Оно предшествует навыку, который рассматривается как более высокий уровень овладения действиями [28, с.145].

С точки зрения Смирнова С.А. формирование и развитие умений и навыков включает 4 этапа:

  • Ознакомительный (осмысливание действий и их представление);
  • Подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение);
  • Стандартизирующий (автоматизация элементов действия);
  • Варьирующий или ситуативный (приспособление действий к иным ситуациям) [28, с. 147].

А.М. Левинов выделил четыре уровня развития умений, в основу которых положена характеристика познавательных действий. Под действием понимается осознанный, целенаправленный акт, решение познавательных задач. Действия бывают продуктивными и репродуктивными.

К первому и второму уровню относятся умения действовать только по известному образцу в стандартной ситуации (репродуктивные действия).

  • Воспринимать и осмысливать знания в готовом виде (делить материал на части, выделять главное, составлять тезисы).
  • Умение закреплять и применять знания (отбирать и заучивать материал своими словами и наизусть, выполнять опыты и упражнения, строить рассказ по указанию и инструкциям в стандартной ситуации).
  • Организационные умения (оценивать результаты своих действий, выполняемых по прямим предписаниям и инструкциям в знакомой ситуации).

Третий и четвертый уровни развития умений проявляются в продуктивных действиях. К третьему относятся:

  • Воспринимать и осмысливать знания: осуществлять частично самостоятельно поиск проблемы.
  • Закреплять и применять знания, умения, выполнять опыты, лабораторные работы.
  • Организационные умения: самостоятельно ставить цель, задачу, критически оценивать, контролировать свою деятельность.

Четвертый уровень - творческие умения:

  • Воспринимать и осмысливать знания: самостоятельно увидеть проблему, сформировать ее, сделать вывод.
  • Закреплять и применять знания: творчески разработать и использовать оригинальные способы решения задач.
  • Организационные умения: умения самостоятельно ставить цель, задачу, разработать оригинальный план ее решения, реализовать его, корректировать ход своей деятельности.

Показателями владения умениями являются конкретные действия, выполняемые относительно конкретно поставленных задач в контексте обучения. Вместе с тем в структуре любого действия можно выделить общие элементы, реализация которых необходима при воспроизведении каждого конкретного умения. Владение этими элементами может служить объективными показателями сформированности умения:

  • построение алгоритма операций выполнения конкретных действий в структуре умения;
  • моделирование практического выполнения действий, составляющих данное умение;
  • выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;
  • самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности [20, с. 361].

Основными приемами формирования того или иного умения являются:

  • объяснение;
  • показ способа действия;
  • выполнение способа действия по инструкции, по памяти;
  • имитация способа действия на макете.

Таким образом, под формированием умения мы можем понимать процесс поэтапного изменения уровней мышления школьников.
В данном параграфе мы рассмотрели различные понятия «умений» с педагогической (П.И.Пидкасистый, И.П.Подласый, Селевко и др.) и психологической (В.В.Давыдов, Р.С.Немов, Петровский А.В. и др.) точки зрения. В своей работе за основу возьмем определение В.А.Крутецкого, в котором под умением понимают освоенный человеком способ выполнения деятельности. Существуют различные классификации умений. Умения устанавливать экологические связи мы можем отнести к теоретическим, по классификации Р.С.Немова, так как связаны с абстрактным интеллектом, требуют анализа, обобщения материала, и практическим, так как предполагают определенных действий человека. Процесс формирования умений представляется поэтапно.

См. продолжение статьи